Пояснительная записка
Программа «Методы решения физических задач» имеет естественнонаучную направленность и разработана на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач»; авторы: В.А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва; Ю.А.Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» реализуется в объединении дополнительного образования «Методы решения физических задач» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Логос» города Чудово.
Педагогическая целесообразность программы.
Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объёма знаний, которые должны быть усвоены в процессе обучения в школе. В дальнейшей жизни человека знания должны углубляться и пополняться в ходе самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим совершенствование процесса формирования естественнонаучных умений считается приоритетной дидактической задачей, овладение ими стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. Программа дополнительного образования «Методы решения физических задач» нацелена на развитие умения применять знания и умения на практике, на формирование у детей потребности в непрерывном самообразовании.
Данная программа является актуальной на сегодняшний день. Программа согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Содержание программы дополняет и расширяет знания, полученные на уроках физики. Акцент делается на освоение учащимися различных методов решения физических задач.
Программа дополнительного образования «Методы решения физических задач» помогает детям на более высоком по сравнению с базовым уровнем освоить курс физики, способствует подготовке к олимпиадам и конкурсным мероприятиям не только по физике, но и другим естественнонаучным дисциплинам. Подготовка в рамках данной программы позволяет детям успешно пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, выстроить каждому выпускнику индивидуальную траекторию развития после окончания школы с учётом личностных достижений и профессиональных предпочтений.
Данная программа рассчитана на детей, имеющих подготовку по физике в соответствии с требованиями к выпускникам основной общей школы.
Цель программы:
- Создание условий для развития личности ребёнка на основе опыта познавательной и творческой деятельности в процессе освоения методов решения физических задач.
- Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
обучающих:
- знакомство с основными алгоритмами решения задач, различными методами и приёмами решения задач;
- углубление и расширение знаний и умений, полученных в основном курсе физики;
- получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования;
развивающих:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- реализация творческого потенциала детей в предметно-продуктивной деятельности;
- развитие умений по организации самостоятельной исследовательской деятельности;
воспитывающих:
- развитие способности действовать самостоятельно, настойчивости в достижении поставленной цели, ответственности за результаты принятых решений;
- повышение мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование осознанной готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, то есть адаптирована к условиям образовательного процесса данного образовательного учреждения. В рамках модификации увеличено количество часов – 1–2 год обучения с 68 часов до 136 часов.
Данные изменения обусловлены необходимостью увеличения количества практических занятий, что позволяет лучше осваивать и закреплять теоретические знания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 16–18 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года обучения.
1 год обучения – 2 часа в неделю – 68 часов в год.
2 год обучения – 2 часа в неделю – 68 часов в год.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. 1–2 год обучения – наполняемость до 15 человек. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях» (Приложение 7) «Примерная наполняемость групп». В целом состав групп остаётся постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий; смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Формы и режим занятий.
В работе объединения дополнительного образования «Методы решения физических задач» применяются различные формы проведения занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода, так как в связи с индивидуальными особенностями обучающихся результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует интеллектуальному развитию обучающихся.
На занятиях применяются и коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачёт. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
Продолжительность занятий:
1 год обучения -2 раза в неделю по 1 часу.
2 год обучения -2 раза в неделю по 1 часу.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Требования к уровню освоения содержания курса:
По итогам первого года обучения обучающийся должен уметь:
- анализировать физическое явление;
- проговаривать вслух решение;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять простейших задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи.
По итогам второго года обучения обучающийся должен знать:
- основные алгоритмы решения задач,
- различные методы и приёмы решения задач;
уметь:
- решать задачи повышенной сложности задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- Участие в итоговой аттестации за курс средней (полной) школы.
- Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физике (I – IV этапы).
- Участие в предметных и комплексных олимпиадах, проводимых НовГУ им. Я. Мудрого, ВУЗами Санкт– Петербурга и ВУЗами других городов Российской Федерации, в том числе участие в заочных и дистанционных олимпиадах.
- Участие в творческих предметных конкурсах, фестивалях, проектах, конференциях, («Портфолио» и др.), проводимых различными образовательными учреждениями и центрами, в том числе в заочных и дистанционных мероприятиях.
- Успешное обучение в заочных физико-математических школах, центрах по работе с одарёнными детьми, на подготовительных курсах при ВУЗах и т.п.
Основные средства обучения:
- Физические приборы.
- Дидактические материалы.
- Учебники физики для старших классов средней школы.
- Учебные пособия по физике, сборники задач.
Текущая аттестация качества усвоения знаний.
Текущая аттестация проводится в виде письменных контрольных (тестовых) работ. Выполнение проверочной работы предполагает решение нескольких предложенных задач по определенному разделу курса. В ходе выполнения курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений проводится с учётом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в защите решения экспериментальных, теоретических и вычислительных задач.
Итоговая аттестация.
Курс завершается зачётом, на котором проверяются практически умения применять конкретные законы физических теорий, фундаментальные законы физики, методологические принципы физики, а также методы экспериментальной, теоретической и вычислительной физики. Проверяются умения различных категорий обучающихся при решении задач.
Учебно-тематический план
Первый год обучения (68 часов)
№ п/п |
Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Физическая задача. Классификация задач |
4 | 2 | 2 |
2. | Правила и приёмы решения физических задач | 6 | 2 | 4 |
3. | Кинематика | 12 | 4 | 8 |
4. | Динамика. Законы сохранения.
Статика |
24 | 8 | 16 |
5. | Гидроаэромеханика | 6 | 2 | 4 |
6. | Молекулярная физика и термодинамика | 12 | 4 | 8 |
7. | Обобщающие занятия по методам и приёмам решения
физических задач (Олимпиады, конкурсы, викторины, тестирование, презентации творческих работ) |
4 | 0 | 4 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
Второй год обучения (68 часов)
№ п/п |
Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Электростатика | 12 | 4 | 8 |
2. | Законы постоянного тока | 14 | 4 | 10 |
3. | Магнетизм | 4 | 1 | 3 |
4. | Колебания и волны | 8 | 2 | 6 |
5. | Геометрическая оптика | 10 | 3 | 7 |
6. | Элементы теории относительности | 2 | 1 | 1 |
7. | Тепловое излучение. Фотоэффект. Квантовые свойства света | 4 | 1 | 3 |
8. | Физика атома | 4 | 1 | 3 |
9. | Физика атомного ядра | 4 | 1 | 3 |
10. | Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. |
2 | 0 | 2 |
11. | Итоговое тестирование | 4 | 0 | 4 |
Итого | 68 | 18 | 50 |