Пояснительная записка
ХХI век стал реальностью. Это прекрасно, это значит, что все мы живем. Но как долго будет продолжаться жизнь на Земле? Смогут ли наши потомки дожить до следующего ХХII века? Уверено дать положительный ответ никто не в силах. Потому что нашему единственному и самому большому дому, нашей планете Земля, очень тяжело. Все люди должны изменить свое сознание, понять, что человек – это часть Природы, а не природа для человека. Взаимоотношениями в нашем “доме” между живыми организмами, средой и человеком занимается молодая наука экология (хотя Э.Геккель заявил об экологии как о науке еще в 1896 г.).
Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь – экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Анализ состояния здоровья детского населения с. Чажемто свидетельствует о неуклонном росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности школы, включая несоблюдение психолого–педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность экологического и физического воспитания учащихся. Проведение работы, направленной на пропаганду ЗОЖ, формирование навыков в сохранении природы и укреплении здоровья подростков возможно лишь через сферу образования, а в сельской школе это урок. Занятия на уроке позволят обучающимся научить понимать природу не как набор разносторонних объектов и явлений, а как сложную взаимосвязанную систему. Использование экологических знаний на разных предметах помогает детям обрести новое видение предметной области.
Становление у школьника эстетических взглядов на природу и этики по отношению к ней, воспитание чувства личной ответственности за состоянием природных ресурсов и разумного взаимодействия людей с ними, словом, экологического сознания – является важной составной частью воспитания подрастающего поколения.
Использование технических средств на уроке интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает положительный эмоциональный фон, создает проблемные ситуации, формирует мотивацию к обучению, индивидуализирует и дифференцирует процесс обучения.
При этом использование ИКТ методически оправданно, соблюдаются эргономические и психолого-педагогические требования, взаимосвязанные с другими средствами обучения, применяемыми на уроке.
Создание условий для снятия перегрузки, нормальное чередование труда и отдыха, удовлетворение потребности в двигательной активности повышают эффективность урока, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.
Перспективы использования материалов в работе педагогов ОУ.
Данная разработка может использоваться педагогами в классах любого вида, так как несомненно вызовет интерес учащихся и желание испытать свои возможности.
I. Орг. момент. Психологический настрой на успех (ребята закрыв глаза повторяют про себя последние слова)
На уроке наши глаза внимательно смотрят - и всё видят,
Уши внимательно слушают - и всё слышат,
Голова хорошо работает - думает, мыслит.
II. Слайд №1 (см. презентацию) Тема “Умножение отрицательных чисел”
“ Три пути ведут к знанию:
Путь размышления - это путь самый благородный,
Путь подражания – это путь самый легкий, и
Путь опыта – это путь самый горький.”
КОНФУЦИЙ
III. Слайд №2 Цели урока:
- Отработка навыков вычисления
- Обобщение знаний учащихся по теме
- Развитие логического мышления, математической речи
Задачи урока:
- Развивать в детях умение работать коллективно, воспитывать в них уверенность в себе и чувство ответственности друг за друга.
- Расширить знания обучающихся о растениях нашего края.
- Воспитать средствами математики бережного отношения к природе.
Тип урока: Урок закрепления материала
IV. Слайд №3
ХОД УРОКА
Логическое упражнение. Назовите лишнее слово:
1. Уменьшаемое, разность, деление, вычитаемое.
2. Частное, делимое, дробь, делитель, произведение, деление.
3. Умножение, множимое, произведение, частное, множитель.
У доски работают 2 ученика самостоятельно по карточкам:
КАРТОЧКА №1 Выполнить действия: (- 5,8 + 3,6) * (- 1,2) – 3,04 6,03 * 2,1 – (- 0,14) * (- 0,05) |
КАРТОЧКА №2 Выполнить действия: (3,7 – 8,6) * (- 3,1) – 5,09 8,04 * (- 3,2) – (- 0,18) * (- 0,4) |
2. Слайд №4 Устная работа:
Высвечивается слайд, на котором зашифровано слово в примерах:
Обучающиеся решают примеры, ответы заменяют буквами, соответствие “число – буква”, получают имя известного индийского математика:
М Р Б А У П Г А Т А
-24 -0,35 -1 3,4 6 61,7 -0,5 -10 13,4 40
- - 2/9 * 4,5 = -1 Б
- - 0,5 * 0,7 = - 035Р
- - 3,4 * (-1) = 3,4А
- - 12 * 2 = - 24 М
- - 3,6 * 2 7/9 = -10 А
- 2 * (- 0,25) = - 0,5 Г
-12 : (-2) = 6 У
- - 6,17 : (-0,1) =61,7 П
- - 6,7 * (- 2) = 13,4 Т
- - 8 * (- 5) = 40А
Слайд №5 Индийский математик Брамагупта, живший в 7 веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как “имущества”, отрицательные числа – как “долги”.
Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так:
“Сумма двух имуществ – имущество”:
(+ х) + (+ х) = (+ х)
“Сумма двух долгов есть долг”:
(- х) + (- х) = (- х)
Слайд №6 Условившись положительное число связать со словом “друг”, а отрицательное со словом “враг”, “древние” употребляли интересное правило умножения.
А мы узнаем правило, после того, как, используя знания, определим полезные растения Сибири и обобщим изученный материал.
Учитель: Мы изучаем с вами отрицательные числа. Они обладают некоторыми свойствами: например, по – иному формулируется правило умножения отрицательных чисел.
Для удобства высвечиваются два правила.
Слайд №7
- “Произведение двух отрицательных чисел есть число положительное”. Чтобы найти модуль произведения, надо перемножить модули этих чисел.
- “Произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное”. Чтобы найти модуль произведения, надо перемножить модули этих чисел.
- 2,4 * (- 3) = + 7,2 - 1,2 : (- 3) = + 0,4
4,2 * (10) = - 42 64 : (- 10) = - 6,4
Слайд №8 “Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть”. К.Маркс
Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека пищей, лекарствами, являются основой жизни.
Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири пользовались лекарственными травами. На Руси особенно ценились сибирские травы. Так, воевода Ромодановский имел указ “…собирать зверобой, растущий в Сибири, сушить, размалывать и присылать в Москву по пуду на всякий год”.
Слайд № 9 Рис. Лекарственное растение - зверобой
Слайд №10 Ученые установили, что наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно салатами, напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы узнать об этих растениях.
3. Самостоятельная работа по отработке вычислительных навыков по данной теме (в группах по 4 человека)
Слайд №11 Выполнив задания к карточкам, узнаете названия этих растений!
Физминутка для глаз:
Рисуй глазами треугольник; теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмёрку вертикально
Ты головою не крути, ты на бочок её клади
Теперь веди горизонтально и в центре ты остановись.
Глазки закрыли, открыли, поморгали. Зарядка окончена, вы молодцы!
Карточка № 1
№ задания |
Р |
И |
В |
К |
П |
А |
1 |
1,52 |
21 23 |
15 19 |
6 |
1 5 |
12 15 |
2 |
5 |
4 8 |
7 20 |
8 9 |
1 5 |
- 1,8 |
3 |
- 32 |
18 |
20 |
28 |
2000 |
4,85 |
4 |
7 |
- 8,2 |
6,1 |
5 5 |
41 |
- 22,4 |
5 |
- 6 |
- 4 |
11,25 |
11 15 |
- 5 |
- 6,3 |
6 |
37,5 |
10,1 |
- 52 |
15 |
15 18 |
7 11 |
7 |
- 2,5 |
- 7,6 |
11,4 |
- 15,7 |
3 |
103,4 |
1. На сколько единиц переместилась точка Р(4), если после перемещения она попала в точку К(- 2)
2. Найдите значение выражения: |-9| - |-4|
3. Найдите значение выражения: - 3,71 + 8,56 и округлите это значение до десятых.
4. Найдите значение выражения: 3* (- 2) + (- 3)* (- 4) – (- 5)*7
5. Найдите значение выражения, округлив результат до целого: (- 24,6 + 13,8) : 2,7
6. Из следующих чисел 24; -27; 73; -76 выберите то число, у которого модуль больше, и то число, у которого модуль меньше. Найдите сумму этих двух чисел.
