Пояснительная записка
В 21 веке технологическое образование становится технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004 года и авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.
Курс “Технология” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий “технологичность” и “технология”, отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
- развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;
Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: “Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры” и “Из истории технологии”. Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализац
1 четверть (9 часов) | ||||||||||||||||
Раздел учебника | № урока | Тема урока | Деятельность детей | Деятельность учителя | Виды деятельности детей | Формы организации занятий | КОД | УУД (формирование универсальных учебных действий) | ||||||||
Ч Н О |
1 | Что ты видишь вокруг? | Учатся классифицировать предметы по признакам- природные и рукотворные. | Рассказ учителя об окружающем мире. Беседа о классификации предметов. Помощь в организации деятельности детей. Беседа о технике безопасности на уроках технологии. | Коллективная. Индивидуальная. Групповая. |
Экскурсия, игры на воздухе: “Кто назовет больше предметов окружающего мира” (классификация предметов по признакам – природные и рукотворные) | Практическая | Познавательные Общеучебные: поиск необходимой информации; произвольное построение речевого высказывания; Логические: анализ; синтез; классификация объектов. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью. Личностные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация |
||||||||
2 | Мир природы. Окружающий мир нужно беречь. | Обсуждают “Какое значение имеет природа в жизни человека” Учатся делать гербарий. | Знакомит с природными материалами. Знакомит с правилами поведения на природе и экологическими требованиями. | Коллективная. Индивидуальная. Групповая |
Экскурсия “Как наши люди относятся к природе” Практическая работа. Как засушить листья? | Текущая | ||||||||||
3 | Мир рукотворный. | Учатся различать, что сделано руками человека, а что создано природой. Участвуют в диалоге с учителем. Выполняют поделку из природных материалов. | Знакомит с различными
предметами. Рассказывает об особенностях разных
профессий. Организует деятельность детей для выполнения самостоятельной работы. |
Коллективная. Индивидуальная. |
Любимое занятие, работа. | Устный опрос. Поделки детей. | ||||||||||
4 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём | Экскурсия в краеведческий музей. | Проводит беседу по технике
безопасности. Организует экскурсионную деятельность детей. |
Коллективная. | Урок-экскурсия. | Устный опрос. | Познавательные Общеучебные: осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности. Логические: анализ; синтез; сравнение объектов. Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; планирование учебного сотрудничества владение диалогической и монологической речью Личностные самоопределение смыслообразование нравственно-этическая ориентация Регулятивные прогнозирование планирование контроль коррекция оценка |
|||||||||
К Г Ж |
5 | Если захочешь-сделаешь | Участвуют в беседе. Знакомятся с рабочей одеждой и принадлежностями для уборки. Убирают классную комнату, свои рабочие места. |
Проводит беседу об умении выполнять общественно важные поручения по благоустройству своего класса. Знакомит с правилами ТБ при уборке. Демонстрирует приёмы влажной уборки. Организует деятельность детей по уборке классной комнаты. | Коллективная | Практическое занятие. | Положительная словесная оценка | |||||||||
6-7 | Готовим праздник | Изготавливают приглашения на классный праздник “День именинника” Украшают праздничный стол, чаепитие | Оказывает помощь в организации праздника. Организует коллективные игры. | Коллективная. Индивидуальная. В группах. | Урок-праздник | Положительная словесная оценка. | ||||||||||
8 | Подари сказку “Колобок” | Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки “Колобок” | Помогает в оживлении воспоминаний, с восприятием сказки. Беседа о свойствах пластилина. Даёт представление о разных приёмах пластилиновой лепки. Организует практическую работу с пластилином. | Индивидуальная | Комбинированный урок | Положительная словесная оценка. | ||||||||||
9 | Подари сказку “Колобок” | Показывают спектакль для гостей. | Оказывает помощь в выборе ролей. Организует деятельность детей. | Индивидуальная. Групповая | Урок-спектакль | Положительная словесная оценка. | ||||||||||
2 четверть (7 часов) | ||||||||||||||||
А М |
10 | Из чего сделан рукотворный мир? | Знакомятся с предметами , которые сделаны руками человека. | Организует беседу “ что сделано руками человека, для чего , из каких материалов” Проводит экскурсию. | Коллективная. | Урок-экскурсия | Устный опрос. Положительная словесная оценка. |
