Внеклассное мероприятие с проектом по теме "Здоровье в наших руках"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Одна из самых болезненных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и драматической статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне. Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам).

В национальном проекте Правительства России уделяется внимание здравоохранению, так как у жителей России ежегодно регистрируется более 200 млн. различных заболеваний. Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития, инициативы, сильной воли, дарования, природных способностей.

Совместно с будущими выпускниками школы-интерната была спланирована работа по созданию и реализации внеклассного мероприятия с использованием метода проектов по теме «Здоровье в наших руках».

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять знания в любой ситуации.

Предлагаемое внеклассное мероприятие с использованием метода проектов по теме «Здоровье в наших руках» направлено на формирование позитивной установки на здоровый образ жизни. Метод проектов позволяет организовать подлинно творческую самостоятельную познавательную деятельность старшеклассников в свободное время.

Данное мероприятие вызовет интерес у классных руководителей, организаторов воспитательной работы, практический материал будет полезен и старшеклассникам, так как ненавязчиво в доступной форме представлена возможность обсудить важные проблемы, найти интересный материал о газированных напитках, соках, нектарах, познакомиться с последними статистическими данными о вреде и пользе газированных напитков, воспользоваться конкретными советами, рецептами приготовления полезных напитков и морсов.

Технологическая карта подготовки и реализации внеклассного мероприятия с использованием метода проектов

Тема мероприятия Здоровье в наших руках (среднесрочный проект)
Планируемые результаты Популяризация здорового образа жизни;
знакомство с многообразием лечебных и полезных для здоровья напитков; приобретение и развитие навыков приготовления лечебно-профилактических напитков по рецептуре;
Личностная значимость изучаемого для школьника В процессе работы воспитанники приобретают знания о России, о народных традициях приготовления полезных напитков (чай, морсы), характер общения между родителями и ребенком в момент приготовления полезных для здоровья напитков. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.
Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим.
План мероприятия 1.Предварительный этап: сбор любой информации о здоровой и полезной еде, традиционных и предлагаемых медициной рецептов блюд, оформление лаборатории, слайды, посуда, коробочки и баночки со злаками, ягодой;

2. Экспериментальный этап: каждому отделу предлагается свой перечень вопросов, ответы на которые он должен найти, доложив результаты своего исследования в любой форме (представление, конференция, телепередача, репортаж, интервью и т. д). Информационный отдел – работает в форме докладов; технологический отдел – инструктажи по охране здоровья, демонстрация опыта; отдел внешних связей – подбор статистических данных; культурологический отдел: презентация сборника рецептов полезных напитков.

3. Аналитический этап. Поведение внеклассное мероприятия с использованием метода проектов «Здоровье в наших руках» – защита проекта.

Методы обучения и воспитания Проблемно-поисковый. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие ребенка. В настоящее время наблюдается процент снижения здоровья детей выпускного возраста, среди воспитанников наблюдаются частые простудные заболевания, снижения зрения, утомление. Сегодня мы постараемся выяснить, что может помешать нам быть здоровыми людьми и прекрасно чувствовать себя при сдаче выпускных экзаменов. Как вы сегодня можете прокомментировать данное высказывание?
Информационно-сообщающие, словесные, наглядные.
Формы организации учебной деятельности Внеклассное мероприятие с использованием метода проектов «Здоровье в наших руках».
(старшие классы); работа в малых группах. (Сценарий мероприятия прилагается – Приложение 1)
Деятельность воспитателя Подготовка опережающих заданий, объяснение цели проекта, мотивов деятельности, организация эвристическая лаборатории работы с информацией в группах, помощь в подготовке вывода по мероприятию, составление сборника полезных советов «О пользе морсов», презентации проекта, наблюдение, консультирование, советы, участие в представлении проекта, оценка.
Деятельность воспитанников Участвуют в сборе информации «Газированные напитки: вред и польза», «Алюминиевые банки, «Соки более полезны, чем газированные воды», «Минеральные воды, также как и соки, обладают лечебным действием», практической работе (наблюдают за проведением опыта, проводимым членами экспериментальной лаборатории под руководством учителя химии), участвуют в приготовлении морсов
Развитие умений воспитанников Внимательно слушать, привлекать имеющиеся знания и личный опыт, работать со справочными источниками, наблюдать, показывать свою осведомленность, работать в группе, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения, сотрудничать, анализировать, делать вывод. (Информационные, коммуникативные, социальные комп-и).
Основные понятия и термины мероприятия Проект, проектная деятельность, опасные компоненты газированных напитков: углекислый газ, кофеин, бензол, лимонная кислота (Е330), фосфорная кислота (Е338), подсластитель, нектар, морс.
Домашнее задание Подготовка опережающих заданий: выполнение поручений, связанных с темой мероприятия: газеты у фитобара, посвященные целебным свойствам чая, о здоровой пище, статистике заболеваний в школе и профилактике здоровья, передвижная доска. Плакаты с пословицами о здоровье. Самовар и баночки с травами
Оценка за мероприятие Оценка выполнения проекта и коллективный анализ. Подарок – сборник советов – Приложение 2, рецепты Приложение 3, угощение в фитобаре полезными напитками.

