Дидактическая цель урока:
1. Образовательная
- создание условий для осмысления и осознания темы "Три склонения имён существительных" и применения имеющихся знаний в знакомой, изменённой и новой ситуации.
2. Развивающая
развитие умения анализировать и обобщать
учебный материал, формирование речевых навыков,
самостоятельности, познавательного интереса.
3. Воспитательная
- формирование культуры учебного труда; воспитание интереса к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие класса
Сегодня у нас не совсем обычный урок, и чтобы справиться со всеми заданиями, необходимо быть очень внимательными. Давайте проверим, насколько вы внимательны.
Слайд 1 (с учётом титульного 2)
"Задание на внимание"
- Сядут те, у кого в имени есть буква Е (И, Я, О, А)
2. Активизация
Слайд 2 (3)
"Речевая разминка"
Задание: Повтори и закончи фразу. (Количество слов в фразе увеличивается по нарастающей)
- Человек, сочиняющий музыку, называется :.. (композитором)
- Того, кто пишет стихи, называют :.. (поэтом).
- Человек, который пишет пейзажи, натюрморты, портреты - это (художник)
- Произведение литературы, в котором происходят чудеса, волшебные превращения, называется :. (сказкой)
- Поднимите руку те, кто любит слушать и читать сказки.
- А чем они вам нравятся?
- Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в сказку.
Во время путешествия по сказке, помните, что нечистая сила будет вас путать.
Старайтесь не делать ошибок, иначе вы можете заблудиться в волшебном лесу.
Слайд 3 (4)
Оформление работы в тетради.
Запись на доске: (Число).
Кляксная работа.
- Вы ничего не заметили? Что нужно исправить?
3. Актуализация (воспроизведение имеющихся знаний):
Слайд 4 (5)
Игра "Волшебный сундучок":
- Я - волшебный сундучок.
Вам, ребята, я - дружок.
Очень хочется мне знать,
Что вы можете сказать о :.. (имени существительном)
Предполагаемые ответы детей:
- существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что?
- обозначает предметы, явления природы, события, процессы, понятия;
- в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением;
- существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые
- относятся к мужскому, женскому или среднему роду
- могут изменять число (единственное - множественное)
- относятся к одному из трёх склонений.
4. Целеполагание и мотивация:
- Тема нашего путешествия в сказку - 3 склонения имён существительных.
Слайд 5 (6)
- Самостоятельно по опорам постарайтесь сформулировать цели нашего урока.
Возможные ответы детей:
Учиться : различать существительные разных склонений.
Развивать: речь, орфографическую зоркость, умение слушать других.
Воспитывать в себе :усидчивость, аккуратность, старательность,
внимательность, умение сотрудничать.
- Для чего нам нужно знать склонения существительных? (Для того, чтобы
грамотно писать безударные падежные окончания существительных)
5. Систематизация знаний:
Слайд 6 (7)
Испытание первое.
Перед нами волшебный лес:
- налево пойдёшь - в I склонение попадёшь;
- прямо пойдёшь - во II склонение попадёшь
- направо пойдёшь - в III склонение попадёшь;
- Давайте вспомним, что необходимо сделать, чтобы определить склонение существительных.
Ответы детей:
1) Поставить существительное в начальную форму.
2) Определить его род
3) Выделить окончание.
- Мы прошли первое испытание!
Слайд 7 (8)
Испытание второе.
- Назовите, какие существительные мы относим к 1 склонению (2, 3 склонению).
После ответов учащихся на доске появляется схема-опора:
1 скл. 2 скл. 3 скл. ж.р. м.р. ср.р. м.р. ж.р. -а -я -о -е
Мы справились со вторым испытанием!
6. Применение знаний и умений.
Слайд 8 (9)
Испытание третье.
Игра "Найди слово"
- Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу, на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
- Найдите слова в:. сказке.
(Например: В сказке живут волшебники, там происходят чудеса. В сказках добро побеждает зло.)
Ответы детей.
Учитель дополняет:
- В сказке мы можем встретиться с волшебными предметами:
шапкой-невидимкой
сапогами-скороходами (?) сапог - ед.ч. м.р. - 2 скл.
скатертью самобранкой
ковром-самолётом
волшебной палочкой
- Сказка - ложь, да в неё намёк - добрым молодцам урок.
- Распределение слов по склонениям, доказательства, орфографическая работа (один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях)
1 скл. 2 скл. 3 скл. шапка сапог скатерть палочка ковёр ложь урок
Слайд 9 (10)
Проверка
Слайд 10 (11)
- Мы преодолели третье испытание. Впереди нас ждёт волшебная школа.
Слайд 11 (12)
Познакомимся с расписанием:
Расписание уроков.
- Русский язык
- Физкультура
- Волшебство
- Логика
- Ритмика
- Иностранный язык
- Мудрость
Фронтальная работа со средствами обратной связи (сигнальными карточками).
Задание: Определить склонение существительных - названий предметов)
(расписание - 2скл.; язык - 2 скл.; физкультура - 1 скл.; волшебство - 2 скл., логика - 1 скл.; ритмика - 1 скл.; мудрость - 3 скл.)