Познавательные Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Логические: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов. Выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; управление поведением партнера; умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные планирование контроль; коррекция оценка. Личностные самоопределение смыслообразование нравственно-этическая ориентация |
||||||||
11 | Подсказывает природа | Участвуют в игре “Какой
предмет лишний”? Классифицируют предметы по материалам). Исследуют свойства материалов. |
Знакомит с понятиями “материал” Учит классифицировать материал. Рассказывает о свойствах различных материалов. | Коллективная. | Урок-игра | Положительная словесная оценка. | ||||||||||
12 | Подсказывает природа | Изготавливают изделия из природных материалов. | Использует наглядный материал. Организует индивидуальную деятельность детей | Индивидуальная. | Комбинированный урок. | Текущая. Изделия из природных материалов. |
||||||||||
13 | Как устроены разные изделия? | Знакомятся с понятием
“Конструкция” Игра “Чья деталь?” Творческая работа “Нарисуй свой предмет загадку” |
Знакомит детей с понятием
“Конструкция”, сборкой и разборкой конструкций,
а так же со способами развинчивания и
свинчивания деталей. Организует игру “Чья
деталь?” Оказывает помощь в решении творческой задачи. |
Коллективная. Индивидуальная. | Комбинированный урок. | Устный опрос. Рисунки детей. |
||||||||||
14 | Целое и части. Изделие и его детали. |
Игра: “Однодетальные и многодетальные изделия” (классификация предметов по конструктивным признакам” | Вводит понятия: “однодетальные и многодетальные изделия”. Организует работу в группах. | Групповая работа. | Урок-игра. | Устный опрос.Групповые работы детей. | ||||||||||
15 | Шаг за шагом. | Изготавливают поделку из различных материалов. | Знакомит детей с этапами работы над изделиями из различных материалов. Учит планированию своей работы. | Коллективная. Индивидуальная. |
Комбинированный урок. | Положительная словестная оценка. | ||||||||||
16 | Шаг за шагом. Пластилин – волшебник. |
Изготавливают поделки из пластилина. Украшают изделия. | Организует индивидуальную работу детей. Развивает фантазию и воображение детей. | Индивидуальная. | Комбинированный урок. | Работы детей. | ||||||||||
3 четверть (10 часов) | ||||||||||||||||
Р |
17 | Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? Как соединить детали? | Игра “Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги и ткани” .Классифицируют материалы по видам. | Формирует понятие о классификации предметов. Организует игровую деятельность. | Коллективная. | Урок-игра. | Познавательные Общеучебные: выбор эффективных способов решения задач. структурирование знаний рефлексия Логические: анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Постановка и решение проблемы: Самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные планирование; контроль; оценка; коррекция. Личностные самоопределение смыслообразование |
|||||||||
18 | Что можно сделать из бумаги? Учимся наклеивать детали. | Знакомятся со способами наклеивания бумаги. Выполняют обрывочную аппликацию. | Знакомит детей со свойствами бумаги и техникой обрывочно аппликации. Учит работать по памятке. | Индивидуальная. | Комбинированный урок. | Практическая. Работы детей. |
||||||||||
П |
19 | Зачем человеку нужны помощники? Познакомься с ножницами. | Учатся аккуратно
работать с кисточкой и ножницами. Выполняют аппликацию из бумаги. |
Знакомит с правилами ТБ при работе с ножницами. | Индивидуальная. | Комбинированный урок. | Практическая. Работы учащихся. |
Познавательные Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Логические: анализ; синтез; сравнение; и классификация объекта. Постановка и решение проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные планирование; контроль; коррекция; оценка Коммуникативные планирование постановка вопросов управление поведением партнера умение полно и точно выражать свои мысли |
||||||||
20 | Фантазии из бумаги. | Вырезают детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании. И моделируют групповую работу. | Организует работу по вырезанию деталей различной конфигурации. Организует работу детей в группах. | Индивидуальная. Групповая. |
Практическое занятие. | Практическая. Групповые работы детей. |
||||||||||
21 | Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов. | Игра: “Приручаем
ножницы”. Изготовление аппликации из резаных цветных кусочков бумаги. |
Знакомит учащихся с
видами ножниц. Организует игровую и индивидуальную деятельность. |
Коллективная. Индивидуальная. |
Комбинированный урок. | Практическая. Работы детей. |
||||||||||
С Н |
22 | С кем линии дружат? Какие бывают линии? |
Игра: “Хитрые точки”. Учатся технике владения карандашом, чертят линии различной конфигурации | Даёт представление о линиях. Учит различать и чертить линии различной конфигурации. Развивает пространственное воображение школьников. | Коллективная. Индивидуальная. |
