Цель: способствовать применению этикета в эпистолярном жанре
Задачи:
- способствовать возрождению эпистолярного жанра
- продолжить формирование представления о письме как эпистолярном жанре и средстве межличностного общения
- познакомить с особенностями написания деловых писем, обычных и электронных
- способствовать применению знаний по анализу художественных фильмов.
Оборудование: карточки с вопросами, телевизор и DVD или компьютер, диск с кинофильмом «Чужие письма»
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Когда мы говорим об этикете, то первым делом на
ум приходит поведение в обществе, сервировка
стола или прием гостей, хотя этикет представляет
собой многопрофильную сферу.
Я хочу затронуть этикет писем, несмотря на то, что
время, когда «бумажные» письма пользовались
популярностью, прошло, в нашей жизни появился
Интернет, мгновенно отобразив все письма в
электронном виде, телефон, который позволил
быстро связаться практически с любым человеком.
И зачастую, многие не знают, как начать письмо,
или вообще не имеют представления, как они
пишутся. Из тех времен, когда в моде были почтовые
голуби и почтальоны, в наше время пришли и
правила написания писем.
Этикетом в письмах следует называть известные
формальности, установленные обычаем.
2. Беседа о правилах письменного этикета
Ученики выбирают вопросы по принципу экзамена. Пытаются дать ответы на вопросы. Если ответ неполный или неправильный, то остальные ученики дают свои ответы, учитель дополняет ответы или поправляет их
– Какой должна быть бумага, на которой пишется
письмо?
(Письмо, написанное на бумаге скверного
качества, говорит о вашем дурном вкусе и примерно
таком же отношении к тому, кому оно адресовано.
Письма пишутся только на хорошей бумаге. Хороший
тон требует, чтобы письма писались только на
белой, ровной и плотной бумаге, кстати,
недопустимо использовать для этой цели листы,
вырванные из тетради. Бумага разноцветная
употребляется только при переписке с близкими
родными)
– Нужно писать от руки или печатать на
компьютере?
(Частные письма пишутся от руки, деловые –
печатаются. Всегда от руки пишутся приглашения,
соболезнования, благодарственные письма и
поздравления. Если у вас некрасивый почерк,
писать следует как можно разборчивее, этим вы
подчеркнёте уважение к своему адресату. Если
частное письмо напечатано, то подписать его
нужно от руки. Ни в коем случае не пишите
карандашом – это проявление невоспитанности)
– Как правильно подписать письмо?
(Письмо должно заканчиваться подписью
адресата. Письмо без подписи – это проявление
небрежности, повод усомниться в порядочности
отправителя. В каждом письме ставится дата, в
деловых письмах вверху справа, в частных – под
подписью, обычно слева. Воспитанный человек
никогда не напишет анонимного письма.)
– Можно ли писать письма с ошибками?
(Письмо должно быть грамотным. Используйте при
необходимости орфографический словарь.)
– Имеет ли значение, кто ваш адресат? (Учитываем возраст, пол, душевное состояние адресата)
– Какова структура письма?
(Даже если адресат – близкий вам человек,
постарайтесь выстроить свое письмо логически,
иначе может показаться, что вы ленитесь
собраться с мыслями и потому пишете все подряд.
Подобное письмо может показаться невежливым.
Письмо должно состоять из 4 частей: обращения,
вступления, изложение о предмете, интересующем
адресата, заключения.
Начинать письмо следует с обращения к
адресату.
Если это ответное письмо, необходимо
поблагодарить адресанта за ранее полученную
корреспонденцию.
Если Вы задержались с ответом, следует
извиниться за то, что не могли написать раньше.
Упомянуть о причинах.
Затем надо ответить на все вопросы, заданные
адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В
своём письме ты спрашиваешь меня о …».
Потом Вы можете перейти к интересующей Вас
теме, рассказать о том, что Вас волнует,
поделиться своими радостями, проблемами и т.д.
После этого закономерным будет задать вопросы
по теме переписки Вашему адресату, чтобы дать
возможность продолжить общение. Если Вы
рассказывали о своей жизни, неплохо было бы
поинтересоваться, как у него обстоят дела.
Затем следует написать фразу типа: «С
нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь
вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!»
и т.д.
В конце письма хорошо бы поставить клише («С
любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич»,
«С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою
личную подпись.
Структура делового электронного письма:
заголовок, приветствие, содержание и цель,
прощание, подпись и контакты, при необходимости
– логотип и ссылка на сайт компании
Содержание электронного письма должно быть
как можно ближе к обозначенной теме. Смайлик
возможны только в личной переписке, они
позволяют передать настроение и придают письму
более живой характер.)
– Всегда ли уместен в письмах постскриптум?
(Если необходимо добавить важную информацию,
то не нужно вписывать её между строк или на полях
– напишите P.S. (постскриптум) и добавьте
необходимое. Нежелательно появление
постскриптума в деловых письмах)
– Нужно ли отвечать на письмо сразу?
(Необходимо отвечать на все полученные письма.
Ответ на письмо не следует писать сразу же:
надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком
затягивать с письмом: рискуете испортить
отношения с адресатом. Хранить старые письма
лучше всего в недоступном для других месте.
Ответить на электронное письмо нужно в течение
2 суток. Если для этого потребуется больше
времени, надо объяснить причины задержки. Очень
важно отвечать на письма с вложениями, чтобы
подтвердить, что всё получено и открылось. Если
ответ на письмо не приходит в течение 7 дней, это
расценивается как отказ от общения).
– Важно ли, в каком состоянии человек пишет
письмо?
(Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете
в хорошем расположении духа.
