Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
В качестве домашнего задания каждый из вас составил цепочку превращений, конечным результатом которой явилось получение одного и того же вещества. NH2-CH2-COOH.
Прошу вас сдать мне цепочку и лист с уравнениями реакций.
(Цепочки закрепляются на доске магнитами.)
– К какому классу орг.соединений относится данное вещество? (Аминокислоты.)
– В чем особенности данного вещества? (Две противоположные по свойствам группы и обладают амфотерными свойствами.)
– Поэтому аминокислоты вступают в реакцию друг с другом с образованием полимеров.
– Веществам, которые образуются в результате данной реакции, посвящается на урок. Сегодня вы познакомитесь с белками.
3. Новая тема
(Экран «Жизнь – это способ существования белковых молекул».)
– Конечно, нельзя приписывать свойство жизни одному соединению, оно проявляется лишь в результате многообразных реакций, в которых участвуют различные соединения, но белки – это основа жизни и, чтобы ответить на вопрос: «Что такое жизнь?» вы, прежде всего, должны раскрыть тайны веществ, лежащих в её основе, и ответить на вопрос: «Что такое белок?»
4. Изучение данной темы пройдет по следующим вопросам, их вы видите на экране, а так же они есть у вас на парте.
По этим пунктам производите записи в тетради.
5. Белки – высокомолекулярные азотсодержащие органические вещества, молекулы которых построены из аминокислот; являются основой жизнедеятельности всех живых организмов.
6. С белками связаны все жизненные процессы (схема 1 на экране).
Обращаю ваше внимание на то, что из всех веществ (исключая воду) белки занимают в организме человека самый большой %.
7. Рассмотрим более конкретно (схема 2)
8. В состав белков входят следующие элементы (экран):
Белки являются полимерами, состоят из большого количества различных аминокислот, поэтому молекулярная масса белков огромна – от 10 000 до нескольких миллионов.
9. Посмотрите, как выглядит белок под электронным микроскопом.
Если каждую аминокислоту окрасить в определенный цвет, то получится вот такая многоцветная картинка.
В состав белков входит 20 различных аминокислот. Как из 33 букв алфавита мы можем составить бесконечное число слов, так из 20 аминокислот – бесконечное множество белков.
В организме человека насчитывается до 100 000 белков.
Кстати, совсем недавно биохимики из Франкфуртского университета обнаружили в живом белке еще одну, 21 аминокислоту – аминолимонную.
Функции новой аминокислоты пока не выяснены.
10. На первом уроке по органической химии мы говорили с вами об ученых, внесших большой вклад в изучение орг.соединений.
Что можете сказать об ученых, фотографии которых вы видите на экране.
Фишер Эмиль Герман (Нобелевская премия 1902 г.)
Лайнус Полинг (Нобелевская премия 1954 г.)
Идея о том, что белки – это полимерные образования, высказывалась еще в 1888 г русским ученым Данилевским.
11. (экран «Строение белков)
Именно так выглядит уравнение реакции взаимодействия аминокислот с образованием полимерного соединения с помощью пептидной связи.
Пептиды – продукты поликонденсации двух и более аминокислот.
12. Белки имеют следующие структуры белка
(экран, просмотр всех структур, задержаться на четвертичной структуре)
Итак, еще раз повторим (отвечают дети)
- Первичная – последовательная цепь (пептидная связь)
- Вторичная – спираль (водородная связь)
- Третичная – клубок (бисульфидные мостики)
- Четвертичная – комплекс (взаимодействие разных полипептидных цепей)
13. (На экране все структуры и тихо начинает играть музыка, говорю на фоне музыки.)
Если вы внимательно присмотритесь, то в структурах белка вы найдете сходство с кружевами. Белки – это «кружева жизни»
(Музыка громче.)
14. (На экране схема.)
На основе строения молекулы белка изучим функции белков. Они в значительной мере обусловлены сложностью и разнообразием форм белка.
15. (схема на экране)
Белки подразделяются на:
- протеины
16. (Экран.)
Закончите мое предложение: «Гидролиз белков, цветные реакции белков – это…» (химические реакции).