Комбинированный урок. | Положительная словесная оценка. | Познавательные Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения задач. структурирование знаний рефлексия Постановка решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблемы Регулятивные планирование; контроль; коррекция; оценка. Личностные самоопределение смыслообразование |
||||||||
23 | Из ниток и верёвочек | Составляют узоры из разноцветных линий. Плетение ниток. Аппликация из ниток. | Знакомит с прёмами плетения ниток на бумажной основе. | Индивидуальная. | Практическое занятие. | Практическая. Работы детей. | ||||||||||
24 | Узоры из верёвочек. | Изготавливают салфетки с рисунком из верёвочек. | Индивидуальная. | Практическое занятие. | Практическая. Работы детей. | |||||||||||
М |
25 | Размечаем круги. | Коллективное обсуждение.Разметка и вырезание кругов для последующего наклеивания. Изготовление аппликации из круглых деталей. | Постановка прблемного вопроса. Вводит термин “Шаблон”. Учит выполнять разметку по шаблону. | Коллетивная. Индивидуальная. |
Практическое занятие. | Практическая. | Познавательные Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания Логические: анализ; синтез; сравнение объектов. классификация Постановка и решение проблемы: Самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные планирование; контроль; коррекция; оценка. |
||||||||
26 | Размечаем прямоугольники. | Разметка и вырезание прямоугольников. Изготовление карточек домино. | Учит размечать прямоугольники и наклеивать их. Организует групповую работу. | Групповая работа. | Комбинированный урок | Положительная словесная оценка. | ||||||||||
4 четверть (8 часов) | ||||||||||||||||
27 | Размечаем треугольники. | Разметка и вырезание треугольников из одного квадрата. Мозаика. Аппликация “Цирк”. | Учит размечать и наклеивать треугольники. | Индивидуальная. | Комбинированный урок. | Практическая. | Коммуникативные планирование постановка вопросов управление поведением партнера Личностные самоопределение Смыслообразование |
|||||||||
28-29 | Без инструментов. Несложные приёмы сгибания. | Тренируют сообразительность. Изготовление игрушек без ножниц и клея. Оригами. | Знакомит с приёмами сгибания и техникой оригами. | Индивидуальная. | Комбинированный урок. | Практическая. Работы детей. |
||||||||||
30 | Свойства бумаги и ткани. | Повторение: свойства бумаги, свойства ткани. | Организует беседу-закрепление о сходстве свойств ткани и бумаги и различиях между этими материалами. | Коллективная. | Урок-повторение. | Устный опрос. | Познавательные Общеучебные: Структурирование знаний; Осознанное построение речевого высказывания. Логические: Анализ; Синтез; Сравнение и классификация объектов Самостоятельное построение способов решения проблем Регулятивные Планировании; Контроль; Коррекции; Оценка. Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества; Управление поведением партнера; Умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные Смыслообразование Самоопределение Нравственно-этическая ориентация |
|||||||||
31 | Иглы и булавки. | Соединяют шаблоны из ткани при помощи булавок и сшивания. | Организует беседу по ТБ при работе с иглами и булавками. Знакомит с различными видами игл и их строением. Учит соединять детали разными приёмами, работать по шаблону. | Коллективная. Индивидуальная. | Комбинированный урок. | Положительная словесная оценка. | ||||||||||
32 | Комплексная работа “Книжкина больница” | Проводят мелкий ремонт книг из классной библиотеки( ликвидируют разрывы страниц, вклеивают выпавшие листы, исправляют повреждения на обложке. | Проводит беседу о бережном отношении к книге. Знакомит со структурой книги и способами её ремонта. | Коллективная | Комбинированный урок. | Положительная словесная оценка. | ||||||||||
33 | Прямые строчки и её дочки. Учимся красиво вышивать. |
Отрабатывают умение вдевать нитку в иголку и выполнять прямую строчку.Изготовление ленты-закладки для книг. | Знакомит с приёмами выполнения прямой строчки и вышивания по контуру. | Индивидуальная. | Практическое занятие. | Текущая. | ||||||||||
34 | Хитрые узелки. | Учатся завязывать узелки. | Знакомит с приёмами завязывания узелков | Индивидуальная. | Практическое занятие. | Текущая. Положительная словесная оценка. |
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- какое соединение деталей называют неподвижным;
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами;
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
- использовать для сушки изделий пресс;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Общеучебные умения:
Под контролем учителя:
- рационально использовать рабочее место с используемым материалом;
При помощи учителя:
- проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.