Игра как фактор развития личности ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Исходная ситуация

МОУ СОШ № 50 существует как адаптивная модель образовательного учреждения. Приоритетным направлением развития школы является достижение качества обучения на основе личностно – ориентированного подхода, это методическая тема, над которой работает весь коллектив учебного заведения. Начальная школа использует системы развивающего обучения Л.В Занкова, Н.Ф. Виноградовой. Классы, в которых я работаю, занимаются по этим системам.

Изменения социальных условий, требования последовательного развития общества вызывают увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы, развитии самой важной характеристики человека – интеллекта.

Требование времени – это развитие способностей каждого, творческое отношение к деятельности.

Проблемы

В процессе педагогической деятельности возникают проблемы, которые требуют разрешения:

– Противоречие между стремлением воспитать активную творческую личность и преобладающими в практике формами, методами, носящими в большинстве своём, пассивный характер.

Формировать у учащихся не только систему знаний, умений и навыков, но и «сделать» из каждого – личность творческую, индивидуальную.

Основой любого творчества является внутренняя мотивации (интерес и даже любовь к делу), воля, трудолюбие, но у большинства учащихся внутренняя мотивация не сформирована.

Усиление коммуникативных свойств речи в современном мире, так как речевое развитие – показатель интеллектуального и общего развития человека.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Педагогическая установка первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность.

Причины

Среди причин, которые, на мой взгляд, привели к появлению нежелательных проблем, необходимо отметить следующие:

– современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 5–10 лет назад, они быстрее решают логические задачи, у них другие интересы, другие кумиры, другая лексика. Они более информированы. Они про многое знают гораздо больше, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, а позже и жестокость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

– отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворении игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Ключевая проблема

Основная проблема, которую мне хотелось бы решить в процессе своей педагогической деятельности: как создать такое образовательное пространство, в котором через игру, фантазирование, сочинительство – театрализованную деятельность – гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, развивать эмоциональную сферу ученика, развивать возможности самореализации.

Гипотеза

Если разработать систему занятий специфическим искусством на основе театрально – игровой методики, то это не только познакомит учащихся с миром прекрасного, но и будет способствовать развитию сферы чувств, пробуждать сочувствие и сострадание, формировать личность творческую, мыслящую.

Цель: Воспитание духовно богатой личности, готовой к самопознанию, самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи

  • Развитие эстетических способностей учащихся.
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.
  • Овладение навыками общения и коллективного творчества.
  • Обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания.

Теоретическая основа

В работе использованы определения сущности игры для ребёнка в процессе обучения и воспитания и классификации игр Л.С. Выготского, О.С. Газмана, М.С. Когана, В.Г. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.

По единодушному мнению психологов, игра – ведущая деятельность ребёнка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Игра – действенное средство нравственного воспитания. Игра – модель и «взрослой» жизни, ибо здесь ребёнок не только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружеником, ещё не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию, – это отдых, разрядка психологической напряжённости.

Игра, как фактор социализации личности ребенка

Недостаточное внимание со стороны школы и родителей к эмоциональной сфере ребёнка превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность, и как следствие, у таких детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание, они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Существует и другая важная проблема. По данным Н.В. Самоукиной [«Игры в школе и дома: психологические упражнения и коррекционные программы» М; 1995], «у 67–69% первоклассников, в период психологической адаптации ребёнка к школе, возникают срывы, страхи, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость».

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемой самим ребёнком, наиболее близко, действенно, и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». [Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» М; 1991].

Разнообразные игры способствуют воспитанию нравственных качеств детей, развитию чувства прекрасного, коллективизма и товарищества, повышению личной ответственности и дисциплинированности, раскрытию их творческих возможностей.

В отечественной педагогике и психологии серьёзно разрабатывали теорию игры А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, О.С. Газман, Д.Б. Эльконин. Исследователь игр школьников О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни». [«О понятии детской игры: сб: игра в педагогическом процессе» Новосибирск; 1989]. Л.С. Выготский и его ученики считают определяющим в игре то, что игра – это школа общения. «Ребёнок учится в игре своему “Я”». [Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» М; 1991].

