Содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребёнка в данной области в соответствии с физическими и психическими возможностями детей четвёртого года жизни (Приложение 2, слайд 2).
Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процессов самообслуживания возникает и активно развивается уже на втором году жизни, когда ребёнок способен сам пить и есть, надеть или снять маечку, платье, намылить руки и пр. Как видим, раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направлены на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность. Осуществляется переход ребёнка от общей оценки к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие (Приложение 2, слайд 3).
В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Это приводит к освоению качественно иной социальной позиции, связанной с осознанием себя как субъекта.
Самообслуживание как вид труда объединяет одевание, раздевание, умывание и пр. Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, воспитатель помогает ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и пр.), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.). Каждому из микропроцессов свойственны: целеполагание, набор определённых действий, своя последовательность выполнения, контрольно – проверочные умения, результат. Поэтому, именно в микропроцессах, у детей впервые возникают постановка цели, поиск и освоение способов её достижения, зарождаются контрольно – оценочные умения (Приложение 2, слайд 4).
Исследовательская работа в дошкольных учреждениях позволила выявить основные педагогические условия овладения ребёнком позиции субъекта в самообслуживании (Приложение 2, слайд 5).
1. Последовательное освоение ребёнком
деятельности самообслуживания от микро- до
целостного трудового процесса.
2. Наличие у воспитателя многообразия приёмов,
стимулирующих стремление ребёнка к
самостоятельности, освоение способов
самоконтроля, оценки результата и его коррекция
для достижения удовлетворительного качества.
3. Гибкое изменение тактики педагогического
руководства по отношению к конкретному ребёнку в
зависимости от его умелости, эмоционального
настроя, индивидуальных особенностей.
4 .Создание в группе развивающей материальной
среды.
5. Взаимодействие воспитателя с родителями
малышей.
Я как воспитатель ставлю перед собой ряд задач (Приложение 2, слайд 6):
1. Помочь ребёнку овладеть простейшими
микропроцессами (надеть или снять носочки,
колготки, маечку и т.д.) из которых складываются
целостные процессы самообслуживания (одевание,
раздевание, умывание и др.).
2. Научить соблюдать гигиенические правила,
правила поведения за столом во время еды.
3. Сформировать отчётливые представления о
предметах одежды и обуви, а также их назначении и
способах использования; правилах обращения с
предметами для детского самообслуживания (мыло,
полотенце, водопроводный кран, оборудование
туалетной комнаты, столовые приборы).
4. Поддерживать и развивать чувство радости от
чистой и красивой одежды, опрятного внешнего
вида, самостоятельности в самообслуживании.
5. Поддерживать первые проявления сотрудничества
со сверстниками, развивая сопереживание,
эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться
общепринятыми способами оказания и принятия
помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку
с плеч, снять сапоги, валенки и т.д.)
В детском саду созданы основные условия для
успешного формирования навыков
самообслуживания: рационально организованная
обстановка, четкий режим дня и руководство
взрослых (Приложение 2,
слайд 7). Например, для малышей нашей группы в
умывальной комнате достаточное количество
раковин необходимого размера, на каждой из
которых лежит мыло; раковины и полотенца
размещаются с учетом роста детей; на вешалке над
каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес
детей к умыванию. Режим дня обеспечивает
ежедневное повторение гигиенических процедур в
одно и тоже время – это способствует
постепенному формированию навыков и привычек
культуры поведения. Формирование их происходит в
играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно
повторяясь, режим дня приучает организм ребенка
к определенному ритму, обеспечивает смену
деятельности, тем самым предохраняя нервную
систему детей от переутомления.
Овладение малышами субъектной позиции в
самообслуживании происходит пошагово.
Первоначально дети приобретают
отчётливые представления о направленности,
содержании и структуре конкретных процессов по
самообслуживанию. Поэтому я учу детей на
картинках и в жизни узнавать и правильно
называть процессы умывания, одевания, купания,
еды, а также те предметы, которые необходимы для
их осуществления. Мною подобран иллюстративный
материал, собраны предметы гигиены «Волшебные
предметы».
