Форма: игра-путешествие.
Возрастная группа: средняя.
Программное содержание:
- уточнить и расширить словарь по теме «Посуда», совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику;
- воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте, продолжать формировать умение правильно и красиво накрывать стол.
Словарная работа: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан, мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить, тарелочка, кастрюлька, блюдечко, ложечка, вилочка, кружечка, самовар.
Материалы и оборудование: стрелки, картинка-загадка, дерево с картинками, разрезные картинки, предметы чайной посуды, самовар.
ХОД ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.
– Дети, я отправляюсь в путешествие. Хотите
вместе со мной? Здорово. Тогда посмотрите на эту
картинку-загадку. Если вы назовете предметы,
которые спрятались на картинке, вы узнаете, куда
мы с вами отправимся. (На картинке-загадке
изображения нескольких наложенных друг на друга
предметов, например: кастрюля, чайник, чашка,
блюдце.)
– А как можно назвать эти предметы одним словом? (Посуда).
Правильно, мы отправляемся в страну Посуды, к
Самовар Самоварычу. Дети, для чего нужен самовар?
(кипятить воду для чая). Раньше, в старину, любили
пить чай из самовара. Люди садились за стол, пили
чай и беседовали. Вода в самоваре долго не
остывала… Чай был вкусный, ароматный…
– Итак, мы отправляемся в страну Посуды, которой
нет ни на одной карте, но дорога будет интересной.
По пути мы будем с вами выполнять интересные
задания, играть и отгадывать загадки.
– Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю. Не
заблудиться нам в нашем путешествии помогут
стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут
нам направление, куда путь держать. Будьте
внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед.
В незнакомом месте, лучше держаться всем вместе. (Делаем
несколько шагов по направлению стрелок до
«поляны).
– Но что это? (Обращаю внимание на разбросанные
конверты с загадками).
А вот и первое задание… Нужно отгадать
загадки.
– Сама не ем, а людей кормлю (Ложка)
– Сделаны они из стекла, предназначены для чая,
сока, молоко. (Стакан)
– на огне стою, еду вкусную варю. (Кастрюля)
– Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
– Правильно отгадали, молодцы! А как эти предметы
можно назвать одним словом? (Посуда)
– Давайте возьмём эти картинки с собой, вдруг в
пути они пригодятся…
– Посмотрим, что в другом конверте. Тут тоже
карточки с картинками. Мы будем называть
то, что изображено на картинках и говорить для
чего нужны эти предметы. Я начну говорить, а вы
закончите предложения.
– Это что? Кружка нужна для того, чтобы из нее … (пить
чай)
– Сковорода нужна для того, чтобы на ней … (жарить
котлеты)
– Нож нужен для того, чтобы им … (намазывать
масло, отрезать …)
– Банка нужна для того, чтобы в неё … (наливать
воду, компот..., делают консервы…).
– Действительно, ребята, посуда нам необходима…
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут, Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут!
– Отправляемся дальше в путь по стрелочкам…
(Делаем несколько шагов по направлению стрелок до «дерева», на ветках которого вместо плодов висят картинки с изображением посуды).
Чудо-дерево растет,
Чудо-чудо, чудное
Расчудесное!
Не листочки на нем
Не цветочки на нем
А блюдца да чашки,
Миска на нем.
– Дети, а что ещё вы видите на этом чудесном
дереве?
– Ребята, как вы думаете, картинки с полянки
можно повесить на это дерево? Почему?
– Посмотрите внимательно на дерево, найдите
предметы, где есть желтый цвет? Какие
предметы посуды имеют круглую форму?
– А теперь давайте назовём предметы посуды
ласково.
Все готовы, ребятишки?
И девчонки, и мальчишки?
Игру мы дружно начинаем,
Посуду ласково называем.
– Молодцы, ребята! Быстро и дружно справились
вы с этим заданием! А теперь закрывайте глазки и
давайте посчитаем до пяти. (За это время
повесить на дерево картинку с изображением
груши).
– Дети открывайте глаза и внимательно
посмотрите на дерево. Что нового появилось? А что
лишнее на этом дереве?
Игра «Что лишнее?»
Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «яблоко лишнее, это фрукт, а все остальное посуда.» Ребята, скажите, как надо ухаживать за посудой? (посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить.
– Давайте покажем, как нужно ухаживать за ней. (Дети имитируют мытьё посуды).
Мы почистим тебя песочком,
Окатим тебя кипяточком,
Вытрем тебя полотенчиком.
И ты будешь опять
Словно солнышко сиять!
– Двигаемся дальше. Стрелочки привели нас к столам.
Игра «Разбитые чашки»
– Посмотрите, какие красивые чашки здесь на
этих картинках, а на тарелочках – такие же чашки,
но разбитые. Помогите их «склеить», сложите части
правильно.
Вот спасибо, молодцы! Сделали доброе дело, можно
двигаться дальше.
(Подходим к столу, в центре которого стоит самовар, накрытый салфеткой.)
– Смотрите ребята, стол покрытый скатертью. Садитесь вокруг стола. Нас, похоже, ждали тут. И сюрприз какой-то приготовлен наверно. (Беру конверт с загадкой).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела
Пейте чай, вода, вскипела!
– Ну конечно, это загадка про самовар! Вот и пришли мы с вами к Самовар Самоварычу!
В кухне самовар стоит
Он, как зеркало, блестит,
Словно паровоз, пыхтит,
И как будто говорит:
«Если хочешь чай, дружок,
Поверни мой рычажок,
Чтоб из крана кипяток
В чашку весело потёк!
Я недаром так пыхчу –
Людям воду кипячу,
Всех от мала до велика
Чаем напоить хочу!».
– Он в середине стола стоит, стол скатертью
накрыт… Но чего то не хватает для чаепития…
Правильно, не хватает чайной посуды.
– Накроем стол для чаепития. Какая посуда
потребуется? Блюдца, чашки, чайные ложки,
сахарница, конфетница. Давайте каждый
приготовит набор посуды для чая. Что в начале?
Блюдце, на него чашку. На блюдце чайную ложку. А
конфетницу в середину стола.
(Звучит фонограмма)
– Ну вот, стол для чаепития накрыт, самовар
кипит, можно погостить немного у Самовар
Самоварыча… Согласны?
– А в какой стране живёт Самовар Самоварыч? Вам
понравилось путешествовать по этой стране? Что
понравилось больше?
– Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы
отгадали все загадки на полянке, нашли лишние
предметы среди посуды, рассказали, как нужно за
ней ухаживать, правильно и красиво накрыли
стол для чаепития. Вы справились с заданиями,
потому что были внимательные и дружные. И Самовар
Самоварыч угощает вас вкусными конфетами.
(Насыпать в конфетницу).