Урок на тему "Повторение пройденного материала по теме "Части речи"

Разделы: Начальная школа


Обучающие цели:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме "Части речи";
  • Развивать умения распознавать части речи;
  • Учить правильно употреблять части речи.

Развивающие цели:

  • Продолжить развитие устной и письменной речи учащихся;
  • Развитие кругозора учащихся.

Воспитывающие цели:

  • Создание условий для взаимодействия учащихся на уроке;
  • Организация самостоятельного учебного труда на уроке.

Ход урока

I. Организационное начало.

II. Актуализация знаний.

1)-Ребята, вы любите мультфильмы?

-Хотите посмотреть? (Просмотр мультфильма)

-Вы посмотрели маленький отрывок. Про кого этот мультфильм?

-По какой сказке он поставлен?("Крокодил Гена и его друзья")

-Кто написал эту сказку? (Эдуард Успенский)

-А какие другие книги Э.Успенского вы знаете?(Выставка книг)

-Ребята, поднимите руки те, кому нравятся сказки Э.Успенского.

-Чем вы пользовались, когда читали книгу, обменивались мнениями с друзьями? (Речью)

-Из чего состоит наша речь? (Из предложений, из слов)

-Как по-другому можно назвать слова? (Части речи)

III. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке, используя языковой материал сказки "Крокодил Гена и его друзья", мы повторим то, что уже узнали о частях речи.

Части речи.

IV. Повторение изученного.

-Что такое части речи? (Слова)

1) Имя существительное.

-Прочитайте слова, написанные на табличке.

крокодил

старуха

крыса

лев

- Как вы думаете, что общего у этих слов?

-Что называется именем существительным?

-Как изменяются имена существительные?

-На какие группы можно разделить эти слова?

Задание 1.Определите род имён существительных, написанных на ваших листках.

-Прочитайте имена существительные мужского рода.

-Прочитайте имена существительные женского рода.

Задание 2. - У каждого героя есть имя. Напишите имена этих героев.

-О чём вы должны вспомнить, прежде чем записывать эти слова?

крокодил Гена

старуха Шапокляк

крыса Лариска

лев Чандер

- Проверка.

- Старуху звали Шапокляк. Какое необычное, немного странное имя.

- Как вы думаете, придумал ли автор это имя?

- Оказывается, слово "шапокляк" существовало и раньше. Шапокляк так называли шляпу, которую можно сложить. Когда шляпу складывали, то слышался звук "кляк" - отсюда шляпа получила название шапокляк. (Рисунок)

2) Имя прилагательное.

-Рассмотрите иллюстрации, которые сделал художник к сказке.

Соответствуют ли иллюстрации тем представлениям о героях, которые сложились у вас? Охарактеризуйте героев.

-Какая часть речи помогла вам охарактеризовать героев?(Имя прилагательное)

-О каком герои этой сказки мы ещё не говорили? (Чебурашка)

-Кто он? Как он появился в городе?(Неизвестная зверюшка, которая попала в город вместе с апельсинами)

-Когда книга вышла в 1966 году, то Чебурашка сразу стал любимцем детей и взрослых.

Задание 3. Подберите слова, которые характеризуют Чебурашку. Запишите их.

(Чебурашка - милый, неуклюжий, трогательный, забавный, смешной, добрый)

-Проверка.

-Какой частью речи являются слова, которые помогли охарактеризовать Чебурашку?(Именем прилагательным)

-Что называется именем прилагательным?

-С какой частью речи связаны имена прилагательные?(С именем существительным)

-Как изменяются имена прилагательные? (По числам и родам)

-Как вы думаете для чего нужны имена прилагательные?

3) Глагол.

-Ребята, сейчас вы узнаете почему Э.Успенский назвал этого милого зверька Чебурашкой. Послушаем автора. (Прослушивание аудиозаписи)

-Почему зверька назвали Чебурашкой?

Задание 4. Подберите синонимы к слову чебурахнулся и запишите их.

(Чебурахнулся - упал, плюхнулся, свалился, шлёпнулся)

-Какие слова называются синонимами?(Близкие по значению)

-Что общего у этих слов?

-Что называется глаголом?

-Как изменяются глаголы?(по числам, временам)

4) Физкультминутка.

5) Предлог.

-Закройте глаза. А теперь откройте. Посмотрите, какие изменения произошли?

- Мы видим у Чебурашки конверт. Такие же конверты Чебурашка послал вам. Достаньте листочек и прочитайте то, что написано.

-Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

Задание 5. Вставьте пропущенные слова (самостоятельная работа)

Пришёл :Чебурашке щенок Тобик и просит :Чебурашки какое-нибудь волшебное слово. Хочет волшебное слово : подарок своему другу льву отнести. Заглянул Чебурашка :мешок :волшебными словами, а их там столько!

-Проверка. Поменяйтесь листочками.

-Чей сосед справился с заданием?

-Какой частью речи являются слова, которые вы вставили? (Предлогом)

-Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)

6) Местоимение.

-Прочитайте текст ещё раз. Всё ли вам нравиться в нём?

Задание 6: Отредактируйте текст.

Проверка

- Как называются слова, которые мы употребляем вместо имён существительных? местоимение.

-Назовите личные местоимения. я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

7) Работа по развитию речи.

-Что за волшебные слова просит Чебурашка у Тобика?

-Назовите "волшебные" слова.

-Как можно назвать их по-другому? (Вежливые)

-Озаглавьте текст.

-Почему Чебурашке так хотелось сделать Тобику приятное? (Они были друзьями)

-Что значит быть другом?

Задание 7. Написать сочинение-миниатюру на тему: "Что значит бить другом?"

V. Итог урока.

-Ребята, справились ли мы с поставленной задачей?

-Что мы повторяли на уроке?

-Что нового узнали?

-Понравился ли вам урок?

-Какое задание понравилось вам больше всего?

VI. Рефлексия.

По итогам работы над темой учащиеся оценивали себя и выбирали соответствующую формулировку:
"Я полностью справился с заданиями самостоятельно". "Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали..." "Я не справился с заданиями так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться:

VII. Организованный конец.