Недопустимо отправлять письма, содержащие
гневные высказывания или ироничные намёки.
Следует быть осторожным и не писать ничего
дурного, потому что, коль письмо отослано, мы уже
не в состоянии исправить зло. Если случится
писать под влиянием чувства гнева. То лучше
отправку письма отложить до следующего дня. Этим
средством можно дружбу и любовь, которых иногда
минутная несправедливая вспышка может
уничтожить везвозвратно.
Если бы люди были благоразумны, то прежде чем
отослать письмо, они спрашивали бы себя: может ли
это письмо быть прочитано всенародно, без того,
чтобы им не пришлось краснеть за что-нибудь,
написанное в нём)
– Каким должен быть объём письма?
(Разным. Письмо можно окончить на первой же
странице, но это позволительно лишь тогда, когда
в конце остаётся много чистого места, т.е. когда
письмо короткое. Нежелательно, дописав до конца
страницы, заканчивать письмо – это говорит о том,
что вы просто набирали объём, в этом случае
следует перенести конец письма на следующую
страницу.
Электронное письмо не предполагает много
текста)
– Можно ли читать чужие письма?
(Не стоит размещать личную информацию в письме,
так как не существует ни одной надёжной почтовой
системы.
Похитить тайну письма, распечатать его – низко
и недостойно честного человека. Нельзя, найдя
чужое письмо открытым, пользоваться случаем и
читать его. Все знают, что подслушивать чужие
разговоры неприлично. Бестактно также
заглядывать в чужие письма. Тайну переписки
охраняет закон, и никому не позволено читать то,
что предназначено для других. Даже супруги не
должны читать письма, полученные одним из них.
Возможно, они очень доверяют друг другу и потому
не видят в этом ничего плохого. И все же не
следует вскрывать конверт, адресованный мужу
(жене) в его отсутствие и без его (ее) разрешения. У
каждого могут быть свои маленькие секреты.
Сколько людских судеб разрушено из-за того, что
какое-либо письмо было утеряно и не доставлено
адресату вовремя? Или вручено не тому, кому оно
было написано? Сколько таинственных любовных
историй было раскрыто из-за нарушения
конфиденциальности переписки? История знает
много тому примеров!
«Нельзя читать чужие письма», это
безнравственно – утверждают нормы морали. Но
наши письма продолжают читать спецслужбы,
конкуренты и просто любопытные соседи. Даже
переписка через электронную почту со сложным
алгоритмом шифрования может стать доступна
чужому глазу. Существует даже специальный
термин, обозначающий тайный просмотр
корреспонденции – перлюстрация)
3. Просмотр эпизода их фильма «Чужие письма» и краткое обсуждение
В 1975 году на экраны страны вышел художественный
фильм, мелодрама «Чужие письма» режиссера Ильи
Авербаха и сценариста Натальи Рязанцевой
Крайне самоуверенная шестнадцатилетняя ученица
Зина – объект беспокойства молодой учительницы
Веры Ивановны, приехавшей в провинциальный
городок. Эту девочку, воспитывающуюся в трудных
условиях, без матери, учительница приводит к себе
и пытается ее приучить к искренности и добру.
Девочка по-своему привязывается к учительнице и
делает ее жизнь невыносимой...
Наивная Вера Ивановна полагает, что
в душе ее "трудной" ученицы еще можно
посеять "разумное, доброе, вечное". Но, увы,
для 16-летней максималистки не существует никаких
нравственных аксиом. Ради достижения своих целей
она готова шутя-играя не только читать чужие
письма, но и безжалостно вторгаться в хрупкий мир
чувств своего педагога...
Просмотр эпизода фильма
Та самая история с чужими письмами, которые
Зина сначала прочитает, потом перепишет, заменив
имя адресата своим, чтобы пофорсить перед
подружкой фиктивным романом, естественно,
раскроется, но Зина удивительным образом выйдет
из этой некрасивой истории чуть ли не
победительницей и снова навяжет Вере Ивановне
свою назойливую опеку. В конце концов заслужит
пощечину, которую совестливая Вера Ивановна
сочтет крахом всех своих педагогических и
человеческих убеждений. Зина озлобленно
вспыхнет, почувствует себя на минуту беззащитной
жертвой, какое-то время походит с лицом
неправедно отвергнутой и одинокой, но после
все-таки явится, постоит немым укором в сторонке
(когда ребята будут выносить стариковский скарб
из дома с терраской, идущего на слом), напросится
на жалость и, прощенная, присоединится к классу.
Как ни в чем не бывало, быстренько расставит всех
по местам – приведет в завидный порядок
хаотичную ребячью мельтешню.
Люди уходившего поколения, произнесут в конце
фильма ключевую фразу в ответ на растерянное
признание Веры Ивановны, что не умеет-де
объяснить ребятам, почему нельзя читать чужие
письма. "Почему нельзя читать? – удивится
старая учительница. – Нельзя, вот и всё!"
– Ваше отношение к поступку Зины по отношению к
учительнице (ответы учеников)
4. Домашнее задание: из учебника узнать о других особенностях деловых писем и написать деловое письмо, обычное или электронное, на адрес учителя, использовать правила этикета
Литература и источники:
1. Золотая книга этикета (Автор-сост. В.Ф.
Андреев) Второе издание, исправленное и
дополненное. – М.: Вече, 2006. – 480 с.
2. Этикет и стиль: большая энциклопедия.-М.: Эксмо;
Саратов: Фаворит Букс, 2011. – 360 с.
3. Правила хорошего тона http://www.knigge.ru/etiket_pisma.html
4. Этикет о переписке http://www.ostrog.spring-life.ru/statia/etiket_pisma.htm