Итак, игра одновременно развивающаяся деятельность, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищённости, сотрудничества со взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

По единодушному мнению психологов, игра – ведущая деятельность ребёнка и основа всего последующего его развития, в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Игра не появляется вместе с рождением ребёнка. Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребёнок, не без влияния взрослых, берёт на себя ту или иную роль. Тогда становится возможным «ехать» или «лететь» на стуле, как на автомобиле или самолёте, скакать на палочках, как на лошади и т.д. Детская игра – своеобразный театр, в котором ребёнок выступает нередко одновременно и как «актёр», играющий какую-то роль, и как «режиссёр», организующий действия своих сверстников («я буду доктором, а ты – больной»), и как драматург, импровизирующий сюжетное действие. Игра – важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Поэтому взрослые играют с детьми, учат их играть. Но сама игра– деятельность спонтанная, непринуждённая. Ребёнка нельзя заставить играть. В игре он чувствует себя свободным. В чём заключается необходимость игровой деятельности ребёнка? Растущий ребёнок по своей природе деятельное существо, осваивающее огромную информацию благодаря своей любознательности (все дети на определённой стадии становятся «почемучками»). Он не может себе позволить заниматься продуктивной деятельностью – удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, жилище и т.д. Ему и не нужно это делать в мире детства. Он позволяет себе заниматься деятельностью непродуктивной, деятельностью ради самой себя, ради того удовольствия, которое она доставляет. А удовольствие она доставляет не только процессом двигательной активности органов чувств и частей тела, но и тем, что она разрешает (пусть иллюзорно!) противоречие между потребностью действовать, как взрослый, и невозможностью действовать реально (водить машину, лечить больного, готовить обед и т. п.).

Для понимания сущности игры важно различать её субъективное и объективное значение.

Субъективное значение игры определяется её мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Если судить о природе игры только по этому значению, то легко прийти к выводу, что она не что иное, как пустая забава. Однако, объективное значение игры, о котором сам ребёнок и не догадывается и которое непосредственно не проглядывается при виде игры детей, а раскрывается научным исследованием игровой деятельности, существенно иное, чем субъективное. Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. В игре он учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра – это действенное средство нравственного воспитания. Игра – модель «взрослой» жизни, и здесь ребёнок не только знакомится с различными профессиями, но и учится ценить труд, и впервые ощущает гордость быть тружеником, ещё не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию, – это отдых, разрядка психологической напряжённости.

Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто переносится в чужую личность; принимая на себя роль, входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребёнка в целом. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребёнка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания. Войдя в игру, и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребёнок всё лучше и лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребёнок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, а потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретёнными, ещё не ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра – практика развития:

Игре присущи 4 главные черты:

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата.

Творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития. Наилучший системный подход к классификации игр сделан Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым [«Свободное время и развитие личности»], которые классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные, политические); «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

Итак, игра – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, так и общества в целом.

Игра – прерогатива детства. Дети играют как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.

Игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.

Особо хочется сказать о театральных играх. У каждого театрального коллектива есть свой «инструментарий» – набор тех или иных театральных игр, направленных не только на подготовку ребёнка к художественной деятельности, но способствующих быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создающих предпосылки для успешной учёбы в начальных классах.

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр с огромной силой воздействует на эмоциональный мир ребёнка. Для любого человека, а для ребёнка тем более, любое искусство – это всегда тайна, разгадать которую до конца не дано. Тем большую тайну несёт в себе драматическое искусство, ибо в отличие от других искусств, человек, владеющий им, соединяет в игре своё творение с собой. Стремление проникнуть в тайну актёрского искусства и тянет ребят на сцену. Детский театр – это всегда воспитание добрых чувств, ибо играя злодея, ребёнок всегда играет отношение к нему и тем самым утверждает в себе и, разумеется, в зрителях добро. А раз так, театр, как и любое искусство, – это для детей один из способов освоения окружающего мира. И, как мне представляется, задача школьного театра вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актёрами, а в том, чтобы помочь в формировании своего нравственного идеала.

Рекомендуемая литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  2. Газман О.С. О понятии детской игры: сб. «игра в педагогическом процессе. – Новосибирск, 1989.
  3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям //театр и образование» сб. научных трудов.. – М., 1992.
  4. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности.
  5. Коган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1972.
  6. Корчак Я. Как любить ребёнка. – М., 1990.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.,1972.
  8. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». – М.,1991.
  9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы». – М., 1995.
  10. «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников» сб. научных трудов. – М., 1989.
  11. Эльконин Д.Б. Психологические игры». – М., 1978.
  12. Эпштейн Н.П. Игра в жизни и искусстве //Советская драматургия. – М., 1982, № 2.