Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста на основе фольклорного материала

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - "жалоб-заявлений", которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как плохой или хороший. В этом возрасте ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет eгo оценку малышом.

В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия "плохо", "хорошо". Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Народные фольклорные сказки и малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Воспитательный эффект сказки в дошкольном возрасте можно объяснить следующим: во - первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во - вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания.

Тем не менее, эта "нравственная программа", заложенная в сказке не будет усвоена ребенком "сама по себе", для её усвоения должен приложить усилия взрослый. В чем состоит нравственный урок, в чём главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе? Не зря существует поговорка: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Выявить этот не всегда напрямую сформулированный "намек", прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача взрослого.

Сказка не дает прямых наставлений детям ("Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дому без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе со взрослым многократно возвращаются к тексту сказки. Нравственный потенциал сказок различен, так, например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко"). Во многих сказках мы видим персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец, олицетворяющий такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других ("Мороз Иванович"). Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных, которые действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку ("Иван-царевич и серый волк"). Такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара, включается в фольклорный репертуар детей постепенно в 5-6 лет. Благодаря такого рода сказкам нравственные чувства постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование) [1].

Таким образом, при использовании сказок в работе с детьми необходимо не просто знакомить ребенка с новым сюжетом, но и учить детей сравнивать, сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так или иначе; ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ему возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев (например: "Докажи, что Аленка лучше всех", "Кого тебе жалко в этой сказке", "Как бы ты поступил на месте...", "Как движениями похвалить петушка" и т.д.).

Интегрированное занятие для средней группы детского сада "Добрые советы большого Уха"

Задачи:

1. Прививать интерес к русскому фольклору.

2. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения, помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость и тд.

3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

Методические приемы:

Беседа, вопросы и ответы, показ, чтение сказок, игровые и театрализованные действия, объяснение, загадывание загадок, использование элементов ТРИЗ.

Материалы и оборудование к занятию:

Иллюстрация с изображением персонажа Большой Ух; элементы костюма Большого Уха -шляпа с большим ухом; элементы костюмов зайца, лисы, собаки, волка, медведя, петуха для инсценировки сказки "Заюшкина избушка", мягкие кубики, строительный материал, мыльные пузыри.

Организация занятия:

Занятие проводится в актовом зале или в группе.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный и волшебный день. А знаете, почему он такой необычный? Потому что утром я получила необычное письмо. Его прислал нам герой одной сказки, а зовут этого героя - Большой Ух. Кто-нибудь знает такого персонажа? Как он выглядит? Почему его так назвали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель показывает иллюстрацию (<Рисунок 1>): Большой Ух - это герой мультфильма Юрия Бутырина, а назвали его так именно потому, что у него очень большое ухо, которым Большой Ух любит слушать, что происходит в космосе и в округе. Так вот, Большой Ух прислал нам приглашение в гости! Ребятки, а вы любите ходить в гости?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А как нужно вести себя в гостях? Что можно делать, а что нельзя?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Вспомните, как называется сказка в которой девочка попала в гости к медведям?

Дети: "Маша и три медведя".

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли вела себя Маша, пока медведей не было дома? Что она делала не так?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А как нужно было поступить Маше, чтобы медведи не сердились на нее?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы вспомнили как вести себя в гостях и сейчас мы отправимся в гости к Большому Уху в Страну сказок! Как вы думаете, на чем можно добраться до Страны сказок?

Дети: ответы детей (на машине, на поезде, на самолете).

Воспитатель: Конечно же, вы правы, на машине, на поезде, на самолете мы можем доехать в любое место, куда нам необходимо, но сейчас мы отправляемся в сказочную страну, поэтому и транспортное средство должно быть тоже сказочным! Кто знает сказочные средства передвижения?

Дети: ответы детей (ковер самолет, ступа Бабы Яги, облака и т.д.).