Слайд 12 (13)
I УРОК - РУСССКИЙ ЯЗЫК.
Учитель - трёхголовый Змей-Горыныч. Как вы думаете, почему именно он? (Каждая голова отвечает за "своё" склонение)
Задание: подобрать существительное каждого склонения к схемам. (самостоятельная работа с последующей проверкой)
1 скл. 2 скл. 3 скл. . . . . а . . . т . . . . ь . . . я . . . . . о . . . ь
Примечание: каждая точка обозначает одну букву.
Возможные варианты:
ручка, дочка мост, торт, крот, борт степь, кость, дверь тётя, дядя, Витя стекло, кресло, бревно лень, ночь, дочь
Слайд 13 (14)
II УРОК - ФИЗКУЛЬТУРА. (Физкультминутка, связанная с темой урока)
Учитель - Баба-Яга. (Она ведёт здоровый образ жизни, очень мобильная и энергичная)
Задание 1: Встать и хлопнуть в ладоши, если услышите "своё" склонение:
1 ряд - 1скл.; 2 ряд - 2 скл.; 3 ряд - 3скл.
Чудо, весть, волшебник, избушка, сестрица, царь, царица, дверь, зеркальце, тайна.
Слайд 14 (15)
Задание 2: Сколько ёлочек зелёных - столько выполни наклонов. (Дети считают ёлочки в "волшебном лесу".
Слайд 15 (16)
III УРОК - ВОЛШЕБСТВО. (Учитель - джин, сила которого в волшебной бороде. Кто же это? :(Старик Хотттабыч). Он может совершать чудесные манипуляции и превращения)
В русском языке есть такие слова, которые, изменяясь, могут переходить из одного склонения в другое. Попробуйте совершить такое "чудо".
Работа в тетрадях с комментированием, орфографический разбор:
Тетра . ь (3 скл.) - . . . . . (тетрадка - 1 скл.) Печ . ка (1 скл.) - . . . . (печь - 3 скл.) Ст . пан ( 2 скл.) - . . . . . (Стёпа - 1 скл.) Люба (1 скл.) - . . . . . . . . (Любовь - 3 скл.) Коля ( 1 скл.) - . . . . . . . . (Николай - 2 скл.)
Слайд 16 (17)
Проверка
Слайд 17 (18)
IV УРОК-ЛОГИКА (Учитель - самый умный коротышка из сказочных повестей Николая Носова. Вы догадались, кто это? : (Знайка)
Игра "Найди лишнее слово"
Учащиеся находят лишнее слово в каждой строчке (возможно несколько вариантов, один из вариантов - склонение)
щука кот Емеля медаль счастье король день дочь олень
Слайд 18 (19)
V УРОК - РИТМИКА (Учитель - зайчик-попрыгайчик)
Физ.пауза под музыку.
Слайд 19 (20)
VI УРОК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (Учитель - итальянский подданный Чиполлино)
- Попробуйте догадаться, что он написал: (Обсуждение в парах)
* запись на доске печатными буквами:
Чинза, торпов, микульнация, цовконка
- Что бы это значило?
(зачин, повтор, кульминация, концовка - характерные признаки сказки)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова (1 и 2 склонение).
Запись на доске письменными буквами:
Жили-дыли деб и даба.
.абяР акчорук хин у алыБ
Посабил бед пепку.
Снесла курочкая ичко.
Было оно не троспое, а золопое.
- Прочитайте. Какое предложение лишнее? Почему?
Задание: Правильно запишите предложения, исключив лишнее. Найдите существительные, определите их склонение. (Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в паре)
7. Рефлексия
Слайд 20 (21)
VII УРОК - МУДРОСТЬ (Учитель - самая мудрая птица в сказочном лесу. Кто это? :. (Сова)
- Какой мудрости набрались в сказочном лесу?
- Что понравилось?
- Что показалось трудным?
- Что бы вы ещё хотели узнать по этой теме?
Слайд 21 (22)
"Волшебное зеркало"
Покажите карточкой цвет, соответствующий вашему настроению в конце урока:
- красный - отличное,
- жёлтый - хорошее,
- зелёный - удовлетворительное,
- синий - плохое
8. Итог.
Слайд 22 (23)
- А вы бы могли стать учителем в Волшебной школе и объяснить ученикам о трёх склонениях
существительных? Кто попробует это сделать?(Ответы детей)
Слайд 23 (24)
- А кто сможет назвать книги, в которых идёт речь о волшебных или сказочных школах?
- Владимир Данько "Школа чудес"
- Юрий Дружков "Волшебная школа"
- Эдуард Успенский "Грамота"
- Эдуард Успенский "Школа клоунов"
- Джоан Ролинг серия книг о Гарри Потере
- Кто не читал эти книги, обязательно прочитайте! Будет интересно!
Слайд 24 (25)
9. Домашнее задание на выбор:
а) Подобрать и записать по 4 существительных каждого склонения состоящие из 4, 5, 6 и 7 букв.
б) Найти 3-4 пословицы (поговорки) о сказке, у существительных определить склонение.
в) Написать "синквейн" по теме "Сказка", у существительных определить склонение.