Цель:
1. Помочь ответить учащимся на вопрос: почему мы считаем Пушкина вечным спутником нашей жизни?
2. Вспомнить основные сведения о Пушкине, которые побудили его написать шедевры любовной лирики.
3. Познакомиться с любовной поэзией А.С. Пушкина.
4. Обучение исполнительскому чтению.
Оформление:
1. На доске слова А.С. Пушкина.
2. Стол, на котором стоят портреты А. Керн, Е. Бакуниной, Е. Воронцовой, Н.Д.Фовинзиной, Н.Н. Гончаровой, подсвечник.
3. Справа от доски стол с подсвечником, перо с чернильницей, книги, листы бумаги.
Ход урока
Звучит вальс А.С. Грибоедова. Под тихую мелодию звучат слова А.С. Пушкина.
Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный
И, долго слушая, скажите: это он,
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами...
А сам заслушаюсь...
Громко звучит вальс А.С. Грибоедова.
Учитель: Величие А.С. Пушкина в его удивительной простоте и духовной неисчерпаемости. Вспомним, как он входит в нашу жизнь. В раннем детстве - поэтической сказкой и загадочным Лукоморьем, живописной красотой русской природы. В школьные годы - гражданской лирикой и прекрасной поэзией любви. Для каждого из нас А. С. Пушкин - великий русский поэт, наша национальная гордость, источник радости и мудрости. Твардовский говорил: "Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему к нему приходим лишь с годами". Почему? Да потому что Пушкин действительно неисчерпаем. Сегодня мы открываем одну из страниц его поэзии "Я Вас любил..."
Откройте тетради и запишите тему урока. Дома вы должны были почитать любовную лирику поэта и выучить одно стихотворение. Были также индивидуальные задания. Помните, ребята, хорошее исполнение и анализ стихотворения - это путь чтеца к поэту, это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство приходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя "страстям мятежным", но, как всякая буря, угасала, превращаясь в "погасший пепел". Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить, пока не встретил Н.Н. Гончарову.
А.С.Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику поэта не стоит рассматривать как поэтический аналог его "донжуанского списка".
Любовь для Пушкина - это предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, "житейской прозы".
"Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию".
В любовной лирике Пушкина запечатлена не только психологическая травма любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты и гармонии.
Звучит вальс А.С. Грибоедова. Ставят портрет Е.Бакуниной.
Учитель: 29 января 1815 год. Лицей. Пушкин счастлив. Он влюблен в Катеньку Бакунину, сестру лицеиста Бакунина. Она весной и летом жила с матерью в Царском Селе.
"Я счастлив. Вчера, поутру, я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоял под окном, смотря на снежную дорогу - её не было видно! Совсем потерял надежду. И вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице. Как она мила!"
Позже А. С. Пушкин напишет:
Мы вспомнили б, как Векху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили
Наперстники, товарищи проказ...
Все трое - это Александр Пушкин, Иван Пущин, Малиновский. Они давно пишут о любви, хвастают, мечтают. К милой Катеньке Бакуниной, предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены многие стихотворения 1815- 1817 годов. С нежностью вспоминал о ней поэт и долгие годы спустя, в черновых строфах VIII главы "Евгения Онегина":
О, милая, повсюду ты со мной:
Но я уныл, и в тайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет ли ночь с осеннюю луною -
Я все тебя, любезный друг, ищу...
Ученик: "Баллада о гусаре".
Вчера за чашей пуншевою с гусаром я сидел.
И молча с мрачною душою на дальний путь глядел.
"Скажи, что смотришь на дорогу? - мой храбрый вопросил, -
Еще по ней ты, слава Богу, друзей не проводил".
К груди, поникнув головою, я скоро прошептал.
"Гусар! Уж нет ее со мною!" - вздохнул и замолчал.
Слеза повисла на реснице и капнула в бокал.
"Дитя, ты плачешь о девице? Стыдись!!" - он закричал.
"Оставь, гусар.. .ох! Сердцу больно - ты знать не горевал.
Увы! Одной слезы довольно, чтоб отравить бокал..."
Учитель: Это стихотворение, как и другое "К живописцу", положил на музыку Миша Яковлев. И, собираясь по вечерам в лицейском зале, воспитанники пели их под гитару. Звучит вальс А.С. Грибоедова. Под музыку учитель говорит слова.
Екатерина Бакунина, фрейлина, художница, может быть, и услышит о тройственном "воздыхании" лицеистов, но много позже, когда уже станет госпожой Полторацкой, а Пушкин (к тому времени уже женатый) побывает на ее свадьбе.
Звучит вальс Чайковского.
Во время проигрыша ставят портрет Е.Воронцовой.
Учитель: Елизавета Воронцова - жена Воронцова, новороссийского генерал-губернатора. В 1823-1824 годах, будучи в Одессе, А.С. Пушкин был ею страстно увлечен. В своем Михайловском изгнании поэт рисует на полях рукописей тонкий профиль Воронцовой, слагает посвященные ей взволнованные, тревожные строки:
Все в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей...
