Интегрированный урок "русский язык + обществознание" по теме "Защита Отечества – долг и обязанность гражданина". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • Обучающие:
    • показать взаимосвязь уроков истории и русского языка как средство нравственного, эстетического, патриотического воспитания;
    • развивать и стимулировать интерес учащихся к изучению данных предметов.
    • применять интеграцию в учебном процессе как способ развития аналитических и творческих способностей,
    • закрепить и систематизировать знания и понятия долга, обязанности перед обществом;
    • научить применять полученные знания при написании текстов; научиться правильно употреблять деепричастия в устной и письменной речи.
  • Развивающие:
    • развитие умения практически применять полученные знания;
    • развитие связной устной и письменной речи, умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;
    • развитие слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.
  • Воспитательные:
    • воспитание культуры общения;
    • воспитание гражданской осознанности;
    • воспитание коммуникативной культуры, умение работать в группе, оценивать себя и своих товарищей.
    • Коррекционная: коррекция логики мышления.

Задачи:

  • Учебные:
    • интеграция знаний и формирование целостных представлений о прошлом, используя знания, полученные на уроках русского языка и истории;
    • закрепление и повторение знаний о деепричастии;
    • закрепление и повторение понятий, умение пользоваться ими в речи;
    • закрепление знаний о долге, обязанности;
    • развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данных предметов.
  • Коррекционные:
    • развитие мышления, познавательной активности учащихся;
    • расширение и активизация словарного запаса;
    • развитие связной устной и письменной речи;
    • развитие эмоциональной сферы.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к Родине, ее истории, языку;
    • духовно-нравственное развитие учащихся;
    • воспитание чувства уважения  и почитания к  нашему прошлому.

Оборудование:

  • мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
  • федеральный закон «О воинской службе и военной обязанности»;
  • Конституция РФ;
  • Демонстрационный материал;
  • Текст присяги.

Опережающее задание: подготовка сообщения учащегося с презентацией «Создание армии в России», наизусть стихотворение «Присяга» – читает ученица.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, составление опорных схем-конспектов, работа в группах.

Эпиграф:

Победи себя и ты станешь, непобедимым.

А.В. Суворов

ХОД УРОКА

Оргмомент

Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята, садитесь! Наш урок сегодня  будет необычным потому, что вести его будут два учителя. Попробуем соединить два, казалось бы, несоединимых урока: русский язык и обществознание. Цель урока: повторение  и закрепление полученных знаний о деепричастном обороте, повторение постановки знаков препинания при причастном обороте и правописание безударной гласной в корне  слова.

Учитель истории: Цель урока:  познакомиться с понятиями долг и обязанность, военная присяга.

Учитель русского языка: Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Защита Отечества – это долг и обязанность гражданина».
Записывая тему, вы поставили тире в предложении. Почему? (Т.к. подлежащее и сказуемое стоят в И.п. и выражены Именем сущ., есть слово ЭТО)

Учитель истории: Сегодня на уроке мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.)

Составляют синквейн со словом «Гражданин» (ученик  возле интерактивной доски)

2 прил.: достойный, ответственный, активный
3 гл.: уважает, защищает, соблюдает, участвует, любит.
1 предлож. из 4 слов: Гражданин любит и защищает Родину.
1 сущ.:патриот.

– Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стихотворение о гражданине. Теперь вам знакомо понятие гражданин.

Учитель русского языка: Вы правильно определили значение слова, а теперь составим словосочетание со словом «гражданин», возьмём пример из синквейна и разберём на доске, остальные записывают в тетради. К доске ученица.

На доскеАктивный гражданин или достойный гражданин.

– Главное слово?
– Зависимое слово?
– Чем выражены?
– Грамматическое значение?
– Вид словосочетания? (Именное или глагольное) Почему?
– Связь в словосочетании (согласование)
– Что не является словосочетанием? (Подлежащее и сказуемое, например, гражданин любит)

Одновременно выполняется два задания:

Используя это словосочетание, составить предложение, осложним его причастным оборотом. Ваши примеры? Думайте! А  в это время составит предложение с деепричастным оборотом  ученица и закрепит на магнитной доске.

