Цель:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- дать участникам возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении ситуаций;
- развитие памяти, внимания, логического мышления;
- воспитывать необходимость осуществления профориентационной работы в соответствии с формированием гармоничной личности, в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.
Оборудование: Флоротабло, список профессий, карточки с ситуациями (Приложение 2), сигнальные карточки (Приложение 3), схема «Выбор профессии».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходиться играть различные роли. Одна из главных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующей специальных знаний и опыта. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч. Сделать хороший выбор профессий – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход. То есть формула выбора может быть выражена словами: «НАДО», «МОЖНО», «ХОЧУ» (пояснение диаграммы) (Приложение 1)
Выбор профессии
а – зона оптимального выбора;
б – зона совпадений и стремлений личности с
потребностями общества в кадрах;
в – зона совпадений возможностей личности с
потребностями общества в кадрах.
При выборе профессии выпускники совершают ряд типичный ошибок. Я их перечислю.
Ошибки и затруднения пи выборе профессии
- Отношение к выбору профессий как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование.
- Предрассудок, когда некоторые профессии считают недостойными.
- Выбор профессии за компанию, чтобы не отставать.
- Перенос отношения к представителю той или иной профессии на сому профессию.
- Увлечение только внешней стороной профессии.
- Отождествление школьного предмета с профессией.
- Неумение разобраться в своих личных качествах.
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
(«Технология» Симоненко В.Д.)
Вам еще предстоит сверхзадача выбора профессии, а сейчас придется каждому сыграть роль. Шекспир когда-то заявил устами одною из героев пьесы «Как вам это нравится?»:
Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль…
Каждый ученик делает выбор по флорограмме (табло с изображением представителей флоры – их 15. Каждый вид – это код профессиограммы, это описание особенностей профессии).
Флорграмма (изображены растения и написаны их названия)
мак – юрист рябина – экономист
анютины глазки – косметолог тюльпан – учитель
роза – пилот лилия – эколог
мать-и-мачеха – менеджер по рекламе
ромашка – бухгалтер кувшинка – оператор эвм
ель – психотерапевт пион – плотник
малина – журналист гладиолус – офицер
калина – налоговый инспектор колокольчик – композитор
Учащиеся, прослушивая профессиограмму, ориентируются на перечень профессий.
Перечень профессий (50% используется в игре)
- Врач 9. Бухгалтер 17. Певец
- Учитель 10. Официант 18. Композитор
- Косметолог 11. Психотерапевт 19. Оператор ЭВМ
- Политик 12. Экономист 20. Инспектор по налогам
- Юрист 13. Контролер 21. Секретарь
- Продавец 14. Повар 22. Плотник
- Пилот 15. Эколог 23. Столяр
- Писатель 16. Токарь 24. Агроном
Ведущий:Французский философ Клод Гельвеции считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление идет. Вы себя строите, создаете, а сейчас сделайте свой выбор по флоротабло, назовите растение, которое вам больше нравится, а я зачитаю вам профессиограмму, которая закодирована этим растением. В ней 5 блоков информации. Вы поднимите сигнальную карточку тогда, когда будете уверенны в ответе. Отвечаете на первый блок, получаете 5 баллов, на второй – 4 балла и так далее. Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь, получаете ситуацию по своей профессии. Выбор делаете по очереди.
Профессиограммы
Гладиолус: офицер
1. Для них характерны физическая выносливость,
патриотизм, здравый смысл, качества лидера,
базовые знания психологии, истории, экономики,
отличное знание своей службы – 5 баллов.
2. Несколько раз во время службы меняет место
жительства и работу. Трудоустройство
определяется условиями контракта – 4 балла.
3. Зарплата определяется званием, должностью,
выслугой лет – 3 балла.
4. Может работать в экстремальных ситуациях.
Занимается подготовкой молодых солдат,
анализирует военные акции, разрабатывает
военные планы, документы, организует военную
службу и быт солдат – 2 балла.
5. Олег Газманов поёт, что их сердце под
прицелом, а карьера их начинается с военного
училища – 1 балл.
Каждую профессиограмму будет сопровождать поэтическое вступление или цитата. Для офицеров это слова А. Суркова:
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым – дорога вперед,
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
Подсолнух: эколог
1. Этот специалист так формирует свой
собственный способ использования живых ресурсов
природы – брать в природе только проценты,
основную часть оставлять нетронутой – 5
баллов.
2. Обладает способностью к убеждению, научной и
гражданской смелостью, готов защищать природу,
наблюдателен – 4 балла.
3. Этот специалист констатирует:
Но жадность сжигает людей иных
Раньше, чем довелось родиться.
И люди порою «братьев меньших»
Не бьют, а «гуманно» лишь грабят их,
Грабеж – это всё-таки не убийство. – 3 балла.
4. Проводит количественные учёты,
инструментальные измерения, собирает образцы
растений, животных, почв для изучения и анализа,
работает в заповедниках. – 2 балла.