(Музыку остановить)
Ученик: Елизавета Воронцова была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такой мягкой очаровательностью, грацией, привлекательностью, что в нее невозможно было не влюбиться. Многие и влюблялись, в том числе Пушкин, Раевский, Д. Веневитинов. Перед отъездом в Михайловское Елизавета Воронцова дарит Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо -"талисман" - с сердоликовым восьмиугольным камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранит. Именно к нему Пушкин обращает свои строки:
Звучит вальс Чайковского.
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья.
Ты в день печали был мне дан...
Лишь накануне женитьбы Пушкин навсегда прощается с образом Воронцовой:
Прими же, дальняя подруга,
Прощанья сердца моего.
Сама же Воронцова до конца дней сохранила теплые воспоминания о Пушкине, ежедневно читая его сочинения. А когда зрение совсем изменило ей, она приказывала читать их себе вслух. С ним соединялись для нее воспоминания молодости.
Ученик: ("Сожженное письмо")
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минута!, вспыхнули... пылают... легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит...
О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы
На легком пепле их заветные черты
Белеют... грудь моя стеснилась, пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой
Останься век со мной на горестной груди...
Звучит вальс Чайковского. Учитель ставит портрет А. Керн.
Учитель: Пушкину было 20 лет, когда он впервые увидел на балу А. П. Керн. Она сразу произвела на него большое впечатление. "Позволительно ли быть до того прелестной," - сказал он... Прошло шесть лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1925 года А. Керн приезжает в Тригорское к своей тетке Осиповой.
Ученица в образе А. П. Керн (с веером в руках) "Мы сидели за обедом и смеялись - вдруг вошел Пушкин с большой толстой папкой в руках. Он низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была видна в его движениях... Мы не скоро познакомились, не скоро заговорили. В следующий раз Пушкин читал нам "Цыган". Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу. Пушкин закончил, а я запела для него "Венецианскую ночь" Козлова, музыка Глинки.
Учитель: Эта неожиданная встреча "во мраке заточенья" потрясла поэта. И вот глубокой ночью Пушкин сидит за своим столом. На столе горящая свеча, камушек, о который споткнулась А. Керн на прогулке, сорванный ею цветок. Гусиное перо бежит по бумаге, и рождаются незабываемые строки великого гимна любви.
Звучит вальс Чайковского. Пушкин пишет и произносит слова вслух.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
А.П. Керн: "На другой день я должна была уехать в Ригу вместе с сестрой Анной Вульф. Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр второй главы "Евгения Онегина". Между листками я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихотворением "Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты..."
Учитель: В стихотворении Пушкин не называет имя любимой, в котором и конкретный, и обобщенный образ идеальной женщины... Пройдет много лет. И другой русский гений М. Глинка переложит стихи на музыку. Романс он тоже посвятит своей возлюбленной, которая (так судьбе было угодно) окажется дочерью А.П. Керн.
Звучит романс "Я помню чудное мгновенье" (1-3 куплет)
Учитель: А.П. Керн намного пережила Пушкина. А когда поэту ставили первый памятник в Москве, услышала шум через окно своей комнаты. Анна Петровна спросила: "Что там за шум?" Ей ответили: "Памятник Пушкину ставят". Вздохнув, А.П. Керн произнесла: "Давно пора!"
Звучит романс "Я помню чудное мгновенье"(5- 6 куплет). Звучит музыка. Романс Г. Свиридова "Метель". За столом сидит Татьяна Ларина и пишет письмо Онегину.
Я к Вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в Вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но Вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня...
Сначала я молчать хотела.
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть Вас,
Чтоб только слышать Ваши речи,
Вам слово молвить, а потом
Все думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи...
***
Кончаю! Страшно перечесть...
С стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой Ваша честь...
И смело ей себя вверяю...
Учитель: В Петербурге, среди изысканной роскоши интерьера, портретов, пейзажей в золоченой раме есть небольшая картина художника Моллера. Она называется "Татьяна пишет письмо Онегину". На картине трепетно переданы чувства героини. В этой картине видна личная трагедия художника, потерявшего возлюбленную, так как родители не дали согласия на брак. Их счастье разбилось о ряд условностей. Моллер покидает любимую и уезжает из Рима в Петербург, а она, исстрадавшись, тоскуя, вскоре умирает. Сам художник тяжело переносит случившееся.
Звучит романс Г. Свиридова "Метель".
Ставят портрет Н.Д. Фонвизиной.
Учитель. У Татьяны Лариной был реальный в жизни прототип. Имя этой прекрасной романтической девушки из обедневшей дворянской семьи - Наталья Дмитриевна Апухтина (по мужу Фонвизина). В 17 лет, спасая честь своего отца, она вышла замуж за богатого тридцатичетырехлетнего генерала, героя войны 1812 года. Это был брак не по любви. Имя генерала - Михаил Алексеевич Фонвизин - племянник писателя Дениса Ивановича Фонвизина.
