Математика – фундаментальная наука, представляющая языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы. [Википедия. Свободная энциклопедия]
Начав работать в 5-м классе, я столкнулась с проблемой слабой математической речи учащихся. Поэтому передо мною встала задача: как развить речь учащихся на уроках математики, чтобы к выпускному классу они могли логически мыслить, правильно рассуждать, что для них является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики, сдачи ГИА и ЕГЭ.
Какие же средства я использую для решения проблемы развития речи учащихся?
Прежде всего, речь самого учителя должна быть именно той речью, которая будут восприниматься учащимися как некоторый образец. Качествами, определяющими эту речь, должны служить:
- Полная ясность выражаемых мыслей;
- Научность;
- Соблюдение правил синтаксиса;
- Литературность.
Поэтому я всячески старалась устранять такие пороки, как употребление слов-паразитов: “ну”, “вот”, “видите ли”, “так сказать”, “значит” и т.п.
Я как учитель уделяю особое внимание употребляемой математической фразеологии и настойчиво обогащаю ею научный стиль речи учащихся. Например, уравнение f(x)g(x)=0 сводится к совокупности уравнений f(x)=0 и g(x)=0 (замена слова “совокупность” словом “система” была бы очень грубой ошибкой).
“Простым числом называется число, делящееся только на единицу и само на себя” (пропуск слова “только” полностью аннулирует это определение)
Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов не только сообщается мною, но и изучается происхождение термина, дословный перевод, научный смысл. Учащиеся ведут математический словарь, в который выписывают новые понятия и их определения (словарь ведется с 5-го класса).
В самой тесной связи с указанными средствами развития речи находится использование мною учебников по всем разделам математики. Стараюсь обратить внимание учащихся на такие выражения и формулировки, с которыми они встретятся в задаваемом тексте и разъяснить им все, что является существенным.
Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках родного и русского языков.
Не всегда на уроке хватает времени реагировать на эти ошибки и недостатки (неправильное употребление падежей; отпускание союзов: если, т.к.; неправильное сокращение придаточных предложений и т.п.) и уж во всяком случае, учитывать их при оценке знаний учащихся. Со временем я поняла, что такое положение дел не только не содействует выработке правильной речи учащихся и ее развитию, но, и наоборот может привести к регрессу в этом отношении.
Однако выявление недостатков речи есть лишь половина дела. За ней должно следовать и ей должно сопутствовать постепенное и непрерывное совершенствование речи.
На уроках математики во время учебы в школе и на занятиях в вузе учителя и преподаватели исправляли наши ошибки в речи, связанные с чтением выражений с переменными и названий функций. До сих пор вспоминаются фразы учителя, что названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Например, “а равно пяти”, “с равно минус пяти”, “игрек равен десяти”.
Также большое внимание я уделяю тому факту, что при чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: 3у – “три игрек”, а не “три игрека”. Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они так же не изменяются по падежам. Ударения всех греческих букв – на первом слоге, кроме омега и омикрон – альфа, дельта.
Наибольшее количество ошибок и искажений в речи учащихся встречается при чтении составных количественных числительных. Поэтому при работе с учебником обращаю особое внимание на рубрику “Говори правильно”. Сообщаю учащимся, что правило склонения составных количественных числительных довольно простое: в составных количественных числительных склоняются все части так, как если бы остальных не было. Стараюсь проводит параллель с русским языком: числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот (оба корня) склоняются так же, как существительные третьего склонения.
Например,
И.п. пятьдесят |
мышь |
Р.п. пятидесяти |
мыши |
Д.п. пятидесяти |
мыши |
В.п. пятьдесят |
мышь |
Т.п. пятьюдесятью |
мышью |
П.п. пятидесяти |
мыши |
Или Пятьюстами |
мышью |
Примеры склонения числительных (количественных, порядковых, дробных) даны и на форзаце учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класса”. Учащиеся могут пользоваться ими на уроках и при выполнении домашнего задания.
По моему мнению, эффективным средством для развития языка учащихся может служить выработку у них правильной письменной речи. При этом большое значение имеет составление учащимися, так называемых объяснений к решениям текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращенных предложений, непонятно и неточно выражающих мысль.
Например, задача №583 из учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класс”.
Условие. Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700 г напитка?
Решение. Пусть масса одной части напитка x г. Тогда масса сиропа 2x г, а масса напитка (2x+5x) г. По условию задачи масса напитка равна 700 г. Получим уравнение: 2x+5x=700. Отсюда 7x=700, x=100, то есть масса одной части равна 100 г. Поэтому сиропа надо взять 200 г (100*2=200) и воды 500 г (100*5=500).
Внедряя в практику учащихся составление объяснений, которые имеют форму связного рассуждения, последовательно излагающего каждый этап решения, я приобретаю очень действенное средство и широкое поле для развития правильной письменной речи учащихся.
В практике своей работы я при развитии речи учащихся использую метод комментирования: ученик с места комментирует решение, учитель записывает его комментарий на доске. Учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. И, самое главное, увеличивается доля разговорной речи на уроке.
В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости.
С этой целью при закреплении темы на уроке применяю игровые формы, такие как “Вопросы-ответы”, “Угадай-ка” и т.п.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что эти средства только тогда окажутся эффективным для поднятия культуры письменной и устной речи учащихся, когда учитель будет систематически суммировать все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных и устных работах, и делать их объектом активного обсуждения в классе.