Мы как то привыкли при обсуждении вопросов детской безопасности ссылаться в основном на безопасность детей на дороге. И действительно обеспечение безопасности на дорогах, по результатам статистики, желает быть лучше: ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Таким образом, понятие безопасность значительно расширилось и выделено в Федеральных государственных требованиях в отдельную образовательную область "Безопасность". Обязательность включения области безопасность по ФГТ обусловлена:
- с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.);
- с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).
Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей:
- формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности
- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
на решение образовательных задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Современная общеобразовательная программа дошкольного образования предполагает начинать образовательную деятельность уже с детьми раннего возраста.
К сожалению, реализуемая в ДОУ общеобразовательная программа "Детство" не предусматривает отдельного раздела "Безопасность". Поэтому, чтобы выстроить систему работы с детьми по данной образовательной области нам предстояло на основе целей и задач, оформленных в ФГТ разработать содержание образования.
В 3-4 года у детей предполагается формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности за счет:
Формирования представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе и некоторых правилах безопасного поведения
Формирование представлений о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.
В 4-5лет у детей необходимо:
Формировать представление об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе:
Формирование представлений:
- о некоторых видах опасных ситуаций;
- о способах безопасного поведения в них.
Приобщать к способам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях
Формировать представление о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций и их источниках
Формировать представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и приобщать к ним
Соблюдение правил безопасного пользования оборудованием (инструментами) в разных видах самостоятельной деятельности
Выполнение правил безопасного для окружающего мира природы поведения
В 5-6 лет задачи и содержание работы усложняются.
Формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных) и причинах их возникновения
Формирование способов безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях Формирование представлений о видах опасных для окружающего мира природы ситуаций и способах безопасного для природы поведения
Формирование способов безопасного поведения в разных видах самостоятельной детской деятельности
Формирование способов безопасного для природы поведения в разных видах детской деятельности
В подготовительной к школе группе детям предстоит:
Освоение некоторых способов безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях Формирование основ безопасности окружающего мира природы как предпосылки экологического сознания
Уточнение и расширение представлений о способах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту, на улице, в природе
Уточнение и расширение представлений о видах опасных для природы ситуаций, их источниках, способах безопасного для природы поведения
Закрепление представлений и способов безопасного поведения в разных видах самостоятельной детской деятельности
Закрепление способов безопасного для природы поведения
Таким образом, все содержание работы направлено на:
1.Формирование первичных представлений об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.);
- на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора
- в природе (незнакомые животные, водоемы)
2.Формирование основ безопасности окружающего мира природы:
- формировать первичные представления о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить при напоминании взрослого их выполнять (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор)
- стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к природе
Проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только силами педагогов детского сада. Важно обеспечить взаимодействие с семьями воспитанников и соответствующими службами поселка.
Для качественной реализации содержания образовательной области "Безопасность" нами создается учебно-методический комплекс.