Генерал Фонвизин - умный, образованный и благородный человек, член северного общества декабристов. После восстания был сослан в Сибирь и лишен всех званий и чинов, и Наталья Дмитриевна, верная своему долгу жены, решает разделить участь своего мужа.
Выйдя замуж по расчету, она горячо полюбила своего мужа, с которым прожила 26 лет в Сибири в нечеловеческих условиях. На ее долю выпало тяжелейшее испытание, преодолеть которое дано не каждой женщине - матери. В Петербурге у нее остались сыновья - четырех и двух лет.
Звучит музыка Ф. Листа.
Ставят портрет Н. Н. Гончаровой.
Учитель.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и испытание быть любимой Пушкина? Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении. Впервые он увидел ее на балу в 1828 году у известного московского танцмейстера Иогеля.
Ученица в образе Н.Н. Гончаровой. "Я была в белом воздушном платье с золотым обручем на голове. Александр Сергеевич не отрывал от меня глаз... Слава его уже тогда гремела на всю Россию. Он везде и всегда являлся желанным гостем, толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя всякое его слово. При первом знакомстве его знаменитость, властность, присущая гению, не то что сконфузили, а как-то придавили меня. Мне было всего 16 лет...".
Учитель. Когда Пушкин увидел Наталью Николаевну в первый раз, красоту ее только начали замечать в обществе. Он полюбил ее сразу.
С того дня, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекрасней и дороже ее. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец, согласие матери Натали получено. Пушкин напишет:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести, чистейший образец...
Учитель. По шутливому замечанию поэта, Гончарова было его стотринадцатой любовью. Но те увлечения, которые волновали его в молодости, не были той настоящей любовью, которую он испытывал к Н.Н. Гончаровой. Наконец, 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения Пушкин и Натали обвенчались... Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу жену. В одном из писем, находясь в отъезде, Пушкин писал своей жене: "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив".
Звучит песня "Натали" (2 куплета).
Несмотря на превратности судьбы, Пушкин был счастлив: "Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать," - скажет он в 1936 году. Но жадная парадная толпа ненавидела Пушкина, боясь его влияния на царя, на народ, вмешивалась в его личную жизнь и нашла "ахиллесову пяту", где он был особенно уязвим - беззаветная любовь к жене и повышенное чувство рыцарской чести. И пошли в ход сплетни, анонимки... убив Пушкина, "светская чернь" одержала победу, но победа была мнимой.
Прощаясь навеки с женой, Пушкин проявил величие своей любви.
Многие обвиняли Н.Н. Гончарову в гибели Пушкина. Они считали ее великосветской красавицей, лишенной ума, мыслей, чувств. Многие, даже известные люди, склонны были обвинять ту, кого поэт считал "ангелом", самым чистым созданием.
Звучит песня "Натали" (3 куплет).
Учитель. Она прожила 51 год. Скончалась 26 ноября 1863 года. Трудно найти в русской истории женщину, которая оставила бы такой след в памяти людской. И только после смерти эта женщина, у которой при жизни не было ни одного адвоката, смогла себя оправдать.
Теперь у ее могилы цветы. И кто знает, может быть, где-то там, в необъятных просторах Вселенной встретились две маленькие звездочки, два любящих сердца, которые с высоты небосклона освещают нам жизнь, воспевая настоящую силу любви.
Учитель. Стихотворение Андрея Дементьева "У могилы".
Звучит тихо мелодия ~ романс Г. Свиридова "Метель".
Здесь похоронена Ланская...
Снега некрополь занесли,
А слух по-прежнему ласкает
Святое имя Натали.
Как странно, что она Ланская.
Я не Ланской цветы принес,
А той, чей образ возникает
Из давней памяти и слез.
Как странно, что она Ланская.
Ведь вслед за выстрелом сама
Оборвалась ее мирская,
Ее великая судьба...
Но мы ее не осуждаем.
К чему былое ворошить.
Одна осталась, молодая,
С детьми, а надо было жить.
И все же, как-то горько это,
Не знаю, чья уж тут вина,
Что для живых любовь поэта
Так от него отдалена.
Звучит вальс.
Ученик:
Я Вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренне так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим...
На доске домашнее задание: Учебник стр. 43-49. Стихотворение из любовной лирики АС. Пушкина выучить наизусть.
Литература.
- Золотарева ИВ., Беломестных ОБ., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. 3-е издание исправленное и добавленное. М.: "ВАКО", 2004, 400 с.
- Кузцева А. А. Моя мадонна: Повести. - М.: Советский писатель, 1987. - 432 с.
- Календарь Круг чтения "Адресаты лирики АС.Пушкина". М.: Издательство политической литературы, 1989 г.