Вызвать положительный эмоциональный настрой и
побудить малыша при этом к освоению позиции
субъекта позволяют короткие стихи и потешки (слайды
8,9).
Соберу гольфик в гармошку
И надену его на ножку
Три ладошка об ладошку
Понемножку, понемножку.
Лейся тёплая водица
Наши дети хотят умыться
Хороши для решения педагогических задач данного этапа работы дидактические игры, в которые мы играем малыми подгруппами (по 3-5 человек) с использованием игрового персонажа (куклы Света, Антошка, игрушки Винни Пух, Буратино и др.), позволяющие сформировать отчётливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля (игры «В гостях у Мойдодыра», «Научим куклу Свету мыть руки» и др.). Суть игр – создание проблемных ситуаций, в которые попадает игровой персонаж. Например, кукла Маша не может собраться в детский сад.
Жила-была куколка Маша.
Все звали её Растеряша.
Вот и сегодня: проснулась,
Сладко она потянулась.
Ножки она одевала –
Носочки свои потеряла.
Платьице Маша надела:
«А фартук куда же я дела?»
Капают слёзы из глаз,
Носик захлюпал тотчас.
Где же платок носовой?
Нет его, ой-ёй-ёй-ёй!
Этому персонажу требуется помощь детей.
Помогая маленькой Маше, дети активно участвуют в
уходе за внешним видом, выборе предметов
для умывания, и т.д.
Обучая детей нужно учитывать их опыт. Очень важна
последовательность в обучении. Так, действия,
связанные с раздеванием, быстрее осваиваются
детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче
сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Постепенное усложнение требований, переводит
ребёнка на новую ступень самостоятельности,
поддерживает его интерес к самообслуживанию,
позволяет совершенствовать навыки.
При обучении раздеванию, одеванию после сна и на
прогулку я закрепляю представления о
последовательности действий (что надевать
сначала, что потом), уточняю ориентировочные
действия (где низ у кофточки, как определить
перед у маечки, какой сандалик на какую ногу и
т.д.). Такое обучение провожу в естественной
обстановке, мотивируя, например, желанием пойти
умываться, гулять или успеть послушать
сказку перед обедом (Приложение
2, слайд 10).
Мне уже четыре года,
Я одеться сам могу.
Быстро, быстро одеваюсь,
Умываться я пойду!
Для того чтобы ребёнок научился самостоятельно одеваться, я его знакомлю с частями одежды и правилами как действовать (например: брать штанишки за резиночку, отыскивать отверстия для каждой ноги, просовывать поочерёдно ноги в отверстия, подтягивать так, чтобы резинка оказалась на поясе). При этом нередко использую игровые приёмы. Например, ножки ребёнка превращаются в зайчиков. Их предлагаю спрятать от лисы в норки, т.е. в штанишки. Ребёнок подхватывает эту игру и сам начинает прятать от лисы ручки, животик, голову.
Для того чтобы научить красиво, аккуратно вешать одежду на стульчике, предлагаю ребёнку превратиться в «подъёмный кран». Руки – «стрелочки крана» подхватывают предметы одежды, поднимают вверх, направляют за спинку стула и осторожно опускают на стул. При этом вещи расправляются, одна вещь аккуратно навешивается на другую. Ребёнок доволен, дело выполнено. Обыгрывание способов действия вызывает у малыша положительные эмоции и помогает овладеть этими умениями ненавязчиво.
Я знакомлю детей с рациональными способами
действий, так как путём проб и ошибок у ребёнка
часто закрепляются неверные способы действий.
Так, например, обучая ребёнка умению снимать
майку или футболку, я личным примером
показываю и объясняю, что нужно взяться руками за
их нижний край, подтянуть к шее, освободить одну
руку, затем другую, а потом уже снять эту вещь
через голову. Или, чтобы сапожок легко оделся,
необходимо сначала хорошо надеть и подтянуть
колготочки, также хорошо надеть носочки. Сначала
мы испытывали большие трудности в этом деле. Дети
расстраивались, начинали плакать, мы воспитатели
нервничали. В итоге – все с плохим настроением.
