Использование приемов познавательной деятельности учащихся при изучении биологии
Урок – основная единица образовательного процесса, форма организации обучения, при помощи которой учителя, работая с постоянным составом учащихся (классом), в течение строго ограниченного отрезка времени, используя разнообразные методы, приёмы и средства обучения, решают учебно-воспитательные задачи.
Многие учителя (в 95% случаев) предпочитают комбинированный урок, однако существует отрицательное мнение ряда педагогов об этом типе учебных занятий. Но за традиционной формой кроются новые развивающие возможности, и при правильном подборе методов и приемов обучения он может стать достаточно эффективным.
Как сделать урок интересным, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, привить интерес к изучаемому предмету? Задумываясь над этими вопросами, каждый учитель находит свой вариант решений.
Я применяю различные приемы, способствующие развитию познавательных способностей школьников на уроках биологии.
Все модели приемов, которые используются на уроке, (то есть таких приемов, на основе которых можно составить любое задание), все они направлены на развитие познавательных способностей учащихся: развитие быстроты реакции, развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (все виды памяти, внимание, воображение), развитие логического мышления, формирование умения решать нестандартные задачи.
I. Разминка – приемы быстрой фронтальной проверки усвоения программного материала.
Этот вид заданий помогает не только в быстром темпе выявить умения и навыки, но и развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, отвечать четко и конкретно только на предложенное задание.
В качестве примера можно привести задания, построенные по интегративному принципу, которые используются при фронтальной проверке.
На уроке природоведения, посвященном Солнечной системе, можно задать следующие вопросы:
- Это и шоколадный батончик, и планета. (Марс)
- У нее как у животных есть хвост. (Комета)
- Богиня красоты и красивая планета. (Венера)
- Название этой планеты заканчивается на предпоследнюю ноту нотной гаммы. (Земля)
- Название морского бога и планеты. (Нептун)
- Этот астрономический прибор носит название аквариумной рыбки. (Телескоп)
- Человек идущий рядом и небесное тело, постоянно вращающееся около планет. (Спутник)
Вариантами разминки могут быть различные виды диктантов:
- буквенный диктант
- цифровой диктант
- числовой диктант
Цифровой диктант
Пример: Учитель не задает конкретных вопросов, а дает ряд утверждений, иногда верных, а иногда и заведомо ошибочных. Если ученик согласен с формулировкой, то он у себя в тетради записывает цифру “1”, если не согласен – ставит “0”.
Я утверждаю:
У одуванчика корневая система стержневая
В корневой системе пшеницы хорошо заметен главный корень
Главный корень развивается из зародышевого корешка
Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя
Все, что у растений находится в почве – это корни
Корневые волоски находятся на всем протяжении корня
ОТВЕТ: 101, 100, 101
Задание проверяется со слов учителя, ответы произносятся вслух или выписываются на доске.
II. Задания, направленные на развитие (памяти, внимания, мышления, воображения).
Кто-то запоминает на слух, кто-то зрительно, кому-то надо объект исследования пощупать, рассмотреть со всех сторон, Такие задания помогут не только выявить, но и развивать, и формировать эти качества.
Развиваем зрительную память
Этот тип заданий ориентирован не только на выявление знаний, но и на развитие зрительной памяти.
Пример: На доске записаны слова, учащиеся смотрят на доску в течение нескольких секунд. Запомните, пожалуйста, предложенные вашему вниманию слова и их порядковые номера, и приготовьтесь через 20 секунд отвечать на мои вопросы. Ответы записывайте в виде порядковых номеров слов.
- Амёба
- Планария
- Гидра
- Аскарида
- Нереида
Вопросы:
Это животное состоит из одной клетки
Какое животное имеет щупальца?
Этот червь имеет плоское тело
Тело этого животного имеет кольчатое строение
Под каким номером был записан паразитический червь?
ОТВЕТ: 1, 3, 2, 5, 4.
Развиваем слуховую память.
Пример: Учитель произносит только один раз (ряд из 3-6 слов), а ученикам предлагается выполнить следующее задание (варианты по степени сложности):
- произнести предложенные слова в том же порядке
жерлянка, акула, белуга, анчоус
- произнести в том же порядке только первые буквы – и получится закодированное слово
лютик, ирис, сосна, тюльпан (закодированное слово – лист)
- назвать вместо предъявленных слов, их обобщающее понятие.
