Основы логики и логические основы компьютера

Разделы: Информатика


Тема урока: Знакомство с элементами логики. Логические операции. Таблицы истинности.

Цели урока:

  • Формирование системно-информационного  подхода к анализу окружающего мира.
  • Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
  • Познакомить уч-ся с понятиями высказывания и логическими операциями.
  • Научить уч-ся составлять таблицы истинности логических выражений.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – изучить и закрепить элементы математической логики, логические операции, таблицы истинности.
  • Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Повторение изученного материала прошлого урока

– На прошлом занятии мы с вами познакомились с формами мышления. Давайте вспомним,  какие существуют формы мышления? (Понятие, высказывание, умозаключение).
– Как называется наука о способах и формах мышления? (Логика).
– Кто считается основоположником этой науки? (Аристотель).
– Какой вклад в развитие логики внесли Готфрид  Вильгельм Лейбниц  и Джордж  Буль? (Разработали математический аппарат алгебры логики. Именно поэтому, алгебру высказываний и называют булевой алгеброй).

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Основным понятием математической логики является понятие высказывания. Высказывание – предложение, про которое всегда можно сказать, истинно (1) или ложно (0). Высказывания бывают простые и составные. Составное высказывание состоит из простых, соединенных знаками логических операций. Простые высказывания обычно обозначают большими латинскими буквами: А, В, С – и т.д.
Рассмотрим следующие логические операции (см. Презентацию):
конъюнкция, дизъюнкция и инверсия.
Каждое составное высказывание можно выразить в виде формулы (логического выражения), в которую входят  логические переменные и знаки логических операций, обозначающие логические функции. Логические операции определяются через таблицы истинности. (см. Презентацию).

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание: составить таблицу истинности логического выражения () v (A & B) и придумать высказывание, подходящее под это логическое выражение.

Тема урока: Логические элементы. Логические схемы.

Цели урока:

  • Формирование системно-информационного  подхода к анализу окружающего мира.
  • Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  • Познакомить уч-ся с логическими элементами компьютера и логическими схемами, составленными с помощью логических элементов.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – изучить и закрепить понятия логические элементы и логические схемы. Научить уч-ся самостоятельно составлять логические схемы и решать предложенные задачи.
  • Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

– На прошлых занятиях мы с вами познакомились с алгеброй высказываний, узнали,  что такое логические операции, научились решать логические задачи, составляли таблицы истинности логических выражений. Сегодня мы познакомимся с логическими элементами компьютера, их устройством и применением.
На базе основных логических операций были созданы логические элементы компьютера: коньюнктор, дизъюнктор и инвертор  (см. Презентацию).
С помощью логических элементов создаются логические схемы не только компьютера, но и других электронных устройств (см. Презентацию).
Познакомившись с логическими элементами и схемами, составленными с их помощью, попробуем самостоятельно решить несколько задач.
Перед вами карточки, на которых изображены логические схемы, необходимо их выполнить. (После выполнения задания, несколько учеников могут предложить их решения вниманию остальных уч-ся на доске).

3. Подведение результатов урока, выставление оценок, комментирование работы каждого ученика (если есть возможность).

4. Домашнее задание: повторить изученный материал темы, подготовиться к проверочной работе.

Тема урока: Решение логических задач.

Цели урока:

  • Формирование системно-информационного  подхода к анализу окружающего мира.
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
  • Познакомить уч-ся с логическими задачами и методами их решения.
  • Развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – изучить и закрепить способы решения логических задач.
  • Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

– На сегодняшнем уроке мы познакомимся с логическими задачами и алгоритмом их решения. Логические задачи обычно формулируются на естественном языке. При решении логических задач следует придерживаться определенного алгоритма (см. Презентацию: Логические задачи).

Для решения многих логических задач необходимо:

1)      выделить  элементарные  (простые) высказывания и обозначить их  буквами;
2)      записать  условие  задачи  на  языке алгебры логики,  соединив простые высказывания в сложные с помощью логических операций;
3)      составить  единое логическое выражение для всех требований задачи;
4)      используя  законы алгебры логики попытаться упростить полученное выражение и вычислить все его значения либо построить таблицу истинности для рассматриваемого выражения;
5)      выбрать  решение — набор значений простых высказываний, при котором логическое выражение является истинным;
6)      проверить, удовлетворяет ли полученное решение условию задачи.

Рассмотрим пример задачи.

Компьютер вышел из строя (нет изображения на экране монитора), однако неизвестно какое устройство не работает (монитор, видеокарта или оперативная память). Можно предположить следующее:
1) Если монитор исправен или видеокарта неисправна, то оперативная память неисправна;
2) Если монитор исправен, то оперативная память исправна.
Исправен ли монитор?

Пошаговое решение задачи рассмотрено в Презентации.
Второй пример задачи.

3. Подведение итогов урока

4. Домашнее задание