5. Этот специалист знает, что в начале 90-х годов
каждый день в мире погибало около 50 видов
животных, смывалось 87 млн. грязи, засорилось 55 га
леса и т. п. – 1 балл.
Ведущий: Ещё Фёдор Тютчев отмечал, что Природа – живая часть мироздания:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Мак: юрист
1. Их иногда называют буквоедами, им приходится
интерпретировать конкретные статьи кодексов,
законов, документов. – 5 баллов.
2. Умеют убеждать, ставить и решать проблемы,
вести переговоры, имеют качества исследователя,
навыки практической психологии, владеют
техническими средствами. – 4 балла.
3. Прогнозируют последствия применённых правовых
норм, осуществляют подготовку контрактов,
завещаний, судебных исков, общаются с
клиентами. – 3 балла.
4. Как известно, правда и в огне не горит, и в воде
не тонет. Специалистам приходится осваивать
истину, быть аккуратным, гибким. – 2 балла.
5. Сегодня все больше внимания уделяют
вопросам правового регулирования бизнеса.
Работают индивидуально или в юридических фирмах.
– 1 балл.
Ведущий: Юрист призван помогать людям, восстанавливать справедливость, ведь не все желают соблюдать законы, а древнегреческий философ Платон еще в IV веке до нашей эры говорил «Людям необходимо установить законы и жить по законам иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей».
Анютины глазки: косметолог
1. Этот специалист признан, компенсировать
недостатки природы. Подавляющее большинство
клиентов – женщины. – 5 баллов.
2. Консультирует клиентов по вопросам питания,
проводи процедуры, выписывает рецепты, изучает
причины незначительных заболеваний. – 4
балла.
3. Имеет следующие умения и навыки: готовность
служить клиенту, способность продвигать товары и
услуги, опыт продажи различных кремов, масок и
т.д. – 3 балла.
4. Они служат красоте:
Красота загадочней, ярче и шире,
Словно всюду от счастья висят ключи. – 2
балла.
5. Делаю маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы.
Работают в парикмахерских, косметических
салонах, гостиницах, ведут собственную практику.
– 1 балл.
Ведущий: ещё много веков назад римский поэт Публий Овичий подчеркивал:
Божий дар – красота;
И если прикинуть без лести,
То ведь придется признать:
Дар этот есть не у всех.
Нужен уход красоте,
Без него красота погибает.
Даже если лицом
Схожа с Венерой самой.
Роза: пилот
1. Эти специалисты внешне выглядят всегда
элегантно, имеют свою форму, им вверяют свою
жизнь многие люди. – 5 баллов.
2. Специальность требует отличного здоровья. Эти
специалисты несут ответственность за изучение
оптимального маршрута, за контроль всех
приборов, за общение с диспетчерами и другими
службами. – 4 балла.
3. У работников должно быть острое зрение, хороший
слух, развитая память, высокая
работоспособность. – 3 балла.
4. Должен осуществлять подготовку всей полетной
документации, быть готовым работать в
экстремальных ситуациях, иметь чувство
безопасности и сочувствия людям. – 2 балла.
5. Они могут петь:
Первым делом, первым делом самолеты,
Ну а девушки? А девушки потом. – 1 балл.
Ведущий:
А сами пилоты становятся не сразу.
Летчик над тайгою точный курс найдет,
Прямо на поляну посадит самолет.
Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски,
В общем-то, зеленый, молодой народ.
(Гребенников Н.)
Тюльпан: учитель
1. Специалист разрабатывает содержание занятия
и создаёт творческую атмосферу на них, внедряет
новые методы и средства получения знаний. – 5
баллов.
2. Имеет качества исследователя, организаторские
способности, умение убеждать, социальную
ответственность, здравый смысл, умение ладить с
детьми и взрослыми, использовать современные
технические средства обучения. – 4 балла.
3. Специалист умеет ставить и решать проблемы,
обладает знаниями по своему предмету. – 3
балла.
4. Двадцать пар за указкой следят,
Куда ж это Волга впадает?
Что жители делают и что там растет,
Иван Иваныч всем объясняет. – 2 балла.
5. Даст адекватную оценку успехам
учащихся, способствует развитию индивидуальных
способностей, имеет педагогическое образование,
работает в государственных или частных школах. –
1 балл.
Воспитатель: Быть учителем прекрасно, трудно, ответственно, волнительно, занимательно.
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – народ!
Ромашка: бухгалтер
1. Специалист определяет, на какие счета нужно
отнести доходы, а на какие расходы. Сегодня таких
специалистов в России более 1.000.000. человек. – 5
баллов.
2. Им должен быть учтён каждый рубль, потраченный
или заработанный компанией. Он должен уметь
работать с цифрами и числами, в команде. – 4
балла.
3. Специалист должен иметь аналитические
способности, логическое мышление, аккуратность.
Проявлять бережность и неприятие коррупции. – 3
балла.
4. Часть работы этого специалиста можно
охарактеризовать поговорками: «Деньги счет
любят», «Деньги счетом крепки». – 2 балла.
