В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к применению ИКТ на уроках и во внеурочное время не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно учителя повышают квалификацию один раз в пять лет). Необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.
Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду оперативного взаимодействия. Инновационные процессы требуют широкой апробации, то есть обмена живым опытом и мнениями, широких обсуждений и освещения в профессиональных сообществах в Интернет.
Мы понимаем, что информационную среду в школах характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Для этого необходимо активнее приобщать учителей-предметников к новому для них миру компьютеров, устранить психологический барьер их “боязни”.
Следует заметить, что данные технологии являются новым, довольно сложным объектом для изучения и одновременно служат удобным инструментом, методом и средством обучения. Они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации. Широкое применение в образовании информационные технологии получили, как уже было сказано, в целях повышения эффективности традиционных для этой сферы технологий. Они активно входят в нашу жизнь, превращая обычное в необыкновенное. Они помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир вокруг себя ярче. Инновационная деятельность предполагает перестройку содержания образования, его форм и методов.
В связи с выше сказанным, хочется поделиться собственным опытом работы в этом направлении.
В декабре 2009 года, заинтересовавшись опытом коллег-учителей, мы зарегистрировались на портале “Сеть творческих учителей”. Затем приняли участие в творческой акции “Светлопасхальная радость” в сообществе “Уроки творчества: искусство и технология в школе”. Целью, которой, являлся поиск новых педагогических форм погружения ученика в традиционную духовную культуру предпраздничного радостного труда. Для профессиональной экспертизы нами был представлен мастер-класс разработки творческих идей, в котором учащиеся реализовывали свои замыслы, используя ИКТ - технологии.
Работая в творческой группе, мы узнали очень много нового, познакомились с работами коллег - есть чему поучиться! Были счастливы работать в дружном коллективе единомышленников. Благодарны всем коллегам за каждый отзыв, каждое слово в адрес наших разработок. Приходилось дорабатывать, прислушиваясь к мнению коллег, что-то менять в своих разработках. Было очень интересно, познавательно и комфортно работать! В итоге получились замечательные и, надеемся, полезные разработки мастер-классов, которые прошли общественную профессиональную экспертизу и перемещены в библиотеку творческой акции “Светлопасхальная радость” на сайте http://www.it-n.ru/ .
Для каждого педагога участие в подобных форумах – это школа изучения передового опыта, сравнивание и оценка своих работ, начинаний, ответ на вопрос: “А правильно ли ты работаешь?”. При этом окунаешься в такую творческую атмосферу, в которой хочется почерпнуть весь опыт участников, попробовать применить его у себя, а это и является доказательством того, что всё-таки что-то получается и задумано это не зря.
Что именно приобретает учитель от участия в работе сетевых сообществ? Богатейший опыт коллег по внедрению ИКТ в учебную, педагогическую деятельность. В связи с чем, повышается уровень владения предметной информацией в преподавательской деятельности и как следствие – повышаются мотивации школьников к изучению предмета. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе способствует повышению качества образования и позволяет:
• сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным (поэтапным) для учащихся.
Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс зависит не только от уровня научно-методического и материально-технического обеспечения, но и от уровня профессиональной подготовки педагогов. Над чем мы стараемся работать постоянно. Ведь инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, анализом передового педагогического опыта.
В результате проведенной нами работы можно сказать, что уровень ИКТ-компетентности учащихся напрямую зависит от профессиональной деятельности преподавателей. В нашем случае содержание технологического обучения предполагает реализацию новых подходов в педагогической деятельности учителя, что потребует от него активного освоения инновационной педагогической практики, обновления способов, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, освоение новых технологий обучения. Таким образом, информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности учителя.
В настоящее время у каждого учителя есть возможность повышения уровня ИКТ-компетенций в рамках курсов повышения квалификации. Но этого, как мы уже говорили недостаточно. Необходим постоянный процесс самообразования, с целью совершенствования информационной культуры, а этому более всего способствует участие в различных конкурсах и фестивалях с представлением своих разработок.
В августе 2010 года был объявлен первый Интернет-фестиваль “ДОБРЫХ РУК МАСТЕРСТВО”. Он проводился образовательным порталом “Сеть творческих учителей” http://it-n.ru при поддержке ряда общественных организаций.
Данный фестиваль являлся открытым мероприятием и был направлен на развитие творческой активности педагогов. В ходе его проведения предполагался обмен опытом по использованию ИКТ на уроках.
Мы, со своей стороны, принимали активное участие во всех номинациях Интернет-фестиваля.
Первое что мы отправили на фестиваль - музыкальную открытку, в которой было представлена наша педагогическая деятельность в контексте фестиваля. Видеоролик был создан в программе Windows Movie Maker.
Затем мы создали и отправили электронный ресурс мастер-классы по представлению различных техник творческих работ. В их разработке приняли участие учащиеся 5-х классов.
Со всеми представленными на фестивале разработками можно познакомиться по ссылке – http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=197929&tmpl=com.
В ходе Интернет-фестиваля учителя вели дистанционное сопровождение своего “творческого виртуального класса”. Чем можно измерить общение с друзьями, единомышленниками, творческими коллегами? Полагаем, что этот опыт бесценен.
По представленным виртуальным ресурсам всем участникам предлагалось провести мастер-классы со своими учениками, и собрать фотоотчет для итоговой недели интернет-фестиваля в рамках фотовыставки “СОТВОРЧЕСТВО”. На этом этапе мы также проявили большую активность, в результате чего были организованны презентационные мероприятия по представленным разработкам коллег; выполнено большое количество изделий, по вновь освоенным творческим техникам и приемам.
И в завершении интернет-фестиваля проводилась акция "Подарок фестивалю". В подарок фестивалю нами были разработаны обзорные буклеты.
Хочется отметить, что в ходе выполнения заданий приходилось самостоятельно осваивать новые для нас компьютерные программы, с возникающими вопросами по их использованию можно было обратиться к коллегам – учителям информатики, которые всегда делились своими знаниями и очень корректно указывали на наши ошибки.
Материалы интернет-фестиваля опубликовали на страницах выпуска "Методической кухни" “УГ”, разместили на немецком образовательном сайте педагогов и родителей и в журнале "Девчонки-Мальчишки. Школа ремесел" и приложения "Радость творчества".
Участие в различных профессиональных сетевых сообществах нам помогает:
• объективно оценить уровень своей готовности к использованию средств ИКТ;
• выбрать наиболее подходящий для себя путь повышения квалификации на основе самообразования;
• видеть те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования средств ИКТ;
• анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
• комбинировать элементы теории и практики, умело интегрировать современные информационные и педагогические технологии с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся.
Все это способствует формированию нашей информационной культуры.
И подвести итог нам хотелось бы словами К.Д. Ушинского “Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель”. Современный учитель – человек, которому необходимо интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
В заключении хочется пожелать учителям постоянного стремления к повышению уровня своей профессиональной компетентности, в связи с чем, нужно более активно использовать ИКТ и разнообразные интерактивные технологии в преподавании, осуществлять интеграцию с другими учителями-предметниками, посещать тематические курсы, постоянно заниматься самообразованием с целью повышения познавательного интереса учащихся к данному предмету. Так как использование ИКТ на уроках позволяет развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивать учащихся необходимой информацией, развивать общеучебные умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.).
Используемые источники
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%ED%EE%E2%E0%F6%E8%E8;
- http://mon95.ru/content/view/318/;
- http://www.it-n.ru/
- Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. [Текст] – М., 2003. – 149 с.