Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Упражнения в определении склонения имён существительных"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Дидактическая цель урока:

1. Образовательная

  • создание условий для осмысления и осознания темы "Три склонения имён существительных" и применения имеющихся знаний в знакомой, изменённой и новой ситуации.

2. Развивающая

  • развитие умения анализировать и обобщать учебный материал, формирование речевых навыков, самостоятельности, познавательного интереса.

3. Воспитательная

  • формирование культуры учебного труда; воспитание интереса к чтению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие класса

Сегодня у нас не совсем обычный урок, и чтобы справиться со всеми заданиями, необходимо быть очень внимательными. Давайте проверим, насколько вы внимательны.

Слайд 1 (с учётом титульного 2)

"Задание на внимание"

- Сядут те, у кого в имени есть буква Е (И, Я, О, А)

2. Активизация

Слайд 2 (3)

"Речевая разминка"

Задание: Повтори и закончи фразу. (Количество слов в фразе увеличивается по нарастающей)

- Человек, сочиняющий музыку, называется :.. (композитором)

- Того, кто пишет стихи, называют :.. (поэтом).

- Человек, который пишет пейзажи, натюрморты, портреты - это (художник)

- Произведение литературы, в котором происходят чудеса, волшебные превращения, называется :. (сказкой)

- Поднимите руку те, кто любит слушать и читать сказки.

- А чем они вам нравятся?

- Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в сказку.

Во время путешествия по сказке, помните, что нечистая сила будет вас путать.

Старайтесь не делать ошибок, иначе вы можете заблудиться в волшебном лесу.

Слайд 3 (4)

Оформление работы в тетради.

Запись на доске: (Число).

Кляксная работа.

- Вы ничего не заметили? Что нужно исправить?

3. Актуализация (воспроизведение имеющихся знаний):

Слайд 4 (5)

Игра "Волшебный сундучок":

- Я - волшебный сундучок.
Вам, ребята, я - дружок.
Очень хочется мне знать,
Что вы можете сказать о :.. (имени существительном)

Предполагаемые ответы детей:

- существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что?

- обозначает предметы, явления природы, события, процессы, понятия;

- в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением;

- существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые

- относятся к мужскому, женскому или среднему роду

- могут изменять число (единственное - множественное)

- относятся к одному из трёх склонений.

4. Целеполагание и мотивация:

- Тема нашего путешествия в сказку - 3 склонения имён существительных.

Слайд 5 (6)

- Самостоятельно по опорам постарайтесь сформулировать цели нашего урока.

Возможные ответы детей:

Учиться : различать существительные разных склонений.

Развивать: речь, орфографическую зоркость, умение слушать других.

Воспитывать в себе :усидчивость, аккуратность, старательность,

внимательность, умение сотрудничать.

- Для чего нам нужно знать склонения существительных? (Для того, чтобы

грамотно писать безударные падежные окончания существительных)

5. Систематизация знаний:

Слайд 6 (7)

Испытание первое.

Перед нами волшебный лес:

  • налево пойдёшь - в I склонение попадёшь;
  • прямо пойдёшь - во II склонение попадёшь
  • направо пойдёшь - в III склонение попадёшь;

- Давайте вспомним, что необходимо сделать, чтобы определить склонение существительных.

Ответы детей:

1) Поставить существительное в начальную форму.

2) Определить его род

3) Выделить окончание.

- Мы прошли первое испытание!

Слайд 7 (8)

Испытание второе.

- Назовите, какие существительные мы относим к 1 склонению (2, 3 склонению).

После ответов учащихся на доске появляется схема-опора:

1 скл. 2 скл. 3 скл.
ж.р. м.р. ср.р. м.р. ж.р.
-а -я -о -е 

Мы справились со вторым испытанием!

6. Применение знаний и умений.

Слайд 8 (9)

Испытание третье.

Игра "Найди слово"

- Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу, на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
- Найдите слова в:. сказке.

(Например: В сказке живут волшебники, там происходят чудеса. В сказках добро побеждает зло.)

Ответы детей.

Учитель дополняет:

- В сказке мы можем встретиться с волшебными предметами:

шапкой-невидимкой

сапогами-скороходами (?) сапог - ед.ч. м.р. - 2 скл.

скатертью самобранкой

ковром-самолётом

волшебной палочкой

- Сказка - ложь, да в неё намёк - добрым молодцам урок.

- Распределение слов по склонениям, доказательства, орфографическая работа (один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях)

1 скл. 2 скл. 3 скл.
шапка сапог скатерть
палочка ковёр ложь
урок

Слайд 9 (10)

Проверка

Слайд 10 (11)

- Мы преодолели третье испытание. Впереди нас ждёт волшебная школа.

Слайд 11 (12)

Познакомимся с расписанием:

Расписание уроков.

  1. Русский язык
  2. Физкультура
  3. Волшебство
  4. Логика
  5. Ритмика
  6. Иностранный язык
  7. Мудрость

Фронтальная работа со средствами обратной связи (сигнальными карточками).

Задание: Определить склонение существительных - названий предметов)

(расписание - 2скл.; язык - 2 скл.; физкультура - 1 скл.; волшебство - 2 скл., логика - 1 скл.; ритмика - 1 скл.; мудрость - 3 скл.)

