Цели урока:
- расширить представление детей о героических страницах истории Волгограда;
- стимулировать стремление знакомиться с историей родного края;
- формировать умение находить информацию на заданную тему;
- способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;
- вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, костюмы для детей – гимнастерки, атрибуты для инсценировки песни “на Мамаевом кургане тишина” (черный платок, цветы, игрушечный автомат).
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, подготовка сообщений совместно с родителями по теме “Герои Сталинградской битвы”.
Ход мероприятия
Дети заходят в зал под маршевую музыку и становятся полукругом <Рисунок 1>.
Ведущий: Более 65 лет назад отгремела Великая Отечественная Война, но ее отголоски слышатся до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война. Поэтому так важна была для народа первая победа над фашизмом – победа под Сталинградом. Мы помним об этом и склоняем головы перед героями этих дней.
Ребенок 1:
История немало дат
Потомкам сохранила
Ведь человек тем и богат,
Что помнит все, что было.
Ребенок 2:
Мы помним сорок первый год
Мы помним сорок пятый.
Встал на защиту весь народ
И сломлен враг заклятый.
Ребенок 3:
Мы помним Курск и Сталинград
И битву под Москвою.
Как сквозь огонь, свинцовый град
К победе шли герои.
Ведущий: Героизму людей не было предела, подвиги простых русских солдат пугали врага. Сталинград навсегда вошел в историю.
Ребенок 4:
Стоит в России звон нескольный,
То памяти в ней бьют колокола,
О той,что что называем мы народной,
О Сталинградской битве воззвала!
Ребенок 5:
Сталинград-это боль, это муки,
В Сталинграде лишь плач матерей.
Вот берет мать дитя свое в руки
И несется сквозь пули быстрей.
Ребенок 6:
Серый дым разрушенных зданий,
Самолет подбитый летит.
Людям нечего есть, голодают,
Много раненых, но врач – дефицит.
Умирали от пуль, от гранаты,
Замерзали насмерть порой.
Гибли, гибли наши солдаты
В Сталинграде, под Курском, Москвой.
Ребенок 7:
Волгоград-Сталинград,
Души павших солдат
Всё горят – просто некуда деться.
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.
Ребенок 8:
Волгоград-Сталинград,
Рядовой и комбат
Здесь лежат невзирая на званья.
Молча люди стоят,
Журавли пролетят
И курлыканье – как отпеванье.
Ведущий: Защищали Великий Сталинград солдаты со всех уголков нашей огромной страны. Они беспощадно били врага, мужественно защищили каждую пядь Сталинградской земли. Вот имена этих героев:
Дети по очереди рассказывают о героях Сталинградской битвы. Рассказы сопровождаются показом соответствующих слайдов.
Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: "Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда работу моих молодых товарищей, снайпера нашего полка, счет перевалит за 1000". Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Снайпер Анатолий Чехов защищал дом Павлова. В Салинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии он подготовил 25 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм "И помнит мир спасенный."
Иван Семенович Рачков на своем пароходе "Иосиф Сталин" вывез из Сталинграда сотни раненых, доставлял боеприпасы, провизию и солдат к местам боев. В августе 1942 года принял на борт своего корабля женщин, детей и стариков, эвакуировавшихся из города. Он должен был доставить их в Куйбышев. Под прикрытием ночи пароход тронулся в путь, но был быстро обнаружен врагом; по пароходу открыли огонь, и на нем возник пожар. Спасая людей и имущество, капитан не покинул корабль. Пароход затонул на мелководье, большинство пассажиров спаслось.
19-летняя девушка Татьяна Скоробогатова возглавила партизанский отряд "Искра". Отряд минировал дороги, совершал налеты на немецкие обозы, доставлявшие немцам боеприпасы и еду. За несколько дней до прихода советских войск отряд попал на вражескую автоколонну. В крытых машинах ехали солдаты; завязался бой, в котором девушка погибла.
В октябре 1942 года во время боя в районе завода "Баррикады" проявил мужество Матвей Путилов. Ему был дан приказ соединить оборванный миной телефонный провод. Путилова ранило в руку во время исполнения боевого задания; вокруг разрывались снаряды и обрывали провод не один раз, и каждый раз он находил и устранял обрыв. Когда понял, что силы его покидают, зажал концы провода зубами и наладил связь. Матвея не было в живых, а связь продолжала работать.
