Тип урока: закрепление пройденного.
Цели урока.
- Образовательные:
- закрепить знания учащихся о магнитном поле,
- повторить: виды магнитов, их магнитные спектры, силовые линии магнитного поля, вектор магнитной индукции, магнитное поле проводника с током, правило буравчика, действие магнитного поля на проводник с током, правило левой руки, величины, характеризующие электрическое и магнитное поля, единицы измерения.
- Развивающие:
- развивать мышлениe, внимание, память, формировать представления о процессах научного познания.
- Воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе, чувство ответственности каждого за свой выбор, трудовой процесс и его результат.
Задачи:
- формировать умение выдвигать гипотезы исследования,
- самостоятельно планировать свою деятельность,
- развивать коммуникативные компетенции: умение выступать перед аудиторией, слушать друг друга.
Методы:
- наблюдение;
- формулирование вопросов;
- выдвижение гипотез (что будет, если …);
- конструирование теоретических моделей;
- целеполагание;
- рефлексия.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедиа-проектор, катушка-моток, дугообразные, полосовые постоянные магниты, проволочная рамка, магнитная стрелка (компас), железные опилки, катушка, установленная в оргстекле, выключатели, источники тока (4В), компьютерная презентация (опыт Эрстеда, опыт Ампера), интерактивная доска.
Программное обеспечение: Power Point; диски « Открытая физика», «Практикум».
Учебник: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Физика, 9 класс М., Дрофа, 2009г.
План урока:
1) Организационный момент
2) Актуализация опорных знаний
Сообщения учащихся:
а) компьютерная презентация: опыт Эрстеда, показывающий взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, опыт Ампера – взаимодействие двух проводников с током;
б) сообщение: «Правило буравчика», показать на примере определение направление линий магнитного поля;
в) сообщение: «Вектор магнитной индукции» (формула, единица магнитной индукции, линии магнитной индукции)
3) Динамическая пауза
4) Групповая экспериментальная работа
5) Подведение итогов исследования
6) Вывод
7) Подведение итогов урока.
Этапы урока:
Актуализация имеющихся знаний через сообщения
учащихся и вопросы, задаваемые ими (с
применением интерактивной доски), учащиеся сами
оценивают ответы (раздают фишки красного и
синего цвета):
– Что называется магнитным полем?
– Назовите источники магнитного поля, гипотеза
Ампера о природе магнетизма.
– Что такое магнитные силовые линии? Как они
направлены? Какими свойствами обладают?
– Доказательство существования магнитного поля
тока (опыты Эрстеда и Ампера).
– Что определяют с помощью правила буравчика?
Как?
– Как определить направление силы, действующей
на проводник с током, находящийся в магнитном
поле (правило левой руки).
– Как определить существует ли вокруг данного
прямого проводника магнитное поле? Как
определить направление индукции этого
магнитного поля?
Динамическая пауза
Работа в группах
Устная рефлексия: что мы узнали? Что будем делать?
Эвристическая ситуация: убедиться на опыте в существовании магнитного поля, в его действии на проводник стоком.
Алгоритм действий:
- Тема исследования
- Цель исследования
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Гипотеза
- Этапы исследования: опыты, схемы, рисунки опытов
- Анализ: что происходит? Почему происходит?
- Вывод.
- Защита работ
1-я группа: Наблюдение линий магнитного поля, определение полюсов катушки стоком
- Самостоятельно подключает катушку, установленную в оргстекле, к источнику тока и ключу последовательно.
- Замыкает электрическую цепь, и аккуратно насыпает на пластину из оргстекла железные опилки. Размыкает ключ.
- Зарисовывает получившуюся картину силовых линий магнитного поля катушки с током (обращают внимание на магнитное поле внутри катушки, чем они отличаются от обычных линий магнитного поля).
- Определяет полюса катушки с током при помощи магнитной стрелки. Объясняет расположение линий магнитного поля направлением векторов магнитной индукции.
2-я группа: Изучение магнитного поля катушки с током (правило правой руки)
- Самостоятельно составляет электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата и катушки, соединив их последовательно. Замыкает цепь, магнитную стрелку подносят к одной стороне катушки, а затем к другой стороне катушки, определив, таким образом, полюса катушки.
- Изменив направление тока в катушке, снова определяет полюса катушки. Подтверждает полученный результат, применив правило правой руки, определяет направление магнитных силовых линий у концов катушки, и на основании этого-полюса магнита.
3-я группа: Исследование действия магнитного поля на проводник с током
- Самостоятельно составляет электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата и проводника в виде трехсторонней рамки, соединив их последовательно. Замыкает цепь, помещая проводник между полюсами дугообразного магнита , затем меняет расположение полюсов магнита.
- Наблюдает действие магнитного поля на проводник с током. Изменив направление тока в катушке, снова наблюдает. Убеждается, что направление силы Ампера можно определить по правилу левой руки.
Работая в группе, школьники учатся
распределять между собой действия и планировать
их, обмениваться результатами, оценивать
сделанное с позиции достижения общей цели.
Каждая группа выбирает представителей для
защиты своей работы (лидера).
Защита работы – решение эвристической ситуации.
Оценки, тем, кто делал сообщения, кто защищал
работы ставит учитель, тех, кто работал
активно в группах оценивает лидер (по фишкам).
Домашнее задание: повторить по учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс» стр.133, «Электромагниты и их применение».