Слайд 12 (13)

I УРОК - РУСССКИЙ ЯЗЫК.

Учитель - трёхголовый Змей-Горыныч. Как вы думаете, почему именно он? (Каждая голова отвечает за "своё" склонение)

Задание: подобрать существительное каждого склонения к схемам. (самостоятельная работа с последующей проверкой)

1 скл. 2 скл. 3 скл.
. . . . а . . . т . . . . ь
. . . я . . . . . о . . . ь

Примечание: каждая точка обозначает одну букву.

Возможные варианты:

ручка, дочка мост, торт, крот, борт степь, кость, дверь
тётя, дядя, Витя стекло, кресло, бревно лень, ночь, дочь

Слайд 13 (14)

II УРОК - ФИЗКУЛЬТУРА. (Физкультминутка, связанная с темой урока)

Учитель - Баба-Яга. (Она ведёт здоровый образ жизни, очень мобильная и энергичная)

Задание 1: Встать и хлопнуть в ладоши, если услышите "своё" склонение:

1 ряд - 1скл.; 2 ряд - 2 скл.; 3 ряд - 3скл.

Чудо, весть, волшебник, избушка, сестрица, царь, царица, дверь, зеркальце, тайна.

Слайд 14 (15)

Задание 2: Сколько ёлочек зелёных - столько выполни наклонов. (Дети считают ёлочки в "волшебном лесу".

Слайд 15 (16)

III УРОК - ВОЛШЕБСТВО. (Учитель - джин, сила которого в волшебной бороде. Кто же это? :(Старик Хотттабыч). Он может совершать чудесные манипуляции и превращения)

В русском языке есть такие слова, которые, изменяясь, могут переходить из одного склонения в другое. Попробуйте совершить такое "чудо".

Работа в тетрадях с комментированием, орфографический разбор:

Тетра . ь (3 скл.) - . . . . . (тетрадка - 1 скл.)
Печ . ка (1 скл.) - . . . . (печь - 3 скл.)
Ст . пан ( 2 скл.) - . . . . . (Стёпа - 1 скл.)
Люба (1 скл.) - . . . . . . . . (Любовь - 3 скл.)
Коля ( 1 скл.) - . . . . . . . . (Николай - 2 скл.)

Слайд 16 (17)

Проверка

Слайд 17 (18)

IV УРОК-ЛОГИКА (Учитель - самый умный коротышка из сказочных повестей Николая Носова. Вы догадались, кто это? : (Знайка)

Игра "Найди лишнее слово"

Учащиеся находят лишнее слово в каждой строчке (возможно несколько вариантов, один из вариантов - склонение)

щука кот Емеля
медаль счастье король
день дочь олень

Слайд 18 (19)

V УРОК - РИТМИКА (Учитель - зайчик-попрыгайчик)

Физ.пауза под музыку.

Слайд 19 (20)

VI УРОК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (Учитель - итальянский подданный Чиполлино)

- Попробуйте догадаться, что он написал: (Обсуждение в парах)

* запись на доске печатными буквами:

Чинза, торпов, микульнация, цовконка

- Что бы это значило?

(зачин, повтор, кульминация, концовка - характерные признаки сказки)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова (1 и 2 склонение).

Запись на доске письменными буквами:

Жили-дыли деб и даба.
.абяР акчорук хин у алыБ
Посабил бед пепку.
Снесла курочкая ичко.
Было оно не троспое, а золопое.

- Прочитайте. Какое предложение лишнее? Почему?

Задание: Правильно запишите предложения, исключив лишнее. Найдите существительные, определите их склонение. (Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в паре)

7. Рефлексия

Слайд 20 (21)

VII УРОК - МУДРОСТЬ (Учитель - самая мудрая птица в сказочном лесу. Кто это? :. (Сова)

- Какой мудрости набрались в сказочном лесу?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- Что бы вы ещё хотели узнать по этой теме?

Слайд 21 (22)

"Волшебное зеркало"

Покажите карточкой цвет, соответствующий вашему настроению в конце урока:

  • красный - отличное,
  • жёлтый - хорошее,
  • зелёный - удовлетворительное,
  • синий - плохое

8. Итог.

Слайд 22 (23)

- А вы бы могли стать учителем в Волшебной школе и объяснить ученикам о трёх склонениях

существительных? Кто попробует это сделать?(Ответы детей)

Слайд 23 (24)

- А кто сможет назвать книги, в которых идёт речь о волшебных или сказочных школах?

  • Владимир Данько "Школа чудес"
  • Юрий Дружков "Волшебная школа"
  • Эдуард Успенский "Грамота"
  • Эдуард Успенский "Школа клоунов"
  • Джоан Ролинг серия книг о Гарри Потере

- Кто не читал эти книги, обязательно прочитайте! Будет интересно!

Слайд 24 (25)

9. Домашнее задание на выбор:

а) Подобрать и записать по 4 существительных каждого склонения состоящие из 4, 5, 6 и 7 букв.

б) Найти 3-4 пословицы (поговорки) о сказке, у существительных определить склонение.

в) Написать "синквейн" по теме "Сказка", у существительных определить склонение.