аксолотль, голиаф, амбистома – (обобщающее понятие – земноводные)
III. Логически – поисковые и творческие задания.
Они предполагают в известной степени “ситуацию затруднения”. Ученик должен не только вспомнить определение, формулировку, но и включиться в поисковую деятельность.
Решая такие задачи, учащиеся проявляют не только гибкость и нестандартность мышления, но и умение слушать и слышать, внимание, наблюдательность, быстроту реакции и сообразительность.
При составлении логически-поисковых упражнений очень важен подбор заданий, заставляющих каждый раз искать новый ход рассуждения.
Задание на развитие логического мышления (поиск закономерностей).
Примеры заданий по теме: “Вегетативное размножение растений”.
Допишите недостающие слова и зачеркните буквы в квадратиках. Из оставшихся букв составьте зашифрованное слово
Е |
Т |
Л |
С |
И |
А |
Б |
О |
Б |
Д |
У |
Ь |
М |
Л |
К |
Б |
Шишка – ……(ель)
Желудь – ……(дуб)
Коробочка – ….(мак)
Горох – ……….(боб)
ОТВЕТ: Лист
Ребус – это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур, знаков.
Задание, развивающее умение анализировать.
Пример: Такие задачи интересны тем, что требуют не только анализа выраженных в нем явлений, но и внимания к их внешнему оформлению и зачастую предполагает определенную свободу в выборе нужного слова.
Вместо многоточия запишите подходящие по смыслу слова:
…..яйцо, а у рыбы….
….земноводное, а ящерица…..
….крыло, а у акулы……
….голая кожа, а у птицы……
….бесхвостое, а тритон…..
Планируя урок или внеклассное мероприятие по предмету, целесообразно использовать разные приемы, которые помогут эффективно реализовать поставленные задачи, и будут способствовать развитию познавательных способностей учащихся. Такие приемы можно использовать как на отдельных этапах урока, а также при проведении обобщающих уроков.
Методическая разработка урока по авторской линии Н. И. Сонина.
7 класс
Обобщающий урок по теме “Класс птиц. Многообразие птиц”.
Цели:
- повторить усвоенные знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности птиц;
- расширить знания о многообразии птиц;
- способствовать развитию памяти, внимания учащихся, гибкости и нестандартности их мышления, сформировать умение выполнять логически-поисковые задания;
Оборудование: таблицы, песочные часы, листы бумаги.
Ход урока
- Орг. момент
- Повторение изученного материала.
Более подробно останавливаемся на двух этапах урока: опросе и применении знаний.
За правильный ответ ученик получает жетон. Число жетонов подсчитывается в конце урока, по количеству набранных жетонов выставляется отметка за работу на уроке.
Этап 1
Для опроса используем прием быстрой фронтальной проверки усвоения программного материала – “Разминка”
1. Оно есть у птиц и у самолета. (Крыло)
- Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка)
- Перьями этой птицы украшали шляпы мушкетеры? (Страус)
- Это название птицы и плода тропического растения. (Киви)
- Она есть у ореха и яйца. (Скорлупа)
- О человеке, который плохо слышит, говорят: “глух как…..” (Тетерев)
- Формой тела эти птицы похожи на одну из школьных отметок. (Лебеди)
- В названии какой птицы прячется русская река? (иВОЛГА)
- Именно эту крупную птицу можно сделать из жаворонка (ворона)
- Эту птицу подарил принц капризной принцессе из сказки Андерсена “Свинопас”. (Соловей)
- В нем прятал свою жизнь Кощей Бессмертный. (Яйцо)
- Это и название птицы и фамилия русского писателя написавшего “Мертвые души”. (Гоголь)
Эта птица является частью музыкального инструмента. (Гриф)
- В этом отряде птиц можно встретить одновременно и императора и короля. (Пингвины)
Задание 1. Числовой диктант
Ученикам предлагается два вопроса, ответ на которые они должны запомнить, а затем по указанию учителя провести между ними математические действия и записать итоговый ответ. Затем, пользуясь ключом и обращая внимание на порядок ответов, записывают слово шифр.
