Цель урока:
дать понятия о трех типах склонения имен существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду;
развивать общеучебные умения сравнивать, наблюдать, обобщать;
воспитывать трудолюбие, интерес к знаниям, умение оценивать свои результаты.
Оборудование: рабочие листы, схема-опора, наглядный материал – портрет А.В. Суворова, А Шнитке, рисунки мешков, толковый словарь Даля В.И., мультимедийная презентация PowerPoint.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Слышите, звенит звонок,
Говорит: начнем урок. (Слайд 1)
-Повторим девиз нашей работы на уроке:
-Работаем старательно, слушаем внимательно!
2. Самоопределение к деятельности.
Учитель:- Хочу начать урок с пословицы:
Каждый день жизнь прибавляет частичку мудрости.
- Как ее понимаете?
Наши знания – это богатство, которое мы складываем, как в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. И сегодня мы узнаем новое, а значит, станем богаче знаниями, умнее.
Беседа.
Учитель:- Какое сейчас время года?
Объясните пословицу: Ноябрь – сумерки года. (Слайд 2)
- что такое сумерки?
- где можно узнать значение неизвестного слова?
- что знаете о Владимире Дале?
(Сумерки – это полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
- почему ноябрь так называют?
Учитель:- Какой сегодня день?
24 ноября – день рождения русского полководца А.В. Суворова, который побеждал не числом, а умением. В нашем поселке есть улица, названная в честь героя (Слайд 3)
24 ноября – день рождения нашего земляка Альфреда Шнитке – известного во всем мире композитора, который родился в городе Энгельсе (Слайд 4)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Мозговой штурм.
1.Что такое имя существительное?
2.Сколько падежей в русском языке?
3.Назовите падежи и падежные вопросы.
4.Что называется склонением?
5.Как определить род имени существительного?
6.Какой падеж является начальной формой существительного?
7. Какая часть слова изменяется при склонении?
Прочитайте предложение на доске:
Машина ехала по улице Шнитке и по плошади Суворова.
определите падежи существительных.
определите род существительных
почему падежи и род существительных одинаковые, а окончания разные?
(учащиеся выдвигают различные версии)
4. Постановка учебной задачи.
Назовите тему урока, задачу.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с рабочими листами.
назовите имена существительные женского рода, напишите;
просклоняйте их, назовите окончания;
сравните окончания существительных женского рода, сделайте вывод о склонении существительных женского рода (склоняются неодинаково);
отделите чертой слово “степь”;
назовите существительные мужского рода, напишите;
просклоняйте, сравните окончания, сделайте вывод о склонении сущ. мужского рода (склоняются неодинаково);
разделите чертой слова “Юра, дядя” и слова “стол, конь”;
почему оказались в одной группе существительные женского рода “вода, земля” и существительные мужского рода “Юра, дядя”? (одинаково склоняются);
какого рода существительное осталось в таблице? (среднего рода);
просклоняйте, назовите окончание;
с какими существительными можно объединить существительные “окно, море”? (стол, конь);
почему оказались в одной группе существительные мужского рода без окончаний и среднего рода с окончаниями о-е?
сформулируйте вывод:
на сколько групп мы разделили существительные по склонениям?
сколько склонений у существительных?
Тема урока: Три склонения имен существительных.
И.п. |
вода Юра земля дядя |
стол окно конь море |
степь
|
Р.п. |
|
||
Д.п. |
|
||
В.п. |
|
||
Т.п. |
|
||
П.п. |
|
6. Первичное закрепление во внешней речи.
-какие существительные отнесем к первому склонению?
(определяем по начальной форме, т.е. по Именительному падежу единственного числа).
- какого рода и с каким окончанием?
- какие существительные отнесем ко второму склонению?
- какие существительные отнесем к третьему склонению?
Составление схемы-опоры, алгоритма по определению склонения существительного.
-как узнать склонение существительного?
1 шаг. Узнать род.
2 шаг. Определить окончание.
3 шаг. Определить склонение.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
ж.р., м.р. – а - я |
м.р., с.р. - о - е |
ж.р. - ь |
Чтение правила в учебнике.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Игра “Разложи слова в мешки”.
Записать слова в три столбика.
Класс, дерево, яблоня, вьюга, осень, дождь, ключ, ночь, ошибка, метель, лагерь, деревня, Володя, помощь, Рязань.
- допишите самостоятельно по два слова каждого склонения (кто хочет).
Самопроверка.
-есть ошибки?
-каков результат работы?
8. Включение в систему знаний и повторения.
Склонение - постоянный признак существительного. Слово, попав в склонение, как в мешок, никогда из него не выбирается.
- так почему в нашем предложении о машине падеж у существительных один, род одинаковый, а окончания пишутся разные?
- для чего нам надо уметь правильно определять склонение существительных?
(чтобы правильно писать окончания имен существительных).
Упражнение “Три столбика слов”.
1 |
2 |
3 |
……….а ……. |
т ……... |
..........ь |
……….а ……. |
о ……… |
..........ь |
……….я …… |
е ……… |
..........ь |
- Верно ли Миша выполнил задание?
9. Рефлексия.
что нового узнали?
где будем использовать эти знания?
каковы результаты: что получилось, не получилось?
Кабы все знал, так бы не учился (пословица).
- какое настроение преобладало на уроке?
(показывают смайлики)
Оценивание учащихся.
Домашнее задание.