Воспитатель: Опять вы правы, в сказках можно летать и на ковре-самолете и в ступе Бабы Яги, но ведь у нас нет ни ковра-самолета, ни ступы! Что же нам делать? В Страну сказок мы отправимся на мыльных пузырях!

Дети встают, воспитатель выдувает мыльные пузыри и дети их ловят. Звучит приятная музыка.

Воспитатель: Ну, вот мы и добрались. Присаживайтесь на свои стульчики.

Появляется взрослый в костюме Большого Уха

Большой Ух: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости в Страну сказок. Но прежде чем мы начнем играть и веселиться, я хочу вам рассказать свою историю:

Когда-то давно я был самым обыкновенным большим Ухом, своим необычным ухом я мог слышать всё, что творится на далеких планетах и на другом краю леса: кто, о чём говорит, какую музыку слушает. Однажды я повстречал маленького Волчонка, мы подружились и он научил меня быть более внимательным к другим, слышать не только музыку, но и прислушиваться к просьбам и желаниям других. Ведь раньше я никогда не замечал, что кто-то, например, попал в беду или, что кому-то страшно, или грустно. Но теперь своим большим ухом я могу это услышать и прийти в нужную минуту на помощь.

Ребята, а у вас есть друзья?

Дети: ответы детей.

Большой Ух: Сейчас мы сыграем с вами в очень интересную игру, она называется "Хорошо-плохо".

Игра "Хорошо-плохо" (ТРИЗ).

Цель игры: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект, явления, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры.

1 вариант:

ВЕДУЩИЙ: Съесть конфету - хорошо. Почему?

ДЕТИ: Потому, что она сладкая.

ВЕДУЩИЙ: Съесть конфету - плохо. Почему?

ДЕТИ: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

2 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

Большой Ух: Иметь друга - хорошо. Почему? Иметь друга - плохо. Почему? Быть кому-то другом - хорошо. Почему? Быть кому-то другом - плохо. Почему?

Дети: ответы детей.

Большой Ух: И всё же быть другом и иметь друзей очень хорошо! Ведь настоящий друг всегда придет на помощь, вот, например, как я. Сейчас вы узнаете какую беду может помочь преодолеть друг. Сыграем с вами в игру "Угадай". Попробуйте догадаться, где - правда, а где нет, кому я действительно помог, а в каком случае обошлись и без моей помощи. Я буду называть вам ситуацию, а вы говорите: правда это или нет. Если нет, то назовите в какой сказке такое было и кто кому помогал. Поняли задание? Начнём:

Я помог птенчику, выпавшему из гнезда! Могло такое быть?

Дети: ответы детей ДА.

Большой Ух: А как можно помочь птенчику?

Дети: ответы детей.

Большой Ух: Да, можно воспользоваться "палочкой выручалочкой" как это сделал Ёжик в сказке "Палочка выручалочка". Будьте внимательны и дальше! Я помог белочке собрать орехи. Могло такое быть?

Дети: ответы детей ДА.

Большой Ух: Я помог медведю варить малиновое варенье. Могло такое быть?

Дети: ответы детей ДА.

Большой Ух: Я помогал вытаскивать репку из земли!

Дети: ответы детей -НЕТ, это сказка "Репка" там деду помогали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.

Большой Ух: Какие вы внимательные! Действительно в сказке "Репка" было очень много дружных людей и зверей. А почему смогли вытащить репку только после того, как пришла мышка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Действительно ребята, мышка хоть и маленькая, но тоже может помочь, как и вы! Вы тоже еще маленькие, но уже можете помогать взрослым и друзьям. Расскажите, как вы помогаете дома родителям?

Дети: ответы детей (убираем игрушки, сами одеваемся, поливаем цветы).

Большой Ух: Сейчас я проверю, как вы умеете помогать другим в сложных ситуациях, ведь помогать другому это значит не только помочь справиться ему с каким-то делом, например, уборкой или мытьем посуды, но и часто приходится помогать преодолевать опасности и другие сложности.

