Рабочая программа по технологии. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Пояснительная записка

В 21 веке технологическое образование становится технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004 года и авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.

Курс “Технология” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий “технологичность” и “технология”, отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

  • развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  • овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;

Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: “Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры” и “Из истории технологии”. Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализац

1 четверть (9 часов)
Раздел учебника № урока Тема урока Деятельность детей Деятельность учителя Виды деятельности детей Формы организации занятий КОД УУД (формирование универсальных учебных действий)
 

 

 

 

 

 

 

Ч
Т
О

Н
А
С

О
К
Р
У
Ж
А
Е
Т

1 Что ты видишь вокруг? Учатся классифицировать предметы по признакам- природные и рукотворные. Рассказ учителя об окружающем мире. Беседа о классификации предметов. Помощь в организации деятельности детей. Беседа о технике безопасности на уроках технологии. Коллективная.

Индивидуальная. Групповая.

Экскурсия, игры на воздухе: “Кто назовет больше предметов окружающего мира” (классификация предметов по признакам – природные и рукотворные) Практическая Познавательные

Общеучебные:

поиск необходимой информации;

произвольное построение речевого высказывания;

Логические:

анализ;

синтез;

классификация объектов.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической речью.

Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

2 Мир природы. Окружающий мир нужно беречь. Обсуждают “Какое значение имеет природа в жизни человека” Учатся делать гербарий. Знакомит с природными материалами. Знакомит с правилами поведения на природе и экологическими требованиями. Коллективная.

Индивидуальная. Групповая

Экскурсия “Как наши люди относятся к природе” Практическая работа. Как засушить листья? Текущая
3 Мир рукотворный. Учатся различать, что сделано руками человека, а что создано природой. Участвуют в диалоге с учителем. Выполняют поделку из природных материалов. Знакомит с различными предметами. Рассказывает об особенностях разных профессий.

Организует деятельность детей для выполнения самостоятельной работы.

Коллективная.

Индивидуальная.

Любимое занятие, работа. Устный опрос. Поделки детей.
4 Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём Экскурсия в краеведческий музей. Проводит беседу по технике безопасности.

Организует экскурсионную деятельность детей.

Коллективная. Урок-экскурсия. Устный опрос. Познавательные

Общеучебные:

осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

поиск и выделение необходимой информации;

рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.

Логические:

анализ;

синтез;

сравнение объектов.

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

планирование учебного сотрудничества

владение диалогической и монологической речью

Личностные

самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

прогнозирование

планирование

контроль

коррекция

оценка

 

 

 

 

 

 

К
Т
О

Г
Д
Е

Ж
И
В
Ё
Т

5 Если захочешь-сделаешь Участвуют в беседе.

Знакомятся с рабочей одеждой и принадлежностями для уборки. Убирают классную комнату, свои рабочие места.

Проводит беседу об умении выполнять общественно важные поручения по благоустройству своего класса. Знакомит с правилами ТБ при уборке. Демонстрирует приёмы влажной уборки. Организует деятельность детей по уборке классной комнаты. Коллективная Практическое занятие. Положительная словесная оценка
6-7 Готовим праздник Изготавливают приглашения на классный праздник “День именинника” Украшают праздничный стол, чаепитие Оказывает помощь в организации праздника. Организует коллективные игры. Коллективная. Индивидуальная. В группах. Урок-праздник Положительная словесная оценка.
8 Подари сказку “Колобок” Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки “Колобок” Помогает в оживлении воспоминаний, с восприятием сказки. Беседа о свойствах пластилина. Даёт представление о разных приёмах пластилиновой лепки. Организует практическую работу с пластилином. Индивидуальная Комбинированный урок Положительная словесная оценка.
9 Подари сказку “Колобок” Показывают спектакль для гостей. Оказывает помощь в выборе ролей. Организует деятельность детей. Индивидуальная. Групповая Урок-спектакль Положительная словесная оценка.
2 четверть (7 часов)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А
З
Б
У
К
А

М
А
С
Т
Е
Р
С
Т
В
А

10 Из чего сделан рукотворный мир? Знакомятся с предметами , которые сделаны руками человека. Организует беседу “ что сделано руками человека, для чего , из каких материалов” Проводит экскурсию. Коллективная. Урок-экскурсия Устный опрос.

Положительная словесная оценка.

Познавательные

Общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации;

моделирование

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Логические:

анализ;

синтез;

сравнение, классификация объектов.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества;

постановка вопросов;

управление поведением партнера;

умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

планирование

контроль;

коррекция

оценка.