К химическим реакциям относится так же денатурация – новое, ранее вам не известное, свойство.
Рассмотрим химические реакции белков.
17. (Экран.)
Гидролиз белков – реакция обратная образованию белков.
18. (экран)
С цветными реакциями белков вы познакомитесь через эксперимент.
Начертите в тетради таблицу для проведения практической работы.
Название опыта | Что делал | Что наблюдал |
- биуретовая реакция (доказывает наличие пептидной связи в белке)
- ксантопротеиновая (реакция на остатки ароматических аминокислот)
- взаимодействие с ионами cвинца и ртути
(Почему не рекомендуется школьникам работать с соединениями свинца и ртути?)
19. (Экран.)
Процесс денатурации мы наблюдаем при приготовлении пищи (жарим и варим яйца, мясо и т.д.)
– опыт с нагреванием белка
Денатурация протекает при обморожениях или ожогах.
Очень важно знать, какие действия надо предпринять, чтобы грамотно оказать первую помощь.
Пожалуйста, поднимите руку, кто посещал предпрофиль по медицине.
Вы, конечно, знаете, как надо действовать в таких случаях.
– Механическое воздействие (сильное встряхивание, удар…)
20. (Экран.)
Cтихи о Чернобыле
Всё скрыто, всё заточено,
Здесь дождь прошёл, зола прибита.
Костра оставшееся дно
Неподалёку. Всё забыто.
Кругом отметины огня,
Останки стен. Обуглен вид.
След сапога, след одинокий,
В нём мертвая вода стоит.
Здесь кто-то жил короткий срок,
Но кто же знал, что так случится.
Никто предугадать не мог,
Что горе не стоит, а мчится.
Оно обрушилось огнём
Из атомного энергоблока.
…Смерть… Ужас. А потом
Всё закружило в вихрь потока.
25 лет катастрофе 20 века Чернобыльской аварии. За этот немалый срок оборвалась жизнь сотен людей, получивших облучение в тот страшный день. Радиация разрушила источник их жизни. Время все дальше отодвигало страх и боль. Казалось, что катастрофа больше не повторится.
Но случилась новая беда. И печальные события в Японии через 25 лет вновь напомнили миру о губительном действии радиации на живой мир.
21. (Экран.)
Свертывание протекает под действием ядов и спирта. (опыт), действием тяжелых металлов, об этом мы уже сегодня говорили, рассматривая цветные реакции белков.
Какие продукты образуются при горении белков, если они состоят из остатков аминокислот? (азот, углекислый газ, вода)
22. (Экран «Превращение белков в организме») (дети переносят схему в тетрадь.)
В организме человека и животных происходит гидролиз белков под влиянием ферментов, образующиеся аминокислоты попадают в кровь и далее поступают в клетки организма, где образуются необходимые организму белки. Часть аминокислот подвергается окислению и распаду, в результате чего образуется аммиак, углекислый газ и вода. Аммиак превращается в мочевину и выводится из организма.
23. (Экран схема продуктов.)
Белки являются жизненно необходимыми пищевыми веществами: они обеспечивают жизнедеятельность, рост, развитие и нормальное протекание обменных процессов в организме человека.
На схеме вы видите основные продукты питания, которые являются источником белка. Суточная норма белка для человека = 100 г.
Белки и аминокислоты не накапливаются в виде запасных отложений ( в этом их отличие от жиров и углеводов)
24. (постепенно на экране появляются пункты «Значение белков», дети громко по просьбе учителя читают)
Значение белков.
25. Проводим первичное закрепление. «Своя игра»
Прошу отставить в сторону реактивы, взять ноутбук один на парту.
Выбирая вопросы и отвечая на них, суммируйте баллы за правильный ответ.
26. Домашнее задание.
А: осуществить превращения по выбранной схеме.
В: стр.242, зад.10
С: – Приготовить сообщения о белках, которые определяют иммунные свойства организма.
– Приготовить сообщение о производстве искусственных пищевых продуктов.
27. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы обсудили многие вопросы, связанные со строением белков, их свойствами.
А теперь я хочу, чтобы вы задали мне вопросы и поделились своим состоянием.
(Говорят дети.)