Сейчас, после нескольких показов,
напоминания, большинство детей справляются,
самостоятельно одеваются и обуваются,
обращаются лишь за тем, чтобы застегнуть замок.
На следующем этапе моя главная задача состоит
в том, чтобы помочь ребёнку научиться
адекватно принимать оценку своей деятельности
другими, оценивать сверстника, а затем и
самого себя.
На основе конкретной ситуации я объясняю детям способы действия путём показа результата удовлетворительного или неудовлетворительного качества. Очень часто ребёнок одевает колготки задом – наперёд. Увидев это, я обращаю внимание этого ребёнка и предлагаю посмотреть, куда спрятались пяточки на колготках. Объясняю, что на пяточках мы ходим, стоим, но сейчас ножкам трудно понять, где у них пяточки, они могут обидеться и не поведут хозяина на прогулку. Таким образом, подвожу ребёнка к тому, что он допустил ошибку, но ёе легко исправить, стоит приложить небольшое усилие. Очень часто ребёнок ждёт, что взрослый будет одевать или умывать его сам. В таком случае мне помогает приём «Я закрою глазки, а ты сам постараешься вымыть руки. Когда я открою глазки – я буду угадывать как ты мыл руки: с мылом или без него». После этого доброжелательно оцениваю ребёнка: «Ты молодец, сам справился, хотя сначала ждал, что за тебя сделает воспитатель».
Иногда игровой персонаж обращает внимание ребёнка, на то, что у него, например, растрепалась причёска или башмачки одеты неправильно. (Буратино спрашивает: «Ой, у тебя башмачки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?»).
Башмачки одеть не шутка,
Всё ж оделся наш Мишутка.
Посмотрел, развёл руками:
Что случилось с башмачками?
Смотрят в стороны носки.
Будто в ссоре башмачки.
Игровой персонаж активно сопереживает ребёнку, но, как правило, замечает только ошибки, не зная как их исправить. Конструируя возникшую образовательную ситуацию, я от лица куклы задаю вопросы, активизирующие ребёнка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля. Такой игровой приём вызывает эмоциональный отклик у детей и тем самым является необходимым условием пробуждения сопереживания сверстнику. Используя эти моменты общения, я наглядно демонстрирую способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать.
Как правило, дети легко замечают ошибки других. И для меня становится важным научить внимательно относиться к товарищу, доброжелательно оценить, помочь найти и исправить ошибку. Вот Наташа одела неправильно мачку. Обращаюсь к детям с вопросом: «Посмотрите, у всех правильно надета маечка? И у Данилки? И у Маши? И у Наташи». Дети оценивают ситуацию (Приложение 2, слайд 11).
Наша Наташенька мала
Ей Машенька помогла.
Вот как хорошо!
Для того чтобы дети быстрее усвоили процессы умывания, одевания, раздевания, сервировки стола, мною были изготовлены схемы, которые я располагаю в умывальной комнате, раздевалке, в группе. Глядя на эти схемы, каждый ребёнок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс, т.е. ребёнок может проконтролировать последовательность своих действий (Приложение 2, слайд 12).
Особая роль в воспитании навыков самообслуживания принадлежит дидактическим играм, упражнениям, (“Уложи куклу спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накорми куклу обедом”, «Чьё? Чьё? Моё!», «Предметы гигиены», «Волшебная щёточка» и т.п.), настольно – печатным играм (игра-лото «Как мы одеваемся?», «Здоровый малыш», «У нас порядок» и другие). Используя их, я закрепляю у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.
Мною так же используются игры упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании (тренажёр «Ромашка», «Башмачок», и др.).
Для привития навыков широко использую потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.), игровые массажи (массаж пальцев «Умывание», массаж рук «Мыло», массаж лица «Умывалочка»).