Личностные

самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

11 Подсказывает природа Участвуют в игре “Какой предмет лишний”?

Классифицируют предметы по материалам). Исследуют свойства материалов.

Знакомит с понятиями “материал” Учит классифицировать материал. Рассказывает о свойствах различных материалов. Коллективная. Урок-игра Положительная словесная оценка.
12 Подсказывает природа Изготавливают изделия из природных материалов. Использует наглядный материал. Организует индивидуальную деятельность детей Индивидуальная. Комбинированный урок. Текущая.

Изделия из природных материалов.

13 Как устроены разные изделия? Знакомятся с понятием “Конструкция”

Игра “Чья деталь?”

Творческая работа “Нарисуй свой предмет загадку”

Знакомит детей с понятием “Конструкция”, сборкой и разборкой конструкций, а так же со способами развинчивания и свинчивания деталей. Организует игру “Чья деталь?”

Оказывает помощь в решении творческой задачи.

Коллективная. Индивидуальная. Комбинированный урок. Устный опрос.

Рисунки детей.

14 Целое и части.

Изделие и его детали.

Игра: “Однодетальные и многодетальные изделия” (классификация предметов по конструктивным признакам” Вводит понятия: “однодетальные и многодетальные изделия”. Организует работу в группах. Групповая работа. Урок-игра. Устный опрос.Групповые работы детей.
15 Шаг за шагом. Изготавливают поделку из различных материалов. Знакомит детей с этапами работы над изделиями из различных материалов. Учит планированию своей работы. Коллективная.

Индивидуальная.

Комбинированный урок. Положительная словестная оценка.
16 Шаг за шагом.

Пластилин – волшебник.

Изготавливают поделки из пластилина. Украшают изделия. Организует индивидуальную работу детей. Развивает фантазию и воображение детей. Индивидуальная. Комбинированный урок. Работы детей.
3 четверть (10 часов)
 

 

Р
А
Б
О
Т
А
Е
М

С

Б
У
М
А
Г
О
Й

17 Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? Как соединить детали? Игра “Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги и ткани” .Классифицируют материалы по видам. Формирует понятие о классификации предметов. Организует игровую деятельность. Коллективная. Урок-игра.   Познавательные

Общеучебные:

выбор эффективных способов решения задач.

структурирование знаний

рефлексия

Логические:

анализ;

синтез;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

планирование;

контроль;

оценка;

коррекция.

Личностные

самоопределение

смыслообразование

18 Что можно сделать из бумаги? Учимся наклеивать детали. Знакомятся со способами наклеивания бумаги. Выполняют обрывочную аппликацию. Знакомит детей со свойствами бумаги и техникой обрывочно аппликации. Учит работать по памятке. Индивидуальная. Комбинированный урок. Практическая.

Работы детей.

 

 

 

 

 

 

 

П
О
М
О
Щ
Н
И
К
И

М
А
С
Т
Е
Р
А

19 Зачем человеку нужны помощники? Познакомься с ножницами. Учатся аккуратно работать с кисточкой и ножницами.

Выполняют аппликацию из бумаги.

Знакомит с правилами ТБ при работе с ножницами. Индивидуальная. Комбинированный урок. Практическая.

Работы учащихся.

Познавательные

Общеучебные:

осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний.

Логические:

анализ;

синтез;

сравнение; и классификация объекта.

Постановка и решение проблемы

самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные

планирование;

контроль;

коррекция;

оценка

Коммуникативные

планирование

постановка вопросов

управление поведением партнера

умение полно и точно выражать свои мысли

20 Фантазии из бумаги. Вырезают детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании. И моделируют групповую работу. Организует работу по вырезанию деталей различной конфигурации. Организует работу детей в группах. Индивидуальная.

Групповая.

Практическое занятие. Практическая.

Групповые работы детей.

21 Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов. Игра: “Приручаем ножницы”.

Изготовление аппликации из резаных цветных кусочков бумаги.

Знакомит учащихся с видами ножниц.

Организует игровую и индивидуальную деятельность.

Коллективная.

Индивидуальная.

Комбинированный урок. Практическая.

Работы детей.

 

 

 

 

С
Н
А
Ч
А
Л
А

Н
А
Р
И
С
У
Е
М

22 С кем линии дружат?

Какие бывают линии?

Игра: “Хитрые точки”. Учатся технике владения карандашом, чертят линии различной конфигурации Даёт представление о линиях. Учит различать и чертить линии различной конфигурации. Развивает пространственное воображение школьников. Коллективная.

