Цели:
- познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;
- формировать умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;
- развивать познавательную сферу учащихся и логическое мышление: внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
– Начать урок я предлагаю пословицей. Слайд 2
В одиночку не одолеешь и кочку.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– А действительно ли в этой пословице заключена
народная мудрость, мы поймем в конце урока.
– Итак, за работу.
– Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания
– Вспомните, какие буквы в русском языке не
обозначают звуков. Слайд 3
– Запишите строчку, чередуя твердый знак и
мягкий знак.
– Спишите слова с мягким знаком, обращайте
внимание на соединения.
(На доске слова: письмо, пальто, коньки, вьюга)
– Подчеркните орфограммы в словах.
– Какие орфограммы подчеркнули?
– Какое слово лишнее и почему? (вьюга)
– Но в русском языке есть еще один
разделительный знак. Какой?
3. Создание проблемной ситуации
– Ребята, Ъ и Ь прислали вам телеграмму. Слайд 4
Не путай нас, пиши что надо,
Оценка будет вам наградой.
– А как же различить разделительные Ъ и Ь.
– Давайте заполним таблицу. Слайд
5
Знаю | Хочу узнать | Узнал | |
В какой части слова пишется разделительный Ь | |||
После каких букв пишется разделительный Ь | |||
Перед какими буквами пишется разделительный Ь | |||
После какой части слова пишется разделительный Ъ | |||
После каких букв пишется разделительный Ъ | |||
Перед какими буквами пишется разделительный Ь |
– Прочитайте данные таблицы, отметьте знаком «+», что вы уже знаете и что хотите узнать.
Дети работают в парах, заполняя таблицу.
– Итак, что вы уже знаете?
Ответы детей: разделительный Ь пишется
в корне слова после согласных перед гласными е,ё,
ю, я.
Вывешиваю схему.
– А что же вы хотите узнать?
Ответы детей: когда пишется
разделительный Ъ, после каких букв и перед какими
буквами.
– Задачи поставлены.
– Определите тему нашего урока. Слайд
6
II. Стадия осмысления
1. Определение местоположения в слове разделительного Ъ
– Тема урока определена. Готовы к
решению поставленных задач?
– Вспомните пословицу, которой мы начали урок.
– Значит, решать поставленные задачи мы будем с
вами сообща.
– Первое, что нам с вами надо узнать, в какой
части слова пишется разделительный Ъ. Слайд 7.
– Ответить на вопрос вы сможете после работы в
группах.
Каждой группе раздаю листы, на которых записаны слова:
листья въезд
веселье подъезд
ружье съезд
деревья отъезд
– В каждой группе выделите корни.
– Проверим, что у вас получилось.
Выходят по одному представителю от группы.
– Назовите корни слов в первом столбике.
– Какой разделительный знак записан в корне ?
– Назовите корни слов во 2 столбике.
– Что вы можете сказать об этих словах?
– С помощью чего образовались эти однокоренные
слова?
– Какой разделительный знак записан в словах
между корнем и приставкой?
– Можете ли вы сделать вывод , после какой части
слова пишется разделительный Ъ.
– Заполним соответствующую строчку в
таблице.
– А теперь пора отдохнуть.
2. Физминутка
Мы работали, устали.
Дружно все и тихо встали,
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И работать вновь начнём.
3. Определение букв, после которых пишется разделительный Ъ
– Прочитайте следующий вопрос.
Ответы детей: после каких букв пишется
разделительный Ъ.
– Поработайте в парах, выделите приставки в
словах. Подчеркните последние буквы в
приставках. Слайд 8
– Назовите приставки в словах первого столбика.
На какие буквы заканчиваются приставки.
– Назовите приставки в словах второго столбика.
На какие буквы заканчиваются приставки.
– Какой вывод можете сделать?
– Запишем его в таблицу. Слайд 9
4. Определение букв, перед которыми пишется разделительный Ъ.
– Какой вопрос нам остался неясен.
Ответы детей: перед какими буквами
пишется разделительный твердый знак.
– Чтобы ответить на него спишите слова, выделите
приставки и подчеркните буквы, перед которыми
написан разделительный Ъ. Слайд
10
– Запишите в таблицу буквы, перед которыми
написан разделительный Ъ.
– Какой вывод вы можете сделать? Слайд
11
5. Вывод о правописании разделительного Ъ
– А теперь рассмотрите колонку, которую мы с
вами заполняли и расскажите, что вы узнали о
разделительном Ъ.
Ответы детей: Разделительный Ъ пишется
после приставок, оканчивающихся на согласную
букву, перед гласными е,ё, ю, я.
Вывешиваю схему.
– Давайте сравним правописание разделительного
Ъ и разделительного Ь.
– В чем вы видите
отличие?
Ответы детей: разделительный Ъ пишется
после приставок, а разделительный Ь в корне
слова.
6. Закрепление
– Прочитайте транскрипцию слов
в?йунок, в?йэхал.
– Что вы заметили?
Ответы детей: после согласного звука
звук й.
– Что из этого следует?
– Надо писать разделительный знак ъ или ь.
– Сложность этой орфограммы в том, что мало
услышать звук й после согласного и понять, что
надо писать разделительный знак, нужно его еще и
правильно выбрать.
– А что для этого надо определить?
– Попробуйте определить, в каком из этих слов
будем писать разделительный Ъ, а в каком –
разделительный Ь.
– Запишите слова в тетради буквами, так как они
пишутся, подчеркните орфограмму.
Один человек работает у доски.
– Итак, скажите еще раз, как разделительный
твердый знак отличить от разделительного
мягкого знака?
– Проверьте, получится ли это у вас.
– Откройте дидактический материал на стр. 87, упр.
201.
– Прочитайте задание.
– Работаем по вариантам. 1 вариант записывает 1 и 2
предложения, 2 вариант – 3 и 4 предложения.
Учащиеся работаю самостоятельно.
– А сейчас поменяйтесь тетрадями, проверьте
написанное друг у друга. Если согласны, поставьте
на полях плюс, не согласны – минус.
Проверка по ключу.
– А теперь давайте проверим все вместе и объясним выбор разделительных знаков. Слайд 12
III. Рефлексия
– Ну что ж, друзья, урок заканчивать
пора.
– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Вставьте в правило пропущенные слова. Слайд 13
– Оцените полученные знания.
– Если все понятно, поставьте на полях в тетради
знак +, если вы не совсем уверены, что всегда
сможете различить слова с разделительными Ь и Ъ,
поставьте неполный плюс, и если ничего не поняли
знак минус.
– Ребята, как вы думаете, нужно ли нам к этой теме
еще вернуться? Для чего.
– На следующем уроке мы закрепим умения писать
слова с разделительным Ъ.
– Какая пословица помогла нам на уроке?
– Действительно, мудрость народная.
– Помните ее всегда, если вы вместе, вы
преодолеете все трудности.
IV. Домашнее задание
Выучить правило, стр. 112, упр. 208. Слайд 14