Урок по теме "Материаловедение: от волокна до ткани"

Разделы: Технология


Цели: сформировать понятие о различных видах текстильных волокон, производстве тканей.

Задачи:

  • Научить определять нити основы и утка, их свойства.
  • Ознакомить с основами современной текстильной промышленности.
  • Воспитывать уважение к людям труда (профессии работников текстильной промышленности), экономическое мышление (ознакомление с регионами возделывания и выращивания различных растительных культур и животных для производства волокон).

Оборудование: лупы, макет ткацкого станка.

Наглядные пособия: коллекция волокон (хлопок, лен, шерсть, шелк), образцы тканей, слайд фильм.

Межпредметные связи: география, биология, история.

Методы обучения: беседа, объяснение, наблюдение, выполнение учащимися эксперимента.

Практическая работа: изучение свойств нитей основы и утка, определение их в ткани.

Ход урока

Мы приступаем к изучению новой темы "Элементы материаловедения", где коснемся вопросов: основные сведения о волокнах и тканях, производство тканей и их свойства.

Задачей этого урока является ознакомление с волокнами, с их видами; с нитями, образующими ткань.

Вопросы к учащимся: для чего человек применяет ткань? Всегда ли существовала ткань?

Заглянув в историю, проследим путь появления ткани.

Какой была одежда первобытного человека? (шкуры животных, листья и травы, сплетенные между собой).

Первым освоенным, окультуренным человеком волокном был лен. Еще 5 тысяч лет до Рождества Христова в долине реки Нил на территории современного Египта из льна изготавливали ткань.

Вторым важнейшим волокном, которое освоил человек была шерсть. В период неолита (конец каменного века) человек использовал наряду со льдом шерсть. Самая ранняя дата, связанная с овцеводством и производством шерсти, подтвержденная раскопками, соответствует 4 тысячи лет до нашей эры.

Третье волокно - хлопок. Первое материальное подтверждение его производства относится к 1000 лет до н.э., о чем говорят археологические раскопки поселения в Индии. Исследования показывают, что хлопок начали использовать в Египте несколько тысяч лет до н.э. Купцы завозили хлопок из Индии на Ближний Восток, в Центральную Азию и затем в Китай.

Четвертое волокно - шелк. Вероятно, родиной его производства был Китай. Легенда гласит, что китайская императрица Хен-Линг Чи (примерно 2600 лет до н.э.) первая открыла это волокно. Она случайно уронила кокон в горячу. Воду и увидела, что из размягченного кокона отделились нити. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда.

Итак, волокно - основа для производства тканей.

Процесс получения ткани можно представить в виде схемы:

ВОЛОКНО - ПРЯЖА - НИТЬ - ТКАНЬ

(при помощи лупы рассматривается состав ткани и волокон, показываем веретено, как одно из древнейших орудий человеческой культуры).

Посмотрите сколько машин, на которых работаю прядильщицы и ровничницы, проходит сырье, чтобы получилась пряжа:

  • Разрыхление волокна на отдельные клочки (см.слайд)
  • Разрыхление на отдельные волокна и распрямление в чесальных машинах.
  • Выравнивание ленты по толщине на ленточных машинах.
  • Вытягивание и частичное скручивание ленты на ровничных машинах.
  • Вытягивание, скручивание и наматывание на шпули на прядильных машинах.

Основа и уток.

Из пряжи делают ткань на ткацких станках (см. слайд по развитию ткацкого производства).

Ткань получают путем переплетения нитей основы и утка. Нити основы более скрученные и натянуты как струны, они тонкие и прочные. Нити утка менее скручены, толще нитей основы, слабее натянуты, поэтому ткань по нити утка тянется больше, чем по нити основы, за счет ильной натянутости нитей звук при резком растяжении громче по нити основы.

Полотняное переплетение характерно для льняных и большинства хлопчатобумажных тканей. Нити основы и утка переплетаются между собой через одну, в результате образуется рисунок ("шахматная доска").

Ткани с полотняным переплетением прочны и малорастяжимы.

К простым переплетениям относится саржевое, сатиновое, атласное и другие.

Лицевая и изнаночная сторона ткани.

С лицевой стороны пестротканых, гладкошерстных, тканей с печатным рисунком обычно находится минимальное количество узелков и брака.

Отделка тканей: опаливание, отбеливание.

Практическая работа.

1. Заполнить таблицу (Учебник 5, 6 кл., стр.10), проведя эксперимент с волокнами.

2. Провести наблюдение с помощью лупы состава образцов, а также переплетения нитей основы и утка.

3. Рассмотреть образцы.

Закрепление пройденного материала.

Вопросы для повторения:

1. Какой материал был первым для производства тканей?

а) лен,

б) шерсть,

в) хлопок,

г) шелк.

2. На какие группы делятся все текстильные волокна?

а) растителтного и животного происхождения,

б) натуральные и химические.

3. К какой группе волокон относятся шерсть и шелк?

а) натуральные,

б) химические.

4. К какой группе относятся хлопок и лен?

а) животного происхождения,

б) растительного происхождения.

5. С помощью какого элемента ткацкого станка прокладывается уточная нить?

а) веретено,

б) челнок.

6 Какое переплетение можно изобразить в виде шахматной доски?

а) саржевое,

б) сатиновое ,

в) полотняное.

7. Кромка в ткани совпадает по направлению с ::..

а) нитью основы,

б) нитью утка.

8. По какой нити ткань тянется сильнее?

а) по нити основы,

б) по нити утка.

Итог урока.

После проведения урока узнали ли вы что-либо новое о текстильных материалах, текстильной промышленности? Заинтересовали вас эти сведения?

Приложение.