Традиционно наиболее затруднительными заданиями для учащихся являются задания на развитие умения аудирования. Представляется, что для более эффективного обучения данному умению, учителю необходимо опираться на знания о психологической составляющей данного умения.
Наиболее широко аудирование можно определить как «слушание с пониманием» или «понимание речи на слух».
Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнемической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация, и др.
Аудирование является активным мыслительным процессом, направленным на восприятие, узнавание и понимание всякий раз новых речевых сообщений, что предполагает творческое комбинирование навыков и активное их применение соответственно изменившейся ситуации и особенностям речевого потока.
Следовательно, аудирование как деятельность основано на умении. Как всякое умение, оно опирается на определенные навыки. Основными группами навыков аудирования являются:
а) навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи на морфологическом уровне и на синтаксическом уровне (упреждение структур) и их соотношение с определенным значением. Эта грамматические навыки аудирования;
б) навыки непосредственного понимания слов и словосочетаний. Это лексические навыки аудирования:
в) навыки подсознательного восприятия и различения звуковой стороны речи.
Аудирование, как и любой процесс познания, имеет две стороны – чувственную и логическую. Первый компонент в системе механизмов аудирования – восприятие речи.
Совершенствование восприятия идет за счет увеличения оперативной единицы восприятия. Успешность аудирования зависит от величины этой единицы: чем более крупными (звуко-мыслительными комплексами) будет восприниматься речь, тем успешнее пойдет переработка заключенной в ней информации. По мере тренировки то, что сначала воспринимается по частям (например, по словам), может восприниматься целостно, как неразложимая единица, (так мы воспринимаем фразу).
Всё это теснейшим образом связано с механизмом слуховой памяти. В иностранном языке объем слуховой памяти меньше, чем в родном. А именно от способности удержания в памяти воспринятых отрезков речи зависит процесс понимания аудиотекста, возможность его логической переработки. Для начинающих аудиторов необходима предварительная работа, направленная на идентификацию части новой информации с той, которая хранится в памяти, четкость, логичность изложения, исключение информационной перегрузки.
В процессе восприятия речи функционирует и механизм внутреннего проговаривания.
Эффект понимания в основном зависит от кинестетического воспроизведения слушаемой речи, первым этапом узнавания речи является артикулярное распознавание слышимой речи, процесс, который можно назвать внутренней имитацией. Воспринимая речь, слушающий преобразует с помощью речедвигательного анализатора звуковые образы в артикуляционные.
Таким образом, тесное содружество аудирования и говорения свидетельствует о необходимости их параллельного развития в течение определенного времени.
Установлено, что еще до начала восприятия, как только появляется установка на слушание, артикуляционные органы уже проявляют минимальную активность. Попутно заметим, что это говорит о большой роли установки при аудировании.
Таким образом, происходит непрерывное сличение поступающих сигналов с теми моделями, эталонами, которые хранятся в нашей памяти.
Сличение тесно связано с прошлым опытом человека, с чувствами и эмоциями. Под опытом слушающего понимаются следы от слуховых и речедвигательных ощущений, которые и составляют основу слухового восприятия и понимания речи. Если слуховой след достаточно потенциально активен, то при восприятии того же сообщения, он как бы оживает, и происходит узнавание. Так работает механизм сличения – узнавания.
Но узнавание еще не есть понимание, к нему ведет работа механизма логического понимания, который функционирует уже на уровне актуального осознания, на основе аналитико-синтетическай деятельности мозга, при помощи других способностей человека.
Наиболее известной применительно к аудированию является типология А.Р.Лурия, который выделяет четыре уровня понимания: уровень слов, уровень предложений, уровень сложного синтаксического целого (смыслового) куска и уровень текста.
Основным отличием этих уровней являются глубина, полнота и точность понимания, а также сложность операций, совершаемых слушающим. Понимание на уровне слов носит фрагментарный характер.
Учащийся с низким уровнем языковой подготовки часто различает на слух отдельные слова и наиболее легкие фразы, догадываясь на этом основании о теме сообщения.
Понимание предложений зависит от их синтаксических характеристик. Простое предложение не представляет собой сложности, так как оно является привычной и хорошо упроченной единицей разговорной речи. Трудность составляет понимание логико-грамматической структуры сложного предложения. Мыслительные операции связаны в данном случае с особой формой синтеза отдельных элементов и одновременной, а не последовательной обозримостью всего предложения.
Понимание сложного синтаксического целого происходит путем расчленения речевого сообщения на части и их смысловой группировки, определения средств соединения предложений, составляющих смысловой кусок, определения его темы, начала и конца мысли по основным синтаксическим признакам.
Восприятие целого текста зависит от понимания предикативной связи предложений, ибо она наиболее стабильна и информативна, от композиционно-смысловой структуры текста, стиля и жанра. Например, описательные тексты, не имеющие фабулы, плохо воспринимаются на слух и не вызывают непроизвольного внимания.
Учитывая данные психологии о ступенчатом характере понимания, а также результаты отечественных и зарубежных исследований, предлагается несколько иное деление:
1) уровень фрагментарного понимания;
2) уровень общего/глобального понимания;
3) уровень полного/детального понимания;
4) уровень критического понимания.
Уровень фрагментарного понимания свидетельствует о несформированности умения слушать.
Для уровня общего понимания характерно, прежде всего, понимание темы как смыслового ядра текста, которое базируется на уяснении ключевых слов — смысловых опорных пунктов текста.
Предпосылками для выделения смысловых опорных пунктов являются, в свою очередь, сформированность технических (перцептивно-смысловых) навыков аудирования, знание основного языкового материала, умение определять структуру предложения и речевой опыт учеников (их умение учитывать ситуацию общения, заголовок, рисунки, жесты и мимику, связь с изучаемой темой и т.д.).
Уровень полного понимания предполагает наличие умений совмещать слушание с несложной мнемической и логико-смысловой деятельностью. На базе механизмов вероятностного прогнозирования и слуховой памяти в рамках полного/ детального понимания формируется умение восстанавливать пробелы в понимании. Путем выявления связей между предложениями и смысловыми кусками обеспечивается понимание формальной структуры аудиотекста и логики изложения. Данный уровень предполагает понимание деталей и отдельных фактов, а также умение отделять главное от второстепенного, т.е. оценивать текст с точки зрения его значимости и информативности.
Уровень критического понимания связан с оценкой аудиотекста, с интерпретацией содержания и смысловой обработкой воспринятой информации. Деятельность учеников на данном уровне характеризуется формированием личного отношения к речевому сообщению и критической оценкой его содержания на основе понимания главной мысли, в том числе и эксплицитно выраженной. Этот уровень предполагает наличие хорошо сформированных технических навыков и достаточно богатого речевого опыта.
В аудировании объектом проверки должно выступать то, что является целью обучения этому виду речевой деятельности, а именно извлечение информации в определенном объеме и определенной ситуации. Поскольку аудирование является рецептивным видом деятельности, то и контролировать необходимо через рецепцию, а не продукцию.