На доске – Активный гражданин, соблюдавший свои обязанности, любит и защищает Родину.
Записать в тетради полученное предложение и выполнить пунктуационный разбор, объяснить постановку запятых.(ученик)

На магнитной доске ученица составляет предложение из  имеющихся слов.

Защищая Родину, гражданин выполняет свой долг.

Задание: Объяснить знаки препинания и из чего состоит деепричастный оборот.

Спасибо, садитесь.

Учитель истории: Ребята, давайте вспомним:
– Как называется основной закон государства? (Конституция)
– Какие главные обязанности граждан России вы знаете? (Платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество)
– Давайте обратимся к тексту конституции и прочитаем статью № 59 , параграф №1 (Чтение вслух)
Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом? Чем долг отличается от обязанности?
С ответом вам поможет письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:

Читает выразительно ученик:

«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города… Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».

Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей)
Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.)
Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам? (Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед государством.)

Учитель русского языка: А ваша  конкретная обязанность сейчас? (Учиться, получить среднее образование).
Вы только что сказали, что долг – это ответственность перед своим близкими людьми, перед обществом,  а обязанность – это ответственность перед государством.
Подведём итог, посмотрите на доску, вы видите определение этих терминов, взятых из толкового словаря.  

Читает ученица:

«Долг – это нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.

Обязанность – это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия)».

Задание: Продолжите предложение и запишите его в тетрадях, подчеркнув главные члены предложения.

Предложение начато на интерактивной доске:

1 вариант Я должен … (заботиться о своих близких)
2 вариант Я обязан … (учиться в школе)

Прочитайте полученные результаты. Мы ещё раз закрепили ваши знания о долге и обязанности.

Учитель истории: Вы знаете, ребята, что война – это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. Учёные подсчитали, что  за последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.
– Давайте проведём путешествие в прошлое и узнаем, как возникла «регулярная армия» в России.
– А сейчас посмотрите презентацию, которую подготовил ученик нашего класса о создании регулярной армии в России. (Презентация ученика – 5 слайдов)
Итак, менялись исторические эпохи, менялась и армия. Какой урок можно извлечь из истории создания армии в России? (Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой)
Какой должна быть регулярная армия?
А сейчас, давайте, посмотрим на 2 фотографии 1941 г. На них изображены два различных военных формирования. Предположите, как они называются и в чем между ними разница?  

Учитель русского языка: Вы правильно ответили, а сейчас откройте папки, найдите задание № 1 , прочитайте предложения и запишите ваши выводы в тетради, изменив предложения, осложнив их деепричастным  или причастным оборотом. (Приложение 3)
Народное ополчение создаётся в условиях особой опасности для страны и народа. (Папка)
Народное ополчение, создаваемое в условиях особой опасности для страны и народа, отличается добровольным формированием.
Регулярная армия имеет правильную организацию и постоянную подготовку. (Папка)
Имея правильную организацию и постоянную подготовку, регулярная армия отличается лучшими боевыми качествами и дисциплиной.

Кто готов? Зачитайте предложения, объяснив знаки препинания.
Молодцы! Успешно справились с заданием!

Учитель истории: Вы, наверное, слышали о различных родах и видах войск, военных специальностях. Давайте отдохнём немного, расправим спины и попробуем составить логические цепочки. Логическая цепочка должна состоять из 4 картинок.

Картинки на доске.

  • Вид(род) войск.
  • Военная техника, соответствующая виду войск.
  • Военная специальность, соответствующая виду войск.
  • Флаг(эмблема) данного вида (рода войск.)

Цепочки собирают представители от 3 рядов на демонстрационной доске.

– Спасибо, вы правильно составили логические цепочки. Молодцы!

Учитель русского языка: Продолжим отдых. Ваше задание: найти морфемы, расположенные по стенам класса и составить 3 слова, обозначающие лиц военной профессии, разобрав их по составу. Начинаем!
Лёт чик (Суффиксальный способ образования.)
Ракет чик (Суффиксальный способ образования.)
Мор як (Суффиксальный способ образования.)
Что это за суффиксы (Словообразующие, т.к. образуют новые слова)
Запишите в тетрадях. Молодцы!!