Методическое обоснование внеклассного мероприятия с использованием метода проектов «Здоровье в наших руках».

Для подготовки и разработки данного внеклассного мероприятия использовалась следующая литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос.для студентов пед. вузов и системы повешения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухарина, М.В.Моисеева, Н.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат – М: «Академия»,2001.
2. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Воспитательная работав современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений. – Воронеж, 2006.
3. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

Предлагаемое внеклассное мероприятие с использованием метода проектов по теме «Здоровье в наших руках» направлено на формирование позитивной установки на здоровый образ жизни. Применительно к подросткам необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам подросток может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле подросток пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения и воспитания в сотрудничестве. Данный проект рассчитан на продолжительное время (2-3 недели), и потому не ограничивается только работой на занятии. Основная часть проекта будет выполняться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты. Защита проекта (его презентация) будет проведена на внеклассном мероприятии. Так как проект большой, рассчитан на длительный срок, в нем примут участие от 10до 15 учащихся, то важна его структуризация.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

Ученики в беседе с воспитателем выявляют причины нежелания детей употреблять полезные напитки, рассматривают ситуации, к которым может привести это. Педагог предлагает принять участие в проекте «Здоровье в наших руках», после чего идет формирование нескольких групп для участия в проекте внутри класса. Намечается план и распорядок деятельности, распределяется нагрузка между учащимися. Итогом деятельности в рамках проекта должны стать: полученные теоретические знания; внеклассное мероприятие с использованием метода проектов по теме «Здоровье в наших руках».

Задания воспитанникам в большей степени должны быть ориентированы на развитие информационных, коммуникативных, социальных компетентностей.

2. Планирование работы

План:

  • определить источники информации (справочная литература, экскурсионная деятельность, интернет, беседы, встречи с учителями-предметниками, родителями)
  • поиск информации по здоровому образу жизни;
  • определение объёма работы каждого участника проекта;
  • аналитическое обобщение полученных результатов;
  • определение состава участников групп, в зависимости от тематической работы внутри неё:
  • название и распределение по лабораториям;
  • защита проекта в ходе выполнения поисковых работ.

На этом этапе вырабатывается план действий, распределяются обязанности и определяются сроки работы поэтапно, планируется способ сбора и анализ информации, планируется форма итогового представления результата. Происходит развитие умений сбора, систематизации и анализа материала.

3. Сбор информации

Посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность, демонстрируя готовность к самообразованию.

4. Анализ информации

Во внеурочное время учащиеся делятся результатами своей поисковой деятельности, учитель корректирует, уточняет высказывания, помогает выделить главное, подвести детей к определению вывода.

5. Презентация результатов проектной деятельности

Внеклассное мероприятие с использованием метода проектов по теме «Здоровье в наших руках», учащиеся демонстрируют набор ключевых компетенций.

Для разработки мероприятия для учащихся 10-11 классов по формированию здорового образа жизни, использовались целенаправленные средства и методы такие как:

Беседа – метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений и др.) Может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими знающими его людьми. Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана беседы, как правило, не включающего конкретных вопросов, с выделением в нем основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Беседа, как правило, не ограничена во времени.

Данная работа не только стимулирует учащихся к более глубокому изучению специализированной литературы по теме, обращению к предметам химии, психологии, статистики, основам медицины, но и стимулирует к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. Работы выполняются в режиме презентаций Power Point (Приложение 4), используются программы Word, Fotoshop.