5. Эта работа требует особой тщательности и
ответственности. Главный итог работы
специалиста – балансовый отчет, который
ежеквартально представляется в налоговые
органы. В России должность учреждена Петром I в
1700году. – 1 балл.
Ведущий: Все мы знаем, что нас, людей, от животных отличает наличие сознания, а поэт Губерман даже высказался более конкретно:
Наша разность –
Не в мечтаниях бесплотных,
Не в культуре и не в туфлях на ногах,
Человека отличает от животных
Постоянный счет и забота о деньгах.
Пион: плотник.
1. Когда-то они гвоздями не пользовались, а
ценили топор, говоря: «Топор – всему делу
голова». Эта профессия распространена и нужна
всегда. – 5 баллов.
2. Этот специалист на строительстве объекта занят
от начала и до конца строительства. Он одевает
здания в леса, вставляет окна, двери. – 4
балла.
3. Хорошо разбирается в древесине. Обладает
художественными способностями, точностью и
физической выносливостью. – 3 балла.
4. В работе ему помогают различные инструменты:
рулетка, угольник, пила, отвес, ножовка. Свой
глазомер этот специалист оценивает так: «Мой
глаз – ватерпас». – 2 балла.
5. Эти специалисты всегда ценились в деревне, они
строили дома, используя до 50 способов соединения
бревен без гвоздей. – 1 балл.
Ведущий:
Звонко стучат топоры.
Возносятся стены послевоенной поры.
Работа кипит. Только держись!
Это в село возвращается жизнь.
Кактус: журналист
1. Этот специалист посещает места, где
происходят интересные важные события,
анализирует их, даёт оценку ситуациям.
– 5 баллов.
2. Способен оригинально мыслить, глубоко понимать
происходящее, должен быть объективным. Должен
уметь писать тексты, сценарии, делать видео – и
фотосъёмки. – 4 балла.
3. Участвует в пресс-конференциях, в
различного рода демонстрациях, судебных
заседаниях, военных операциях, встречах
акционеров. – 3 балла.
4. Сотрудничает с местной администрацией,
милицией, службой скорой помощи, больницами. – 2
балла.
5. Местом его работы может быть телевидение,
радио, газета, журналы, любое периодическое
издательство, отдел по связям с общественностью
фирм и компаний. – 1 балл.
Ведущий:
Газетная заметка 10 строк.
Раскрыт секрет ещё одной страницы.
Предвидел ли могущественный Бог,
Что этакий с ней казус приключится?
Жила себе незрима и вольна,
Носилась, безымянная, по свету…
И вот в газе наименована она –
И таинства волнующего нету…
Когда все участники «выберут» себе профессии, то они получают карточки с ситуациями. Здесь ответ оценивается по трехбалльной системе (Приложение 2).
Ведущий:
У вас росли года.
Исполнилось семнадцать.
Встаёт вопрос: что делать?
Чем в жизни заниматься?
Чтобы найти решение на пять,
О профессиях побольше надо знать.
Сейчас я буду называть профессию, и давать несколько вариантов ответа, в которых объясняется, чем занимаются специалисты данной профессии. Вы делаете выбор и поднимаете сигнальные карточки: первый номер ответа – красная карточка, второй – желтая, третий – зеленая. У вас есть возможность набрать ещё несколько баллов.
Геронтолог
- Специалист, изучающий жизнь героев.
- Специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры.
- Специалист, изучающий старение живых организмов.
Метролог
- Испытатель эскалаторов в метро.
- Контролер измерительной техники.
- Изготовитель швейного инструмента.
Вальцовщик
- Специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе.
- Вальщик деревьев в лесу.
- Специалист, изготавливающий коленчатые валы.
Провизор
- Составитель меню.
- Ревизионный работник в столовой.
- Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.
Кинолог
- Работник киностудии.
- Собаковод.
- Изготовитель киноэкранов.
Флотатор
- Работник в торговом флоте.
- Работник в сельском хозяйстве по изготовлению инвентаря.
- Работник, обслуживающий машины по разделению минералов.
Ведущий: Итак, ребята, подведем итоги. У каждого из вас была возможность набрать 18 баллов.
(Церемония поздравления и вручения призов победителям).
В заключение же, я хочу сказать, что каждый из
вас в течение жизни выполняет пять главных ролей:
гражданина, семьянина, потребителя, собственника
и труженика. Каждый из вас согласно статье 23
Всеобщей Декларации прав человека имеет право на
труд, свободный выбор работы.
– Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы
будущая трудовая деятельность приносила вам
радость и удовлетворение ежедневно.
Литература:
- С. Петева Мир профессий: Человек – природа, – М.: Молодая гвардия 1985.
- Е. Прощитская. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы – М.; Просвещение, 1991.
- Н.С. Пряжников Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. 8-11кл, «ВАКО», Москва, 2005.
- М.С. Гуткин, П.С. Лернер и др.: Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобр. учреждений /2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
- А.П.Соловьев Правила выбора профессии: пособие для родителей и учителей – Лениздат, 1975.
- М.Ю.Савченко Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: ВАКО, 2005.