7. Решите уравнение: 100 – (х – 6,7) = 3,3
Карточка № 2
№ задания |
Д |
Н |
М |
И |
А |
Е |
Ц |
У |
1 |
7 4 |
15,8 |
5 |
8 15 |
9 5 |
1 9 |
0,5 |
7,09 |
2 |
5,5 |
2,5 |
12,1 |
9,3 |
- 10 |
4,85 |
4 5 |
1 5 |
3 |
41 |
3,6 |
- 3,1 |
403 |
1400 |
- 44 |
7 |
70 |
4 |
- 4,2 |
400 |
- 40 |
2 9 |
- 4 |
- 3,4 |
10 |
- 4 |
5 |
5\11 |
- 52 |
6,5 |
2800 |
30 |
600 |
10,3 |
1,3 |
6 |
1\15 |
5 |
2\15 |
6 |
7\15 |
- 1 |
5 |
- 35 |
7 |
- 438 |
4\5 |
- 34,7 |
- 98 |
46,9 |
- 658 |
103,4 |
15,7 |
8 |
2,5 |
7,6 |
11,4 |
15,7 |
- 27 |
- 4 |
- 22,1 |
- 13 |
- Найдите значение выражения: |-9| - |-4|
- Найдите значение выражения: - 3,71 + 8,56 и округлите это значение до десятых.
- Найдите значение выражения: 3* (- 2) + (- 3)* (- 4) – (- 5)*7
- Найдите значение выражения, округлив результат до целого: (- 24,6 + 13,8) : 2,7
- Из следующих чисел 24; -27; 73; -76 выберите то число, у которого модуль больше, и то число, у которого модуль меньше. Найдите сумму этих двух чисел.
- На сколько единиц переместилась точка Р(4), если после перемещения она попала в точку К(- 2)
7. Решите уравнение: 100 – (х – 6,7) = 3,3
8.Найдите значение степени: (- 3)3
Карточка № 3
№ задания |
А |
Л |
В |
Щ |
Ь |
Е |
1 |
7,6 |
2,4 |
11 12 |
- 4 |
5\9 |
2\13 |
2 |
- 52 |
8 9 |
9 8 |
- 70 |
- 19 |
3 4 |
3 |
9,4 |
- 180 |
- 90 |
100 |
50 |
- 80 |
4 |
240 |
9,4 |
10,4 |
10,3 |
2 9 |
- 27 |
5 |
10 |
- 0,052 |
- 90 |
- 35 |
- 11 |
10 |
6 |
2,5 |
7,6 |
11,4 |
15,7 |
2 |
4 |
1.Найдите значение выражения, округлив результат до целого: (- 24,6 + 13,8) : 2,7
2.Из следующих чисел 24; -27; 73; -76 выберите то число, у которого модуль больше, и то число, у которого модуль меньше. Найдите сумму этих двух чисел.
3. Решите уравнение: 3,3 – (х – 6,7) = 100
4. Найдите значение степени: (- 3)3
5.Выполните действия: 0,00936 : (- 0,18)
6.Найдите расстояние между точками А (- 3) и В (- 5)
7.Выполните действия: (7,2 – 10,1)2
Карточка № 4
№ задания |
У |
И |
Л |
Х |
П |
О |
1 |
1 2 |
- 46 |
5 |
4 9 |
2 5 |
0,67 |
2 |
3 |
- 48 |
- 54 |
6\45 |
37 |
4,85 |
3 |
46 |
- 98 |
112 |
76 |
41 |
1,3 |
4 |
- 52 |
2,7 |
56\78 |
12 |
- 20 |
- 23 |
5 |
11 |
- 27 |
67 |
- 90 |
- 33 |
5,5 |
6 |
121 |
- 0,052 |
4 |
65 |
- 300 |
- 90 |
1. Найдите значение выражения: |-9| - |-4|
2. Найдите значение выражения: - 3,71 + 8,56 и округлите это значение до десятых.
3. Найдите значение выражения: 3* (- 2) + (- 3)* (- 4) – (- 5)*7
4. Из следующих чисел 24; -27; 73; -76 выберите то число, у которого модуль больше, и то число, у которого модуль меньше. Найдите сумму этих двух чисел.
