Обучающие цели:
- Обобщить и систематизировать знания по теме "Части речи";
- Развивать умения распознавать части речи;
- Учить правильно употреблять части речи.
Развивающие цели:
- Продолжить развитие устной и письменной речи учащихся;
- Развитие кругозора учащихся.
Воспитывающие цели:
- Создание условий для взаимодействия учащихся на уроке;
- Организация самостоятельного учебного труда на уроке.
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация знаний.
1)-Ребята, вы любите мультфильмы?
-Хотите посмотреть? (Просмотр мультфильма)
-Вы посмотрели маленький отрывок. Про кого этот мультфильм?
-По какой сказке он поставлен?("Крокодил Гена и его друзья")
-Кто написал эту сказку? (Эдуард Успенский)
-А какие другие книги Э.Успенского вы знаете?(Выставка книг)
-Ребята, поднимите руки те, кому нравятся сказки Э.Успенского.
-Чем вы пользовались, когда читали книгу, обменивались мнениями с друзьями? (Речью)
-Из чего состоит наша речь? (Из предложений, из слов)
-Как по-другому можно назвать слова? (Части речи)
III. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке, используя языковой материал сказки "Крокодил Гена и его друзья", мы повторим то, что уже узнали о частях речи.
Части речи.
IV. Повторение изученного.
-Что такое части речи? (Слова)
1) Имя существительное.
-Прочитайте слова, написанные на табличке.
крокодил
старуха
крыса
лев
- Как вы думаете, что общего у этих слов?
-Что называется именем существительным?
-Как изменяются имена существительные?
-На какие группы можно разделить эти слова?
Задание 1.Определите род имён существительных, написанных на ваших листках.
-Прочитайте имена существительные мужского рода.
-Прочитайте имена существительные женского рода.
Задание 2. - У каждого героя есть имя. Напишите имена этих героев.
-О чём вы должны вспомнить, прежде чем записывать эти слова?
крокодил Гена
старуха Шапокляк
крыса Лариска
лев Чандер
- Проверка.
- Старуху звали Шапокляк. Какое необычное, немного странное имя.
- Как вы думаете, придумал ли автор это имя?
- Оказывается, слово "шапокляк" существовало и раньше. Шапокляк так называли шляпу, которую можно сложить. Когда шляпу складывали, то слышался звук "кляк" - отсюда шляпа получила название шапокляк. (Рисунок)
2) Имя прилагательное.
-Рассмотрите иллюстрации, которые сделал художник к сказке.
Соответствуют ли иллюстрации тем представлениям о героях, которые сложились у вас? Охарактеризуйте героев.
-Какая часть речи помогла вам охарактеризовать героев?(Имя прилагательное)
-О каком герои этой сказки мы ещё не говорили? (Чебурашка)
-Кто он? Как он появился в городе?(Неизвестная зверюшка, которая попала в город вместе с апельсинами)
-Когда книга вышла в 1966 году, то Чебурашка сразу стал любимцем детей и взрослых.
Задание 3. Подберите слова, которые характеризуют Чебурашку. Запишите их.
(Чебурашка - милый, неуклюжий, трогательный, забавный, смешной, добрый)
-Проверка.
-Какой частью речи являются слова, которые помогли охарактеризовать Чебурашку?(Именем прилагательным)
-Что называется именем прилагательным?
-С какой частью речи связаны имена прилагательные?(С именем существительным)
-Как изменяются имена прилагательные? (По числам и родам)
-Как вы думаете для чего нужны имена прилагательные?
3) Глагол.
-Ребята, сейчас вы узнаете почему Э.Успенский назвал этого милого зверька Чебурашкой. Послушаем автора. (Прослушивание аудиозаписи)
-Почему зверька назвали Чебурашкой?
Задание 4. Подберите синонимы к слову чебурахнулся и запишите их.
(Чебурахнулся - упал, плюхнулся, свалился, шлёпнулся)
-Какие слова называются синонимами?(Близкие по значению)
-Что общего у этих слов?
-Что называется глаголом?
-Как изменяются глаголы?(по числам, временам)
4) Физкультминутка.
5) Предлог.
-Закройте глаза. А теперь откройте. Посмотрите, какие изменения произошли?
- Мы видим у Чебурашки конверт. Такие же конверты Чебурашка послал вам. Достаньте листочек и прочитайте то, что написано.
-Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?
Задание 5. Вставьте пропущенные слова (самостоятельная работа)
Пришёл :Чебурашке щенок Тобик и просит :Чебурашки какое-нибудь волшебное слово. Хочет волшебное слово : подарок своему другу льву отнести. Заглянул Чебурашка :мешок :волшебными словами, а их там столько!
-Проверка. Поменяйтесь листочками.
-Чей сосед справился с заданием?
-Какой частью речи являются слова, которые вы вставили? (Предлогом)
-Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
6) Местоимение.
-Прочитайте текст ещё раз. Всё ли вам нравиться в нём?
Задание 6: Отредактируйте текст.
Проверка
- Как называются слова, которые мы употребляем вместо имён существительных? местоимение.
-Назовите личные местоимения. я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
7) Работа по развитию речи.
-Что за волшебные слова просит Чебурашка у Тобика?
-Назовите "волшебные" слова.
-Как можно назвать их по-другому? (Вежливые)
-Озаглавьте текст.
-Почему Чебурашке так хотелось сделать Тобику приятное? (Они были друзьями)
-Что значит быть другом?
Задание 7. Написать сочинение-миниатюру на тему: "Что значит бить другом?"
V. Итог урока.
-Ребята, справились ли мы с поставленной задачей?
-Что мы повторяли на уроке?
-Что нового узнали?
-Понравился ли вам урок?
-Какое задание понравилось вам больше всего?
VI. Рефлексия.
По итогам работы над темой учащиеся оценивали себя и выбирали соответствующую формулировку: | ||
"Я полностью справился с заданиями самостоятельно". | "Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали..." | "Я не справился с заданиями так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться: |
VII. Организованный конец.