Для закрепления использую сюжетно-ролевые игры («Купание Антошки», «Кукла Света у нас в гостях», «Парикмахерская для кукол» и другие) (Приложение 2, слайд 13).
Работа с родителями
В воспитании навыков самообслуживания важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых.
Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь. Я советую родителям давать возможность самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагаю в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке. Целенаправленно размещаю в папках-передвижках консультации: «Я сам», «Формирование культуры трапезы», «Одёжки без застёжки», «Мама, я сам», «Развиваем навыки самообслуживания». Мамам я советую, чтобы они доверяли дочкам загрузить грязную одежду в стиральную машину. Папы могут организовать сыновей на разборку носочков после стирки и т.д. Напоминаю, что ребёнка непременно надо похвалить, можно даже чем-то поощрить. Ну а если ребёнок сделал работу некачественно, то переделать, но так, чтобы он не видел. Из бесед с родителями я узнаю, какие традиции в семье существуют. Например, Полине К. родители доверяют подготовить одежду для детского сада; Кириллу М. – постирать свои носочки; Оле Ч.– выбрать заколочки для волос и т.д.
Формируя у детей навыки самообслуживания, я провожу беседы с родителями, уделяю особое внимание на то, чтобы они чрезмерно не опекали своих детей (Приложение 2, слайд 14).
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и прочее. Я попросила родителей сделать в шкафчиках для одежды дополнительные крючки, закрепить полочки, повесить кармашки для индивидуальных вещей ребёнка. По моей просьбе мамы пришили вешалки к курткам, чтобы ребёнку было удобно самому вешать одежду; пришили резиночки к рукавичкам, чтобы дети их не теряли; сделали метки, чтобы ребёнок мог легко найти свои вещи, определить, как правильно надеть обувь. Почти всех детей обеспечили одноразовыми носовыми платочками. Такие «мелочи» помогают сэкономить время во время сборов на прогулку, приучают к порядку, чистоте. В результате дети стали более организованы, аккуратны и бережливы.
Когда в детском саду проходят Дни открытых дверей, я обязательно обращаю внимание родителей на организацию режимных моментов. Показываю им условия, которые созданы для проявления самостоятельности каждого ребёнка. Считаю, прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Поэтому, я подготовила для родителей памятку «Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании в семье» (Приложение 1).
Посещение родителями группы детского сада, просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов, заснятых в режимные моменты, индивидуальные консультации помогают мне установить более доверительные отношения с родителями воспитанников, позволяют им получить ответы на вопросы о том, какие условия должны быть созданы дома, чтобы ребёнок овладел позицией субъекта в самообслуживании (Приложение 2, слайды 15, 16, 17, 18, 19).
Диагностика. Провела диагностику уровня усвоения программы по разделу «Ребёнок познаёт предметный мир и приобщается к труду». Результаты диагностики показали, что количество детей с высоким уровнем освоения программы увеличилось: 79 % детей выполняют процессы самообслуживания самостоятельно, с хорошим качеством; стремятся к оказанию помощи взрослому и сверстнику.
Вывод: своевременное освоение процессов самообслуживания даёт возможность ребёнку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умелым. Естественное сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни (Приложение 2, слайды 20, 21, 22).
Считаю, что обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от взрослых, чтобы не погасить детскую инициативу. (Приложение 2, слайд 23).
Список литературы:
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др.
Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. –
М.: Просвещение, 1991.
2. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и
дети. – М.: Просвещение, 2006.
3. Гурина И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет.
Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007.
4. Детство: Программа развития и воспитания
детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева,
Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой,
З.А.Михайловой, Л.М.Гурович; Издание 3-е,
переработанное – 24 с.
5. Детство: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,
З.А.Михайлова и др. – СПБ.: ООО «Издательство
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 – 528 с.
6. Зебзеева В.А. Организация режимных
процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
7. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое
воспитание в детском саду. – М .: 2005/
8. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром.
//Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить
малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.:
Просвещение, 1997.