Ведущий: Война затронула каждую семью. И в нашем детском саду есть дети, чьи прадедушки воевали во время Великой Отечественной войны. Им мы посвящаем песню “Прадедушка мой”
Дети исполняют песню “Прадедушка мой”.
Ведущий: Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти... Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.
Ребенок:
Когда, упав на поле боя,
И не в стихах, а на яву,
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву.
Когда склонилась надо мною,
Страданья моего сестра,
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой.
Как-будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.
Ведущий: Каждый приближал победу как мог. В стороне не остались и дети. Дети Сталинграда были первыми помощниками в госпиталях. Они носили воду, стирали бинты, помогали раненым.
Ребенок 1:
Хоть дедушка не воевал,
Он был тогда мальчишкой,
Но тяжести войны познал
Из жизни – не из книжки.Разруха, голод, холода
Мальчишек не пугали.
Победой жили все тогда,
Все фронту помогали.
Ребенок 2:
Под Сталинградом шли бои,
Герои не сдавались.
Потери были велики
Сорлдаты кровью истекали.Врачей так мало, места нет,
А раненых все больше, больше
И каждый дом уж лазарет
Казалось сил не хватит больше.
Ребенок 1:
И дед с оравою ребят
Решили очень быстро:
"Медсестрам надо помогать
Водой снабдить их чистой"!Не уставая. целый день
Носили воду дети.
И для меня мой дед – герой
И лучший он на свете!
Ведущий: Всех героев не назвать поименно, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, в их честь зажигают вечный огонь.
Исполняется песня “Вечный огонь” (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова)
Ребенок 3:
Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.
Ведущий: В память обо всех павших в Сталинградской битве объявляется “Минута молчания”. Прошу всех встать.
“Минута молчания” сопровождается слайдом мерцающего огня и аудиозаписью звука метронома.
Ведущий: Есть вечный огонь и в Волгограде. Вечный огонь на площади Павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. Еще один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.
Звучит песня “На Мамаевом кургане тишина” (муз. А. Пахмутова, сл. В.Боков). Дети инсценируют песню.
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой.
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет:"Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"
(Инсценировка песни: Часть детей построена в две колонны. Другие дети изображают скульптуры на Мамаевом кургане. “Мать” (ребенок) с цветами в руках проходит мимо скульптур Мамаева кургана, чтобы почтить память погибшего сына и его товарищей.) <Рисунок 2>, <Рисунок 3>
Ведущий: Идут года, все меньше тех. кто был свидетелем этих грозных дней, редеют ряды ветеранов.
Ребенок 1:
Все меньше ветеранов мы встречаем
Уходят ветераны, ведь года,
Но мы убеждены, мы точно знаем,
Ваш подвиг не забудут никогда.
Ребенок 2:
Четверть века назад отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но, далекому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ребенок 3:
Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер – на сердце ладонь
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?Говорят, что не плачет солдат: он – солдат.
И что старые раны к ненастью болят.
Но вчера было солнце! И солнце с утра...
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?
Исполняется песня “Когда ветераны идут на парад”.
Ведущий: Как хорошо жить в мирное время, спокойно спать, учится, без страха смотреть в синее небо. И хочется верить, что потомки детей Сталинграда, защитников этого города, будут такими же смелыми, отважными.
"Помни, что ты не просто мальчик.
Сын солдата.
Сын Сталинграда.
Капля его Бессмертия,
Искра его огня."
Ведущий: Вы – волгоградцы. Гордитесь этим. Вы живете в одном из самых красивых и славных городов. Так пусть же он живет, растет и процветает!
Ребенок:
Вот российский флаг
На ветру шумит
На реке великой
Город наш стоит.
Сколько улиц в нем широких,
Сколько площадей,
Сколько вечером сияет
Звездочек, огней!
Ты красив зимой и летом
И тебе я рад!
Будь всегда таким красивым
Город Волгоград!
Под торжественную маршевую музыку дети уходят из зала.