Учитель истории: Хорошо, ребята, вы немного отдохнули, а теперь вернемся к понятию «Воинская обязанность». Откроем папки и прочитаем Федеральный закон «О военной службе и воинской обязанности». Читаем ст.1. п.1 (ученица). Итак, мы с вами раскрыли это понятие.

Учитель русского языка: Обобщая вышесказанное, мы должны записать самое важное, что вы запомнили. Записываем под диктовку.

На военную службу призываются граждане России, достигшие 18 лет и состоящие на воинском учёте.

Какой оборот вы употребили и какие знаки поставили?
Подчеркните причастный оборот. (Запятые)
Девочки, сейчас я хочу обратиться к вам, ведь служба в армии и война – дело не женское.

Вопросы:

Какова роль женщины в защите Отечества?
Где работали в годы войны? (В годы войны вместе с мужчинами воевали: были лётчицами, разведчицами, также работали медсёстрами, в тылу стояли возле станка вместо ушедших на войну мужчин)

Задание: Запишем самое важное из прозвучавших ответов, делая вывод. Диктую.

Женщины наравне с мужчинами выполнили  долг перед Родиной, защищая свою страну от захватчиков.

Чем осложнено? (Деепричастным оборотом) Подчеркните!
Молодцы!

Учитель истории: Ребята, посмотрите на интерактивную доску и ответьте: Какой воинский ритуал изображен на фотографии? (Воинская присяга). Военнослужащие, впервые поступившие на военную службу приводятся  к присяге перед государственным флагом России и Боевым знаменем воинской части.

Вот как об этом событии написал поэт Максим Петраков. (Читает ученица)
Какие эмоции вы испытали, слушая Аллу? (Гордость отца за сына, ответственность перед страной, восторженность.)
Можно ли испытывать гордость, будучи военным?
Текст этого стихотворения находится перед вами в папках.

Задание: Прошу найти деепричастия и причастные обороты. (Приложение 1) Сколько их? Поставьте запятые. (Ответ: 1 деепричастие и 2 причастных оборота.)
Почему стоит запятая в последнем предложении?
Молодцы! Справились с заданием.
А теперь послушайте текст военной присяги, его выразительно прочитает ученик. (Приложение 2 В папках находится текст  военной присяги и на доске.
Молодец! Вы почувствовали себя настоящими призывниками?
Сумел ли учение передать тот воинский дух, который живёт в каждом мальчишке?

Выводы:

Учитель русского языка: Подводя итог, вспомним, что мы повторили на уроке: правописание безударных гласных, причастных и деепричастных оборотов, словообразование.

Учитель истории: Также на уроке, мы узнали о важнейшей обязанности гражданина перед Родиной  и раскрыли смысл понятия « воинская обязанность». Оценки за урок:

Глущук – 5 ...

Учитель русского языка: Самитов …, Васильева К…, Мирнов А.
Открываем дневники и записываем домашнее задание на выбор упражнение № 167  или мини-сочинение «Как я готовлю себя к исполнению воинской обязанности»  и п. 8.

Рефлексия

Учитель истории: Ребята обратите внимание на главный суворовский принцип. Читаем. Как вы понимаете слова великого полководца. Как вы можете уже сейчас подготовить себя  к исполнению воинской обязанности. (учиться в школе, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях и конкурсах, воспитывать в себе определенные качества)

Учитель русского языка: Давайте проведем, небольшое исследование: Мальчики, напишите одно качество характера, которое должно присутствовать в настоящем защитнике Отечества, а девочки ­– то качество, какое они хотели бы видеть в будущем защитнике Отечества и приклейте эти листочки на нарисованное дерево, выходя к доске. (Выносливость, смелость, терпение, сила воли, верность слову, выдержка, стойкость, доброта, справедливость, сострадание.)

Наши пожелания

С вашей помощью мы создали «дерево», состоящее из главных качеств защитника Отечества, настоящего мужчины.

Учитель истории и учитель русского языка читают по очереди листочки с пожеланиями, срывая их с дерева.

И пусть эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям.