Программа "Методы решения физических задач"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа «Методы решения физических задач» имеет естественнонаучную направленность и разработана на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач»; авторы: В.А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва; Ю.А.Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» реализуется в объединении дополнительного образования «Методы решения физических задач» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Логос» города Чудово.

Педагогическая целесообразность программы.

Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объёма знаний, которые должны быть усвоены в процессе обучения в школе. В дальнейшей жизни человека знания должны углубляться и пополняться в ходе самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим совершенствование процесса формирования естественнонаучных умений считается приоритетной дидактической задачей, овладение ими стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. Программа дополнительного образования «Методы решения физических задач» нацелена на развитие умения применять знания и умения на практике, на формирование у детей потребности в непрерывном самообразовании.

Данная программа является актуальной на сегодняшний день. Программа согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Содержание программы дополняет и расширяет знания, полученные на уроках физики. Акцент делается на освоение учащимися различных методов решения физических задач.

Программа дополнительного образования «Методы решения физических задач» помогает детям на более высоком по сравнению с базовым уровнем освоить курс физики, способствует подготовке к олимпиадам и конкурсным мероприятиям не только по физике, но и другим естественнонаучным дисциплинам. Подготовка в рамках данной программы позволяет детям успешно пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, выстроить каждому выпускнику индивидуальную траекторию развития после окончания школы с учётом личностных достижений и профессиональных предпочтений.

Данная программа рассчитана на детей, имеющих подготовку по физике в соответствии с требованиями к выпускникам основной общей школы.

Цель программы:

  • Создание условий для развития личности ребёнка на основе опыта познавательной и творческой деятельности в процессе освоения методов решения физических задач.
  • Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

обучающих:

  • знакомство с основными алгоритмами решения задач, различными методами и приёмами решения задач;
  • углубление и расширение знаний и умений, полученных в основном курсе физики;
  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования;

развивающих:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • реализация творческого потенциала детей в предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие умений по организации самостоятельной исследовательской деятельности;

воспитывающих:

  • развитие способности действовать самостоятельно, настойчивости в достижении поставленной цели, ответственности за результаты принятых решений;
  • повышение мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование осознанной готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, то есть адаптирована к условиям образовательного процесса данного образовательного учреждения. В рамках модификации увеличено количество часов – 1–2 год обучения с 68 часов до 136 часов.

Данные изменения обусловлены необходимостью увеличения количества практических занятий, что позволяет лучше осваивать и закреплять теоретические знания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 16–18 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года обучения.

1 год обучения – 2 часа в неделю – 68 часов в год.
2 год обучения – 2 часа в неделю – 68 часов в год.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. 1–2 год обучения – наполняемость до 15 человек. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях» (Приложение 7) «Примерная наполняемость групп». В целом состав групп остаётся постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий; смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Формы и режим занятий.

В работе объединения дополнительного образования «Методы решения физических задач» применяются различные формы проведения занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода, так как в связи с индивидуальными особенностями обучающихся результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует интеллектуальному развитию обучающихся.

На занятиях применяются и коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачёт. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.

Продолжительность занятий:

1 год обучения -2 раза в неделю по 1 часу.
2 год обучения -2 раза в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Требования к уровню освоения содержания курса:

По итогам первого года обучения обучающийся должен уметь:

  • анализировать физическое явление;
  • проговаривать вслух решение;
  • анализировать полученный ответ;
  • классифицировать предложенную задачу;
  • составлять простейших задачи;
  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
  • выбирать рациональный способ решения задачи;
  • решать комбинированные задачи.

По итогам второго года обучения обучающийся должен знать:

  • основные алгоритмы решения задач,
  • различные методы и приёмы решения задач;

уметь:

  • решать задачи повышенной сложности задачи;
  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
  • владеть методами самоконтроля и самооценки.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • Участие в итоговой аттестации за курс средней (полной) школы.
  • Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физике (I – IV этапы).
  • Участие в предметных и комплексных олимпиадах, проводимых НовГУ им. Я. Мудрого, ВУЗами Санкт– Петербурга и ВУЗами других городов Российской Федерации, в том числе участие в заочных и дистанционных олимпиадах.
  • Участие в творческих предметных конкурсах, фестивалях, проектах, конференциях, («Портфолио» и др.), проводимых различными образовательными учреждениями и центрами, в том числе в заочных и дистанционных мероприятиях.
  • Успешное обучение в заочных физико-математических школах, центрах по работе с одарёнными детьми, на подготовительных курсах при ВУЗах и т.п.

Основные средства обучения:

  • Физические приборы.
  • Дидактические материалы.
  • Учебники физики для старших классов средней школы.
  • Учебные пособия по физике, сборники задач.

Текущая аттестация качества усвоения знаний.

Текущая аттестация проводится в виде письменных контрольных (тестовых) работ. Выполнение проверочной работы предполагает решение нескольких предложенных задач по определенному разделу курса. В ходе выполнения курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений проводится с учётом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в защите решения экспериментальных, теоретических и вычислительных задач.

Итоговая аттестация.

Курс завершается зачётом, на котором проверяются практически умения применять конкретные законы физических теорий, фундаментальные законы физики, методологические принципы физики, а также методы экспериментальной, теоретической и вычислительной физики. Проверяются умения различных категорий обучающихся при решении задач.

Приложение 1, Приложение 2

Учебно-тематический план
Первый год обучения (68 часов)


п/п
Название темы Количество часов
Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1. Физическая задача.
Классификация задач
4 2 2
2. Правила и приёмы решения физических задач 6 2 4
3. Кинематика 12 4 8
4. Динамика. Законы сохранения.

Статика

24 8 16
5. Гидроаэромеханика 6 2 4
6. Молекулярная физика и термодинамика 12 4 8
7. Обобщающие занятия по методам и приёмам решения физических задач

(Олимпиады, конкурсы, викторины, тестирование, презентации творческих работ)

4 0 4
  Итого 68 22 46

Второй год обучения (68 часов)


п/п
Название темы Количество часов
Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1. Электростатика 12 4 8
2. Законы постоянного тока 14 4 10
3. Магнетизм 4 1 3
4. Колебания и волны 8 2 6
5. Геометрическая оптика 10 3 7
6. Элементы теории относительности 2 1 1
7. Тепловое излучение. Фотоэффект. Квантовые свойства света 4 1 3
8. Физика атома 4 1 3
9. Физика атомного ядра 4 1 3
10. Обобщающее занятие по методам
и приёмам решения физических задач.
2 0 2
11. Итоговое тестирование 4 0 4
  Итого 68 18 50