5. Решите уравнение: 3,3 – (х – 6,7) = 100
6. Выполните действия: 0,00936 : (- 0,18)
7. Найдите расстояние между точками А (- 3) и В (- 5)
Карточка № 5
№ задания |
Ч |
В |
О |
К |
А |
Д |
И |
У |
Н |
1 |
2 3 |
8 9 |
6 |
12 |
17 |
34 |
765 |
43 |
- 1 |
2 |
- 43 |
- 66 |
1\2 |
34 |
0,9 |
5 |
145 |
5\6 |
- 12 |
3 |
22 |
74 |
5,6 |
7\8 |
7\19 |
- 46 |
76 |
4,85 |
- 43 |
4 |
46 |
41 |
- 100 |
5,6 |
4 |
7\9 |
16 |
3 |
6\7 |
5 |
8 |
5 6 |
- 55 |
0,87 |
- 4 |
- 23 |
- 100 |
43 |
44 |
6 |
13 |
48 |
- 4,9 |
91 |
67 |
5,9 |
600 |
2,3 |
- 52 |
7 |
- 90 |
800 |
11,3 |
54 |
- 95 |
600 |
3,56 |
40 |
5 |
8 |
0,78 |
7 |
6 |
43,5 |
113 |
16 |
- 27 |
600 |
67 |
9 |
5,49 |
170 |
12 |
2 |
0,43 |
87 |
6 |
11 |
9 |
1. На сколько единиц переместилась точка Р(4), если после перемещения она попала в точку К(- 2)
2. Найдите значение выражения: |-9| - |-4|
3. Найдите значение выражения: - 3,71 + 8,56 и округлите это значение до десятых.
4. Найдите значение выражения: 3* (- 2) + (- 3)* (- 4) – (- 5)*7
5. Найдите значение выражения, округлив результат до целого: (- 24,6 + 13,8) : 2,7
6. Из следующих чисел 24; -27; 73; -76 выберите то число, у которого модуль больше, и то число, у которого модуль меньше. Найдите сумму этих двух чисел.
7. Решите уравнение: 3,3 – (х – 6,7) = 100
8. Найдите значение степени: (- 3)3
9. Найдите расстояние между точками А (- 3) и В (- 5)
В результате самостоятельной работы по группам, на доске записываются следующие названия растений: крапива, медуница, щавель, лопухи, одуванчик.
Учитель: А теперь узнаем, что это за растения и каковы их свойства:
Слайды № 12 – 16 (фото растений и краткое описание лечебных свойств),
Слайд №17 (рецепт салата)
Слайд № 18 (правила сбора растений)
Слайд №19 - 20
4. Обобщение урока. Учитель: В чем же заключается “правило древних”!
Проверочная работа:
- 64 * (-10) = - 140
- (- 2,8) * 3 = - 8,4
- (- 4,7) * (- 5) = - 23,5
- 6,9 : (- 0,1) = - 69
- (- 6, 08) * (- 100) = 608
= - 0,5
- - 5 : 0,5 = -10
- 6,02 : (- 0,01) = - 602
- - 27 * 13 = - 351
Слайд № 21 Интересное правило!
Друг моего друга – мой друг (+ х) * (+ х) = (+ х)
Друг моего врага – мой враг (+ х) * (- х) = (- х)
Враг моего друга – мой враг (- х) * (+ х) = (- х)
Враг моего врага – мой друг (- х) * (- х) = (+ х)
Слайд № 22
5. Д/з №1160, ответы на вопросы
Узнать у бабушки или у родителей рецепт блюда из растений.
Слайд № 23
6. Итог урока, выставление оценок
Слайд № 24 - 25
7. Дополнительные задания
Слайд № 26
Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь, охранять и стараться узнавать о ней как можно больше…
До свидания!
Используемая литература
1.И.Б.Ремчукова “Игровые технологии на уроках”, математика. Из-во “Учитель”
2.А.В.Фарков “Внеклассная работа по математике” Москва Айрис-пресс
3.М.Ю.Шуба “Занимательные задания в обучении математике” Издательство “Просвещение”
Интернет источники
images. yandex. ru
Примечание. Обучение математике невозможно без связи с выбранной профессией и связи с жизнью. Каждый учитель, будь то педагог-наставник, или молодой специалист, обязательно вносит в свои уроки частичку нестандартного, нетрадиционного, оригинального, стремясь сделать их интересными, доступными для понимания, и, на мой взгляд, самой лучшей оценкой нашей работы является искренние и такие простые фразы, которые слышишь после урока: “Мне было интересно на этом уроке”, “Как много нового я узнал!”, “Спасибо за урок”.