Индивидуальная.

Комбинированный урок. Положительная словесная оценка. Познавательные

Общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

структурирование знаний

рефлексия

Постановка решения проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблемы

Регулятивные

планирование;

контроль;

коррекция;

оценка.

Личностные

самоопределение

смыслообразование

23 Из ниток и верёвочек Составляют узоры из разноцветных линий. Плетение ниток. Аппликация из ниток. Знакомит с прёмами плетения ниток на бумажной основе. Индивидуальная. Практическое занятие. Практическая. Работы детей.
24 Узоры из верёвочек. Изготавливают салфетки с рисунком из верёвочек.   Индивидуальная. Практическое занятие. Практическая. Работы детей.
 

 

 

 

 

М
Н
О
Г
О

И

Р
О
В
Н
О

25 Размечаем круги. Коллективное обсуждение.Разметка и вырезание кругов для последующего наклеивания. Изготовление аппликации из круглых деталей. Постановка прблемного вопроса. Вводит термин “Шаблон”. Учит выполнять разметку по шаблону. Коллетивная.

Индивидуальная.

Практическое занятие. Практическая. Познавательные

Общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Логические:

анализ;

синтез;

сравнение объектов.

классификация

Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные

планирование;

контроль;

коррекция;

оценка.

26 Размечаем прямоугольники. Разметка и вырезание прямоугольников. Изготовление карточек домино. Учит размечать прямоугольники и наклеивать их. Организует групповую работу. Групповая работа. Комбинированный урок Положительная словесная оценка.
4 четверть (8 часов)
  27 Размечаем треугольники. Разметка и вырезание треугольников из одного квадрата. Мозаика. Аппликация “Цирк”. Учит размечать и наклеивать треугольники. Индивидуальная. Комбинированный урок. Практическая. Коммуникативные

планирование

постановка вопросов

управление поведением партнера

Личностные

самоопределение

Смыслообразование

28-29 Без инструментов. Несложные приёмы сгибания. Тренируют сообразительность. Изготовление игрушек без ножниц и клея. Оригами. Знакомит с приёмами сгибания и техникой оригами. Индивидуальная. Комбинированный урок. Практическая.

Работы детей.

30 Свойства бумаги и ткани. Повторение: свойства бумаги, свойства ткани. Организует беседу-закрепление о сходстве свойств ткани и бумаги и различиях между этими материалами. Коллективная. Урок-повторение. Устный опрос. Познавательные

Общеучебные:

Структурирование знаний;

Осознанное построение речевого высказывания.

Логические:

Анализ;

Синтез;

Сравнение и классификация объектов

Самостоятельное построение способов решения проблем

Регулятивные

Планировании;

Контроль;

Коррекции;

Оценка.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества;

Управление поведением партнера;

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные

Смыслообразование

Самоопределение

Нравственно-этическая ориентация

  31 Иглы и булавки. Соединяют шаблоны из ткани при помощи булавок и сшивания. Организует беседу по ТБ при работе с иглами и булавками. Знакомит с различными видами игл и их строением. Учит соединять детали разными приёмами, работать по шаблону. Коллективная. Индивидуальная. Комбинированный урок. Положительная словесная оценка.
32 Комплексная работа “Книжкина больница” Проводят мелкий ремонт книг из классной библиотеки( ликвидируют разрывы страниц, вклеивают выпавшие листы, исправляют повреждения на обложке. Проводит беседу о бережном отношении к книге. Знакомит со структурой книги и способами её ремонта. Коллективная Комбинированный урок. Положительная словесная оценка.
33 Прямые строчки и её дочки.

Учимся красиво вышивать.

Отрабатывают умение вдевать нитку в иголку и выполнять прямую строчку.Изготовление ленты-закладки для книг. Знакомит с приёмами выполнения прямой строчки и вышивания по контуру. Индивидуальная. Практическое занятие. Текущая.
  34 Хитрые узелки. Учатся завязывать узелки. Знакомит с приёмами завязывания узелков Индивидуальная. Практическое занятие. Текущая. Положительная словесная оценка.  

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

  • о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  • о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

Знать:

  • что такое деталь (составная часть изделия);
  • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
  • какое соединение деталей называют неподвижным;
  • виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;
  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами;

Уметь:

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
  • качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • использовать для сушки изделий пресс;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

Общеучебные умения:

Под контролем учителя:

  • рационально использовать рабочее место с используемым материалом;

При помощи учителя:

  • проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.