Урок окружающего мира в 3 классе по системе "Школа России" . Учебник "Окружающий мир" под ред.А.А.Плешакова.
Урок из раздела "Эта удивительная природа" по теме "Разнообразие животных".
Тип урока: усвоение нового материала
Цель урока:
- познакомить учащихся с классификацией животных;
- выявить отличительные групповые признаки;
Задачи урока:
Образовательные:
- Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
- Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
- Развивать умение детей работать с текстом;
- Расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности;
- Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
- развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
- Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.
Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
- Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
- Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.
2. Введение в тему урока
Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.
- А вы знаете какие?
- Верно, ребята! Это звери, птицы, рыбы, насекомые и мн.др.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим
- разнообразие животного мира,
- выясним их групповые отличия,
- понаблюдаем, подумаем и ответим на "хитрый" вопрос,
- полистаем страницы Красной книги и дадим советы людям.
Наш с урок будет проходить под девизом :
"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!"
А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором спрятано ключевое слово.
Слайд: пустой кроссворд
Я буду каждой команде поочерёдно загадывать загадки
(Дети сидят в группах.
Картинки с отгадками параллельно открываются на доске отвечающими детьми.)
1.
Домик- хатка на реке,
И плотина на реке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? Слайд
2.
Ползла букашка по большой ромашке,
но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
угадайте, дети, кто расставил сети? Слайд
3.
Это что за вертолёт
над водой кружит, поёт
и глядит во все глаза
Вертолёт тот:. Слайд
4.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. Слайд
5.
На дне, где тихо и темно
лежит усатое бревно. Слайд
6.
Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. Слайд
7.
Она легка. Красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. Слайд
8.
Я на пне её застала,
думала она устала.
Я поймать её хотела,
Но в ладошку поглядела -
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста. Слайд
9.
Прыгает зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка Слайд
10.
Полоска чёрна, полоска белая.
Как будто красила рука умелая. Слайд
11.
Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата, рогатая. Слайд
12.
Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто
Какое слово у нас получилось? А как вы считаете, разнообразие кого?
Молодцы, ребята. Тема нашего урока "Разнообразие животных"
3. Изучение нового материала.
Ребята, а кто из вас знает как называется наука о животных?
Зоология - зоо - животные, логос - наука
Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп. Во-первых, все животные делятся на
Слайд
Позвоночные животные
Беспозвоночные
Ребята, подумайте и постарайтесь объяснить, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других - к позвоночным?
- Молодцы! Верно.
У более крупных животных скелет внутренний и его основу составляет позвоночник.
Предположите, кто из животных относится к позвоночным?
А вот на какие группы учёные-зоологи разделили позвоночных
Слайд
- Рыбы
- Земноводные (амфибия)
- Пресмыкающиеся (рептилии)
- Птицы
- Млекопитающие (звери)
Подумайте, какие из перечисленных животных живут только в воде?
Как вы думаете каких животных называют земноводными?
Второе название этой группы животных амфибия, что в переводе с греческого означает живущие двойной жизнью.
В чём состоит отличие млекопитающих от всех прочих животных?
Млеко - устар. Молоко.
Групповая работа.
У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены иллюстрации животных.
Ребята, я предлагаю вам найти общие признаки этих животных и определить, к какой группе позвоночных они относятся.
Свои выводы впишите в таблицу. (Приложение 1)
Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
Вашим помощником будет учебник на с. 91-92.
Выступление групп.
Молодцы, ребята!
Есть ещё одна группа позвоночных, о которой мы с вами ничего не сказали.
Какая это группа?
Молодцы! Это пресмыкающиеся.
В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Учёные считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет назад.
А вы знаете почему у животных такое название?
Давайте подумаем вместе.
Пресмыкающиеся подразделяются на 4 основные группы. Слайд (Щелчок на слове пресмыкающиеся)
Черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.
Почему же эта группа животных носит такое название?
На этот вопрос вы постараетесь ответить после просмотра фильма.
Фильм.(Курсор для просмотра наводится на каждое из животных)
Динамическая пауза. Слайд
- Если я называю птиц - вы поднимаете глаза вверх.
- Если я называю пресмыкающихся - вы смотрите вниз
- Если - млекопитающих - смотрите влево, вправо.
- Если я назову животных, не относящихся ни к одной из этих групп, то вы закрываете глаза.
Орёл, лиса, щука, крокодил, ёж, кукушка, черепаха, медведь, лягушка,
Синица, лев, енот, страус, карась, воробей, ящерица ,гусь.
Знакомство с беспозвоночными.
Рассмотрим группы беспозвоночных животных.
Давайте ещё раз скажем почему они так называются?
К беспозвоночным животным относятся:
Слайд Черви( Курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на волосатика)
Чтение 1 группы о червях
Моллюски( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)
Чтение 2 группы о моллюсках
Иглокожие( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)
Чтение 3 группы об иглокожих
Ракообразные( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)
Чтение 4 группы о ракообразных
Паукообразные
Насекомые
Что отличает насекомых от паукообразных?
Я предлагаю вам ответ на этот вопрос найти самим в учебнике на с.91.
- Как же узнать, насекомое перед нами или нет?
Молодцы, ребята!
А теперь откройте рабочие тетради на с.41.
Вам нужно зачеркнуть лишнее название в каждом ряду и устно объяснить своё решение.
1 группа - задание 2-а
2 группа - задание 2-б
3 группа - задание 3-в
4 группа - задание 2-г
при опросе последней выступает 2 группа учащихся
Насекомые - самая многочисленная группа беспозвоночных животных. Учёные описали около 625000 видов насекомых. Они очень разные по внешнему виду, имеют много приспособлений к жизни.
А сейчас проверим как вы сможете отличить насекомых от паукообразных. Я предлагаю вам сыграть в игру.
7. Динамическая пауза
Слайд ( игра)
Если вы считаете, что перед вами паукообразные, показываете ладошки. Если насекомые - прячете руки за спину.
Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.
8. Составление правил по охране животных.
Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.
Что такое Красная книга?
Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.
Я предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги Ростовской области.
Слайд"Красная книга"
- 1 страница - насекомые
- 2 страница - птицы
- 3 страница - млекопитающие
Ребята, какие советы мы можем дать людям, чтобы животные не исчезли?
Молодцы, ребята. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты.
Я надеюсь, что все вы будете помнить их и соблюдать.
Слайд (заключительный)
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам - течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
9. Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось?
10. Рефлексия (Приложение 2)
Я очень довольна вашей работой на уроке.
Спасибо.