Цели урока:
- Обучающие: выяснить особенности рельефа нашей страны, его основные формы; определить их сочетание и размещение на территории страны; доказать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
- Развивающие: развивать аналитические способности учащихся, умение делать выводы, формировать познавательную самостоятельность.
- Воспитательные: создавать условия для осознания природы, как одной из основных ценностей.
Структура урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационная часть | |
Приветствует учащихся. Организация внимания учащихся. Вступительное слово: Изучив «визитную карточку» России, познакомившись с особенностями ГП, историей освоения и изучения, узнав, в каких часовых поясах расположена Россия, мы приступаем к изучению большого раздела «Особенности природы и природные ресурсы страны». |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
2. Мотивация и целеполагание | |
– Как вы думаете, с чего мы начнем изучение раздела? | С рельефа. |
– А что такое рельеф? Слайд 2 |
Совокупность неровностей земной поверхности, которые отличаются по высоте, возрасту и происхождению. |
– Почему изучение начнем с рельефа? | Рельеф влияет на другие компоненты природы. |
Есть утверждение, что рельеф – это каркас природы, если вы согласны – докажите. Слайд 3 Итак, тема урока: «Особенности рельефа России». Слайд 4 |
Работа по схеме |
Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? Слайды 5, 6 |
Используя ключевые слова ставят цели |
– Какие знания, умения и какие источники информации помогут нам достичь цели. | Называют условия и источники информации |
– Какие основные формы рельефа мы знаем? Слайд 7. | Равнины и горы |
– Что такое равнины? Слайд 8 |
Обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью. |
3. Актуализация опорных знаний и умений | |
– Как в зависимости от высоты делятся равнины? | До 200м – низменности, от 200-500м – возвышенности, выше 500 м – плоскогорья |
– Какие они бывают по формам рельефа? Слайд 9 |
Плоские и холмистые |
– Что такое горы? Слайд 10 |
Обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот |
– Как они различаются по высоте? Слайд 11 |
500-1000м – низкие, 1000-2000м – средневысотные, более 2000м – высокие). |
4. Усвоение новых знаний | |
Задание (работа в парах): Используя атлас, материал параграфа соберите доказательства, подтверждающие правильность тех или иных утверждений об особенностях рельефа. Результатом вашей работы будет заполненная в тетрадях таблица Слайды 12-16 |
Работают в парах, заполняя таблицу |
Первичная проверка понимания. Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов, коррекция). – Выполните предложенный тест. Слайд17 |
Индивидуально выполняют тест. |
– Обменяйтесь работами и проведите взаимопроверку. |
Проводят взаимопроверку. |
Работа с номенклатурой. Задание: покажите крупные по площади равнины России- Восточно-Европейская, Среднесибирское плоскогорье. |
Работают с картой. |
– Какие еще равнины выделяются на карте? Слайд 18 |
Называют другие равнины: Колымская, Прикаспийская, Барабинская и др. |
Задание: найдите наиболее высокие горные вершины, определите, в какой горной системе она находится? Слайд 19 |
Находят вершины и определяют горную систему: г. Эльбрус 5642м – Кавказ г. Народная 1895м – Урал г. Белуха 4506м – Алтай г. Победа 3147м – хр. Черского г. Ферсмана 1191м – Хибины |
Влияние рельефа на жизнь и деятельность человека. – Как вы думаете, равнины или горы более благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека? |
Высказывают свое мнение. Мнения расходятся. |
Работа в группах. – У нас две группы, одна считает что жизнь благоприятнее на равнинах, другая - в горах. Приведите доказательства в свою пользу, заполните пропуски в таблице Слайды 20, 21 |
Класс делится на 2 группы Учащиеся обсуждают вопрос в группах, Заполняют таблицу. |
– Сделайте вывод, где же лучше жить на равнинах или в горах. | Делают вывод, отмечая «плюсы» и «минусы» как равнинной, так и горной местности, а также то, что рельеф влияет на хозяйственную деятельность человека. |
5. Закрепление знаний | |
Вопросы: Слайд 23 1) Каким бы был климат, если бы горное обрамление было на севере? 2) Переместим равнины на восток страны – что произойдет? 3) Уберем Уральские горы...? |
Учащиеся высказывают свои предположения |
6. Подведение итогов | |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий – Вернемся к целям урока и посмотрим, сумели ли мы их достичь. Слайд 24 |
Определяют уровень достижения цели |
Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы – Мы успешно справились с работой, но мне кажется, что изучение этого вопроса осталось не завершенным. Как вы думаете? – Это мы и будем рассматривать на следующем уроке. |
Учащиеся высказывают свои предположения о взаимосвязь рельефа с тектоническим строением. |
7. Домашнее задание | |
Слайд 25 | Записывают домашнее задание |
8. Рефлексия | |
– Заполните лист самоконтроля Слайд 26 |
Заполняют лист самоконтроля |