Игра "Веселый трамвайчик и вагончик"

Суть игры заключается в том, что дети разбиваются на пары. Одному человеку из пары завязываются глаза ("вагончику"). Задача каждой пары (как можно более аккуратно и быстро пройти полосу препятствий (мягкие кубики) с тем условием, что тот, у кого закрыты глаза не должен эти кубики задеть. Ведущая роль отводится "трамвайчику". Задевшая кубики пара выбывает из игры.

Большой Ух: Ну вот, какие-то трамвайчики быстрее добрались до другой станции, но их вагончики "сошли с рельсов", а какие-то медленнее, но их вагончики не задели ни одного кубика и добрались целыми и невредимыми. Как вы думаете, какие пары победили (кто быстрее или кто не "сошел с рельсов")?

Дети: ответы детей.

Большой Ух: А как вы считаете, страшно ли было вагончикам? Другой вопрос "Почему"?

Дети: Ответы такие: ДА, "Глаза потому что закрытые", "Вдруг упаду".

Воспитатель: Что нужно было сделать, чтобы выиграть в данной игре?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Не нужно нарушать правила, а ведущим - трамвайчикам, нужно больше заботиться о вагончиках, жалеть их и стараться делать так, чтобы они "не ломались".

Большой Ух: Ой, ребята, слышу я своим большим ухом, что где-то в лесу кто-то плачет. Прислушайтесь, слышите? Кажется это зайчик. Что же с ним случилось?

Несколько детей показывают спектакль по сказке "Заюшкина избушка", Большой Ух выступает в роли ведущего. Текст инсценировки в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

На фото представлены сцены из спектакля "Заюшкина избушка" в разных группах детей <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>

 

После спектакля Зайчик и Петушок уходят, а лисичка прячется за деревьями.

Воспитатель: Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам жалко? Почему? У зайчика появилось много друзей. Сколько? А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? Почему зайчик пустил лису? А кому верите вы? Можно ли верить незнакомому человеку? Что победило в сказке - добро или зло?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята. Зайчику пытались помочь и собака, и волк, и медведь, и петух. Лисичка очень плохо поступила с зайчиком. Скажите, а есть сказки, в которых лисичка выступает в качестве хорошего, доброго героя? Ведь не во всех же сказках она злая.

Дети: ответы детей ("Теремок", "Кот Котофеевич", "Девочка и лисица").

Большой Ух: Действительно в сказке "Теремок" лисичка очень дружно жила с другими зверятами, в сказке "Кот Котофеевич" она пожалела Кота и пригласила его к себе жить, а в сказке "Девочка и лисица" лиса была единственной, кого девочка не испугалась, и лиса помогла ей добраться домой. А в нашей сказке про Заюшкину избушку лиса сначала была хитрая, петух выгнал лисичку из домика зайчика. Но теперь мне жалко лису, ведь ей опять негде жить. А давайте ребята поможем лисичке и сделаем ей домик? И тогда она больше не будет выгонять зайчика из его домика.

Дети под музыку строят домик для лисы из строительного материала.

Воспитатель: Ну, вот мы и лисичке помогли! Ребята, нам пора прощаться с героями Сказочной страны, давайте повторим какие же добрые советы дал нам Большой Ух.

Дети: ответы детей (дружить, хорошо быть другом и иметь много друзей, всем помогать, заботиться о других).

Большой Ух: Ну, и, конечно, даже в плохом, искать что-то хорошее. Ведь сегодня мы узнали, что и лиса не всегда бывает хитрой и злой, что она может быть доброй и хорошей. До свидания ребята, будьте дружными, не обижайте друг друга, помогайте взрослым и слушайтесь их.

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ну а теперь, в обратный путь! Нам пора в наш детский сад.

Дети встают, воспитатель выдувает мыльные пузыри и дети их ловят. Звучит веселая музыка.

Литература.

  1. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников/ И.Зимина// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 31-32.
  2. Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки. - М., Октопус, 2010, 80с.
  3. Большая книга русских сказок. - М., Русич, 2011, 340с.