Цель:
Сформировать представления о частных случаях умножения 0 на натуральное число, умение применять эти знания для вычислений.
Задачи:
- создать условия для развития познавательных, эмоционально-волевых возможностей обучающихся;
- учить самостоятельно формировать цель работы, соотносить результаты с образцом;
- развивать умение видеть границу между известным и неизвестным, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Начнем урок с девиза нашего класса. Девиз: “Все разведать, все узнать, легких тропок не искать!” |
Универсальные учебные действия |
Цель: Создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность “хочу”. |
|
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. |
Регулятивные, прогнозирование, предвосхищение |
Цель: Зафиксировать все повторяемые понятия в виде схем (переместительный закон умножения а · в = в · а; действие умножения – это действие заменяющее сложение одинаковых слагаемых). Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. |
|
1) Устный счет * 7 · 4 … 7 · 6 3 · 15 … 15 · 3 8 · 6 … 6 · 5 Вопросы: Что общего в этих выражениях? (произведения) Кто может сравнить выражения каждой строчки не вычисляя? Что получилось? (равенство и неравенство) Доказываем, как получили неравенства (7 · 4 < 7 · 6, так как первые множители одинаковые, а вторые множители неодинаковые, у первого выражения меньше, значит и значение выражения будет меньше). На каком основании получилось равенство? (переместительный закон умножения). Назовите его (от перестановки множителей произведение не меняется). Найдите на столе формулу этого закона а · в = в · а - Давайте вспомним, что такое действие умножения? (действие, заменяющее сложение одинаковых слагаемых). Помните, на прошлом уроке вы затруднялись в умножении двузначного числа на однозначное. А попробуем в этом равенстве заменить умножение действием сложения. Выбирайте, какое выражение удобнее заменить. 15 · 3 = 15 + 15 +15 = 45 (Ответы показывают на абаках). - Что мы повторили на уроке? (переместительный закон умножение, что такое умножение) - Нам сегодня это понадобиться на уроке. |
|
*а) Произведение трех чисел, написанных вдоль сторон треугольника, имею одинаковые значения. Найдите недостающие множители (абаки) |
|
III. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. Построение новой формы деятельности. |
Коммуникативные |
Цель: Выявить и зафиксировать причину затруднения. |
Личностные |
Кто не смог найти значение? Почему затруднились в этом задании? Чего не знаем? (умножение на 0) А кто смог получить ответ? Кто знает? Докажите правильность ответа. И так, сколько получится, если мы 6 · 0 (по 6 возьмем нисколько = 0 и т.д.) А еще как можно доказать? (Если дети затрудняются обратить внимание на повторение а · в = в · а ) 0 · 6 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 |
|
IV. Фиксирование нового материала. |
|
Цель: Зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схемах, формулах. |
|
Какой можно сделать вывод? 0 · а = 0, а · 0 = 0 Давайте вместе сформулируем правило 0 · а = а · 0 = 0 Где мы можем проверить полученное нами открытие? (учебник). Чтение правила в учебнике стр. 114 № 463. |
|
V. Использование нового материала в типовых условиях. |
Познавательные, личностные |
Цель: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
|
1) Первичное закрепление. Работа с учебником стр. 114 № 463 (1,2) по вариантам 1 вариант - № 463 (1), 2 вариант - № 463 (2). Индивидуальная работа 2 человека за доской решают это задание. Самопроверка! |
|
Тема: Чему будем учиться на уроке? Умножение 0 на число или числа на 0. Для чего это нам нужно? (Для решения выражений, в олимпиадах, в контрольных работах) |
|
2) Фронтальная работа с проговариванием правила. |
|
Показываю схему Что это? (схема выражения) Найдите выражение, которое подходит к этой схеме (6). Решение у доски с проговариванием этапов решения и правила. На доске: 1.(6 · 4 – 3 · 8) + 3 2.7 · (2 · 7 + 34 - 48) 3.0 + (4 · 4 – 3 · 5) 4. 8 · (30 – 3 · 3 - 21) 5. 3 + (7 · 7 – 20 - 29) 6. (36 – 9 · 4) · (39 + 46) |
|
Музыкальная физминутка “Ты да я с тобой…” |
|
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (вторичное закрепление) |
Коммуникативные, Личностные, Регулятивные |
Цель: Проверить и оценить свое умение применять новые знания по эталону. |
|
Каждому варианту предлагаю по 2 схемы. Какое будет задание? (подобрать к схемам выражение и решить его). Решить любое выражение, которое подходить к вашим схемам, а если решите оба выражения, будет просто здорово. Два ученика по жребию берут схемы, выражения. |
|
Проверка “скорая помощь”. Если возникнет такая ситуация, что нужно будет кому-то вызвать “Скорую помощь”, то по какому-то номеру будете звонить? (03). Что вы можете сказать о числе 0, 3? (четное, нечетное, однозначное, натуральное, ненатуральное…) |
|
В выражениях под четными номерами ответ 0, под нечетными 3. Взаимопроверка. Обменялись тетрадями по образцу на доске. Проверим порядок действий. Тот кто решил одно выражение на полях поставим !, если два - шарик, если три и больше - ракету. |
|
VII. Домашнее задание стр. 114 № 463 (4) Мне будет приятно, если вы придумаете свое выражение, в котором будет умножение числа на нуль, а завтра поработаем в парах сменного состава. |
Коммуникативные |
VIII. Работа с задачами стр. 115 № 465 (1) |
|
Цель: Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
|
1 к – 8 пр. - Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да) - Какая задача? (Простая) Запишите решение кто может. 8 · 9 = 72 (пр.) - Кому нужна помощь? Зачитайте ответ (72 пряника принесли всего).
|
|
IX. Итог урока. Фиксирование достижения поставленной цели и планирование корректирующих действий. Цель: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Регулятивные |
Чему учились на уроке? Вернемся к нашему треугольнику (б). Какой должен получиться результат? (0) Особое внимание обращаю на средний ответ слева. Дети показывают абаком, ответы получаются разные и все верные. Какой можем сделать вывод? (При умножении нуля на любое натуральное число получится нуль). Открываю выражение (20 + 4 · 5 : 10 – 19 + 39) · 7 · 2 · 0 = Кто быстрее всех сосчитает сколько будет? Почему? (Последнее действие умножение на 0). |
|
Вывод: При умножении любого натурального числа на нуль получиться нуль. |
|
Чему вы хотите еще научиться? (деление нуля на число, деление числа на нуль, умножению на двузначное число, решать интересные задачи…) |
|
X. Кто сегодня улетает с урока на воздушном шаре? А кто летит на ракете? Молодцы!!! |