Урок физики по теме "Гармонические колебания". 11-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок формирования новых знаний

Технологии: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в команде, объяснение, здоровьесберегающие технологии.

Методы: беседа, самостоятельная работа, аналитический метод, метод самоконтроля.

Приемы: использование ИКТ (для более продуктивной работы, концентрации внимания учащихся), игра (для разрядки, позитивного настроя на дальнейшую работу).

Цель урока: Освоение учащимися знаний о гармонических колебаний на основе межпредметных связей естественно-научного и математического циклов предметов.

Задачи урока:

  • Формирование исследовательского умения через извлечение информации из графика и уравнений зависимостей координаты, скорости и ускорения от времени.
  • Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитию логического мышления;
  • Продолжить формирование научного мировоззрения, способности к организации индивидуальной и коллективной учебной работы.

Дидактические материалы и средства обучения: презентация к уроку, компьютер, проектор и экран, карточки с заданиями для игры "Один за всех и все за одного" и карточки для выполнения практического домашнего задания-исследования.

Подготовка к уроку:

На предыдущем уроки физики "Свободные механические колебания" были даны определения колебательного процесса, амплитуды, периода, частоты и циклической частоты, фазы колебаний, рассмотрены основные колебательные системы. На дом было задано выучить эти определения, так как они лежат в основе материала урока "Гармонические колебания".

Накануне урока учитель математики провел урок, на котором были повторены формулы нахождения производных основных функций, физический смысл производной, построение косинусоиды и синусоиды, формулы приведения.

Этапы урока:

1. Организационные моменты (приветствие, мотивация, целеполагание)

2. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

3. Формирование знаний и умений.

4. Закрепление знаний в форме игры.

5. Формирование знаний и умений.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока Слайды
1. Организационные моменты (приветствие, мотивация, целеполагание)

Учитель напоминает о том, что на прошлом уроке были сформулированы основные определения по теме "Механические колебания", но не было аналитического и графического описания колебательного процесса. Поэтому формулируется цель урока: научиться получать уравнения зависимости проекций скорости и ускорения на ось Ох от времени и строить графики полученных функций.

Учитель обращает внимание на то, что каждый правильный ответ отмечается баллом, который будет учитываться при выставлении оценок за работу на уроке.

Рисунок 1

2. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Учитель задает вопрос: "Что называется колебаниями?" После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ.

Учитель дает задание: "Приведите примеры колебательных процессов" и дает возможность высказаться разным учащимся. Затем на экране появляются несколько примеров колебательных система.

Рисунок 2

Учитель задает вопрос: "Что называется амплитудой колебаний?" После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ.

Учитель дает задание: "Определите амплитуду колебаний по графику зависимости координаты от времени". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ.

Рисунок 3

Учитель задает вопрос: "Что называется периодом колебаний?" После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ.

Учитель дает задание: "Определите период колебаний по графику зависимости координаты от времени". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ

Рисунок 4

Учитель задает вопрос: "Что называется частой колебаний?" После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ.

Учитель дает задание: "Определите частоту колебаний по графику зависимости координаты от времени". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ.

Рисунок 5

Учитель задает вопрос: "Что называется циклической частой колебаний?" После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ.

Учитель дает задание: "Определите циклическую частоту колебаний по графику зависимости координаты от времени". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ.

Рисунок 6

Учитель дает задание: "Определите начальные фазы колебаний для каждого из четырех рисунков". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ. Рисунок 7

3. Формирование знаний и умений.

Учитель

  • формулирует определение гармонических колебаний;
  • напоминает, что в природе не существует таких свободных колебаний;
  • уточняет, что в тех случаях, когда трение мало, свободные колебания можно считать гармоническими;
  • показывает уравнение гармонических колебаний;
Рисунок 8

08.jpg (16112 bytes)

4. Закрепление знаний в форме игры

Учащимся, сидящим за первой партой, выдается карточка с пустыми окошками для записи ответов. Каждый учащийся пишет ответ в первое окошко и передает карточку на вторую парту ученику, сидящему за ним. Учащийся, сидящий за второй партой, пишет ответ во второе окошко и передает карточку дальше и т.д. Если учащихся в ряду меньше шести человек, то ученик с первой парты переходит в конец ряда и пишет ответ в нужное окошко.

Карточки для учащихся находятся в приложении к уроку (Приложение 2).

Рисунок 9

Тем учащимся, которые первые заканчивают заполнение карточки, дается дополнительный балл. Рисунок 10

5. Формирование знаний и умений.

Учитель на доске показывает, как найти производную х(t) и получает уравнение зависимости проекции скорости на ось ОХ от времени.

Один из учащихся выходит к доске, находит производную vх(t), тем самым получает уравнение зависимости проекции ускорения на ось ОХ от времен.

6. Подведение итогов урока.

Учитель проводит анализ каждого из графиков (периоды, частота и циклическая частота колебаний одинаковые, амплитуда скорости , амплитуда ускорения , график скорости сдвинут на img1.gif (64 bytes)/2 относительно графика координаты, график ускорения сдвинут на img1.gif (64 bytes)/2 относительно графика скорости и на img1.gif (64 bytes) относительно графика координаты.

Рисунок 11

7. Домашнее задание.

Выдается домашнее задание - исследование графика зависимости координаты от времени (у каждого ученика свой график) и даются пояснения по его выполнению.

Задание представлено в приложении к уроку (Приложение 2)