- К количеству отделов головного мозга птиц прибавьте количество спутников Земли (5+1 = 6)
- От общего количества букв в названии птицы, изображенной на гербе Российской Федерации отнимите количество пар усиков у рака. (4 – 2 = 2)
- От количества холмов, на которых расположена Москва, отнимите количество кругов кровообращения у птиц. (7 – 2 =5)
- К количеству камер в сердце птиц прибавьте количество букв “О” в названии науки, изучающей животных. (4 + 3 =7)
- Количество отделов в желудке птиц умножьте на количество классов покрытосеменных растений. (2 + 2 = 4)
- От суммы чисел года, начало войны с Наполеоном отнимите количество пальцев на крыле птиц. (12 – 3 = 9)
- Количество букв в названии передних конечностей птиц умножьте на число усиков у насекомых. (5 х 2 = 10)
- Количество пальцев на задних конечностях птиц умножьте на количество букв в названии самой длинной реки в России. (4 х 3 = 12)
- Количество яичников у самки птиц умножьте на количество родов в русском языке.
- От количества миллиметров в одном сантиметре отнимите количество типов птенцов у птиц. (10 – 2 = 8)
- От количества букв в названии плоского гребня на грудине у птиц отнимите количество камер в сердце у лягушки. (4 – 3 = 1)
(1 х 3 = 3)
Ключ: (записан на доске)
С О Р Г Я М П И О Т Л О И Ф Н
17 6 2 3 1 11 13 7 9 4 10 12 8 15 5
Ответ: Орнитология.
Что изучает наука орнитология?
Этап 2. Логически – поисковые задания.
Задание А. Закончи предложения. Образно в литературе этих птиц называют так…
- “Лесной санитар” – (дятел)
- “Символ мудрости” – (сова)
- “Великолепный певун” – (соловей)
- “Гнездовой паразит” – (кукушка)
- “Символ мира” – (голубь)
- “Гербовая птица” – (орёл)
- “Птица, приносящая детей” – (аист)
- “Символ верности” – (лебедь)
- “Птица – воровка” – (сорока)
Задание Б. На группировку и систематизацию.
Отгадав загадки, определите, к какой экологической группе относятся названные птицы.
Составьте краткую характеристику каждой из экологических групп.
А) На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина……..(орла)
Б) И петь не поет,
И летать не летает…
За что тогда
Его птицей считают? (страус)
В) Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! (дятел)
Г) И в лесу заметьте.
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …….. (совы)
Д) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь)
Е) Символ добра и счастья (аист)
Продолжение этого задания – ребусы.
Учащимся предлагается отгадать ребусы (загадки в виде букв)
- Колесо
Весло ?
Суховей
Ответы: Соловей, стриж, нанду, сорока.
Дайте краткую характеристику каждой из этих птиц.
Решение биологических задач. “Памятники птицам”
По этим текстам попробуйте догадаться, каких птиц люди награждали орденами, каким – ставили памятники.
- В одном из морских сражений во время. Второй мировой войны на английской субмарине была повреждена система подъема лодки на поверхность и прервана радиосвязь. Однако моряки не растерялись и с помощью торпедного аппарата выпустили на волю птицу, которая и доставила сообщение об аварии. Экипаж был спасен, а птицу наградили орденом. (Голубь)
- Это произошло в ХVI в. в средневековой Германии. В течение долгого времени город Монстер был осаде. Там уже давно закончилось продовольствие, и люди умирали от голода. Тогда один из жителей взял эту птицу и поставил ее на крепостной стене. Когда командующий вражеской армии увидел это, то решил, что его план взять город измором провалился. И враги отступили. На самом же деле в городе не осталось никаких продуктов, и эта птица была последней. Благодарные жители поставили ей памятник. (Петух)
Головоломка “Замените букву”
Учащимся предлагаются слова, изменив одну букву в предложенных словах, вы получите название птиц. Это задание позволяет проверит на сколько хорошо ученики знакомы с многообразием птиц.
- Граф – гриф
- Линь – лунь
- Кулак – кулик
- Хазарка – казарка
- Скоба – скопа
- Врач – грач
- Сопка – сойка
- Палка – галка
- Дрова – дрофа
- Софа – сова
- Подведение итогов урока.
Учащиеся подсчитывают количество баллов, которые они заработали в течение урока. Система оценок записана на доске, исходя из данной системы, выставляются оценки за работу на уроке.
Система оценок:
“5” – 45 – 35 баллов
“4” – 25 – 15 баллов
“3” – 10 баллов
Список литературы
- Винокурова Н.К. “Развитие творческих способностей учащихся” – М.: “Педагогический поиск”, 1999.
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии – М.: “Просвещение”, 2000 г.
- Теремов А., Рохлов В. “Занимательная зоология” – М.:
“АСТ – ПРЕСС” 1999