Учебный предмет: урок письма и развития речи в 4 классе.
Уровень образования школьников: начальная ступень обучения VIII вида.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель: продолжить работу над умением постановки ударения в словах.
Задачи.
- Образовательная: систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.
- Развивающая: обогащение и активизация словарного запаса обучающихся; развитие творческих способностей учащихся.
- Коррекционная: коррекция и развитие связной письменной речи при работе над деформированными текстами; умение анализировать, выделять главное путём сравнения.
- Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к обучению.
Ход урока
_. Организационный момент.
Учитель:
- Вот и наступило утро,
долгожданный дан звонок,
начинается урок.
Дети:
Здравствуй солнце золотое, 1 слайд
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую.
Учитель:
Какой у нас урок?
__. Сообщение темы и цели.
Учитель:
- Что объединяет буквы первой строки?
На доске:
у а е и е
д р н
- Что общего у букв второй строки?
- Чем отличаются гласные от согласных?
Ответы детей:
При произношении гласных звуков мы не имеем во рту никакой преграды, их можно петь и тянуть.
А при произношении согласных звуков препятствуют губы, или зубы, или язык.
Учитель:
- Составьте из этих букв слово.
- Что получилось?
Ответы детей:
- Ударение 2 слайд
Учитель:
- Мы сегодня будем говорить об ударении, учиться различать в словах ударный и безударный слог, но не просто говорить, а путешествовать с феей наук в страну слов. 3 слайд
Но прежде вы должны записать в тетрадях число и классная работа.
Открываем тетради, записываем число.
III. Основная часть.
1.Подготовительная работа к объяснению нового материала.
1).Словарная работа.
Учитель:
- Первое задание предлагает вам фея из страны слов, словарная работа. 4 слайд
(На интердоске воробей, медведь, заяц, морковь, пшеница) 5 слайд
Работу будем проводить комментировано.
Ответы детей:
- Воробей, в первом слоге - ВО запоминаем безуд. гл. - О, во втором слоге - РО запоминаем безударную гл. - О.
- ударение падает на гл. букву - Е во втором слоге.
Медведь - ударение падает на гласную - Е во втором слоге, запоминаем гласную - Е в первом слоге.
Заяц - ударение падает на гласную букву - А в первом слоге, запоминаем гласную - Я во втором слоге.
Морковь - ударение падает на гласную букву - О во втором слоге, запоминаем безударную гласную - О в первом слоге.
Пшеница - ударение падает на гласную букву - И во втором слоге, запоминаем безударную гласную - Е в первом слоге.
Учитель:
- По словарной работе фея осталась довольна вашими ответами. 6 слайд
IV. Объяснение нового материала. 7 слайд
Учитель:
- Однажды наша фея попала в тридевятое царство, в тридесятое государство на бал. И была она очень напугана и удивлена тому, что там случилось. На бал собрались буквы, слова, знаки препинания, а ударение пригласить забыли. Оно очень обиделось и решило, что проучит их. Но гости не стали его слушать и веселились дальше. Тут вышло слово замок и сказало, что он сильный и тяжёлый и справится с ударением. Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замок. Какое слово получилось?
Ответ детей:
- Возник замок.
Учитель:
- Слова шумели. Тогда вышло слово стрелки - мы самые главные и победим любого, и уж с нами-то ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и перекинулось на другой слог: все увидели, что перед ними обыкновенные Что?
Ответы детей:
- Стрелки.
Учитель:
- Затем пришло слово кружки, и здесь ударение перекинулось на другой слог.
- Какое слово получилось?
Ответы детей:
- Кружки.
Учитель:
- Видят слова, что дело плохо, не обойтись им без Ударения. Отвели ему почётное место и попросили извинения. С тех пор все живут дружно, в согласии.
Внимательно посмотрите на слайд.
(Все 3 пары слов показываю) 8 слайд
- Что вы можете сказать?
Ответы детей:
- Написание слов одинаково, а значение разное.
Учитель:
- От чего это зависит?
Ответы детей:
- От постановки ударения.
Вывод: от того, как вы поставите ударение, будет зависеть значение слова.
Учитель:
- Прочтите 1 слово
Замок.
