Тип урока: урок формирования новых знаний
Технологии: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в команде, объяснение, здоровьесберегающие технологии.
Методы: беседа, самостоятельная работа, аналитический метод, метод самоконтроля.
Приемы: использование ИКТ (для более продуктивной работы, концентрации внимания учащихся), игра (для разрядки, позитивного настроя на дальнейшую работу).
Цель урока: Освоение учащимися знаний о гармонических колебаний на основе межпредметных связей естественно-научного и математического циклов предметов.
Задачи урока:
- Формирование исследовательского умения через извлечение информации из графика и уравнений зависимостей координаты, скорости и ускорения от времени.
- Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитию логического мышления;
- Продолжить формирование научного мировоззрения, способности к организации индивидуальной и коллективной учебной работы.
Дидактические материалы и средства обучения: презентация к уроку, компьютер, проектор и экран, карточки с заданиями для игры "Один за всех и все за одного" и карточки для выполнения практического домашнего задания-исследования.
Подготовка к уроку:
На предыдущем уроки физики "Свободные механические колебания" были даны определения колебательного процесса, амплитуды, периода, частоты и циклической частоты, фазы колебаний, рассмотрены основные колебательные системы. На дом было задано выучить эти определения, так как они лежат в основе материала урока "Гармонические колебания".
Накануне урока учитель математики провел урок, на котором были повторены формулы нахождения производных основных функций, физический смысл производной, построение косинусоиды и синусоиды, формулы приведения.
Этапы урока:
1. Организационные моменты (приветствие, мотивация, целеполагание)
2. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
3. Формирование знаний и умений.
4. Закрепление знаний в форме игры.
5. Формирование знаний и умений.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Слайды |
1. Организационные моменты (приветствие,
мотивация, целеполагание) Учитель напоминает о том, что на прошлом уроке были сформулированы основные определения по теме "Механические колебания", но не было аналитического и графического описания колебательного процесса. Поэтому формулируется цель урока: научиться получать уравнения зависимости проекций скорости и ускорения на ось Ох от времени и строить графики полученных функций. Учитель обращает внимание на то, что каждый правильный ответ отмечается баллом, который будет учитываться при выставлении оценок за работу на уроке. |
Рисунок 1 |
2. Актуализация опорных знаний и их
коррекция. Учитель задает вопрос: "Что называется колебаниями?" После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ. Учитель дает задание: "Приведите примеры колебательных процессов" и дает возможность высказаться разным учащимся. Затем на экране появляются несколько примеров колебательных система. |
Рисунок 2 |
Учитель задает вопрос: "Что называется
амплитудой колебаний?" После того, как один из
учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ. Учитель дает задание: "Определите амплитуду колебаний по графику зависимости координаты от времени". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ. |
Рисунок 3 |
Учитель задает вопрос: "Что называется
периодом колебаний?" После того, как один из
учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ. Учитель дает задание: "Определите период колебаний по графику зависимости координаты от времени". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ |
Рисунок 4 |
Учитель задает вопрос: "Что называется
частой колебаний?" После того, как один из
учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ. Учитель дает задание: "Определите частоту колебаний по графику зависимости координаты от времени". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ. |
Рисунок 5 |
Учитель задает вопрос: "Что называется
циклической частой колебаний?" После того, как
один из учащихся отвечает, на экране появляется
правильный ответ. Учитель дает задание: "Определите циклическую частоту колебаний по графику зависимости координаты от времени". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ. |
Рисунок 6 |
Учитель дает задание: "Определите начальные фазы колебаний для каждого из четырех рисунков". После того, как один из учащихся отвечает, на экране появляется правильный ответ. | Рисунок 7 |
3. Формирование знаний и умений. Учитель
|
Рисунок 8 |
4. Закрепление знаний в форме игры Учащимся, сидящим за первой партой, выдается карточка с пустыми окошками для записи ответов. Каждый учащийся пишет ответ в первое окошко и передает карточку на вторую парту ученику, сидящему за ним. Учащийся, сидящий за второй партой, пишет ответ во второе окошко и передает карточку дальше и т.д. Если учащихся в ряду меньше шести человек, то ученик с первой парты переходит в конец ряда и пишет ответ в нужное окошко. Карточки для учащихся находятся в приложении к уроку (Приложение 2). |
Рисунок 9 |
Тем учащимся, которые первые заканчивают заполнение карточки, дается дополнительный балл. | Рисунок 10 |
5. Формирование знаний и умений. Учитель на доске показывает, как найти производную х(t) и получает уравнение зависимости проекции скорости на ось ОХ от времени. Один из учащихся выходит к доске, находит производную vх(t), тем самым получает уравнение зависимости проекции ускорения на ось ОХ от времен. |
|
6. Подведение итогов урока. Учитель проводит анализ каждого из графиков (периоды, частота и циклическая частота колебаний одинаковые, амплитуда скорости , амплитуда ускорения , график скорости сдвинут на /2 относительно графика координаты, график ускорения сдвинут на /2 относительно графика скорости и на относительно графика координаты. |
Рисунок 11 |
7. Домашнее задание. Выдается домашнее задание - исследование графика зависимости координаты от времени (у каждого ученика свой график) и даются пояснения по его выполнению. |
Задание представлено в приложении к уроку (Приложение 2) |