Учитель:
- На какую гласную падает ударение?
Ответы детей:
- Гласная, на которую падает ударение, называется - ударной.
- Гласная, на которую не падает ударение, называется - безударной.
Учитель:
- А теперь, на какую гласную падает ударение?
Замок.
Ответы детей:
- На - А в 1 слоге.
Учитель:
- Как называется гласная, на которую падает ударение?
Ответы детей:
- Гласная, на которую падает ударение, называется - ударной.
Учитель:
- Как называется гласная, на которую не падает ударение?
Ответы детей:
- Гласная, на которую не падает ударение, называется - безударной.
(Аналогичная работа проводится с другими словами)
Учитель:
- Как вы думаете, а фея поняла какую роль играет ударение в словах?
Давайте объясним ей ещё раз.
- Какую гласную мы называем ударной?
Ответы детей: ::..
- Какую гласную мы называем безударной?
Ответы детей: ::..
Учитель:
- Хорошо, молодцы!
V_. Физминутка.
Учитель:
- Слова, которые были на балу устали, давайте проведём физминутку.
- Какое слово было первое?
- Покажем.
- В какое слово оно превратилось?
- Покажем.
Следующее - стрелки.
Покажем.
Затем - стрелки.
И последнее - кружки.
А стало - кружки.
1). Закрепление изученного материала.
Учитель:
А сейчас фея посмотрит, как вы научились различать ударный и безударный гласный. 9 слайд
(Работа у доски и в тетради. На интердоске появляются цветы-гвоздики) 10 слайд
- Что это такое?
- На какую гласную падает ударение?
Ответы детей:
- Ударение падает на гласную - И во 2 слоге.
Учитель:
- Назови безударную гласную.
Ответы детей:
- Безударная гласная - О в 1 слоге.
(Следующая картинка - гвоздики)
Учитель:
- Что это?
Ответы детей:
- Маленькие гвоздики.
(Следующая картинка -ирис)
Учитель:
- Ирис - садовый цветок.
- На какую гласную падает ударен?
Ответы детей:
- На гласную - И в 1 слоге.
Учитель:
- Назови безударную гласную в слове ирис.
Ответы детей:
- Безударная гласная - И во 2 слоге.
(Картинка - ириска)
Учитель:
- На какую гласную падает ударение?
(Картинка - село)
Ответы детей:
- Ударение падает на гласную - О во 2 слоге.
Учитель:
- Назови безударную гласную.
Ответы детей:
Безударная гласная - Е в 1 слоге.
Аналогичная работа с остальными словами.
Итог:
Учитель: 11 слайд
- Какой гласный мы называем ударным?
- Какой гласный мы называем безударным?
- Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, фея вами довольна. 12 слайд
2).Самостоятельная работа.
Учитель:
- Следующее задание она предлагает "Работа с учебником".
Стр. 59 упр. № 1
1.Чтение задания учителем.
2.Самостоятельное чтение учащимися задания и упражнения.
- Что нужно выполнить в этом упражнении?
3. Разбор 1 столбика.
- Снежок.
- На какой гласный падает ударен?
- На какой гласный не падает ударен?
(Дифференцированный подход)
(Карточки с заданием, поставить ударение)
3). Проверка самостоятельной работы.
Учитель:
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа.
3). Проверка самостоятельной работы.
- Текст на слайде. 13 слайд
- Чтение текста учителем.
- Чтение текста учащимися.
- Карточки с заданием по группам.
Учитель:
- О чём говорится в этом тексте?
Задание:
1 группа выписывает те слова, в которых ударение падает на второй слог.
2 группа выписывает те слова, в которых ударение падает на первый слог.
Учитель:
- Какие слова вы выписали?
- Правильно, молодцы!
V. Итог урока и оценка знаний учащихся.
Итог урока:
Учитель:
- Чему мы учились на уроке письма?
Ответы детей:
- Правильно расставлять ударение.
Учитель:
- Поднимите руки те, кто безошибочно определяет ударение в словах.
- Не смотря на это, фея приготовила вам удостоверения, которые позволят вам самостоятельно расставить ударение в любых словах.
VI. Домашнее задание.
Карточки по группам.
Выдача удостоверений.
Урок окончен.