Срок реализации программы 1 год (рассчитана на детей 11-12 лет)
Пояснительная записка
Основу данной программы составила программа образовательных учреждений “Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография/ Сост. Д.Е. Самогаев. Под общей ред. Иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко.-М.: Издательский дом “ Покров”, 2003.-2003.-304 с.
Направление программы обращено к духовно-нравственным традициям. Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Другая важная причина необходимости изучения основ православной культуры заключается в том, что мы живем в одном государстве с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий, учимся и работаем с ними в одних и тех учреждениях, встречаемся в общественных местах, в творческих коллективах. Религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни.
В последние годы это стало особенно важным, потому каждый человек сегодня находится в духовных поисках и часто очень болезненно реагирует на непонимание, попытки ограничить его права на свободу религиозных убеждений и т. п.
Основной контингент учащихся нашей школы - социальные сироты. Данная категория учащихся как никто другой нуждается в знании православной культуры, фундаментом которой является воспитание доброты, милосердия, любви к ближнему, умение терпеливо воспринимать и стойко переносить все испытания и трудности жизненного пути.
Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия.
Основные задачи курса:
- приобщить к православной традиции религиозной жизни;
- познакомить с основными религиозными понятиями, системой нравственных норм Православия;
- ознакомление детей с историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла Православного искусства;
- изложить точки зрения других вер на те или иные вопросы.
Данный курс рассчитан на один год (34 часа в год,1 час в неделю).
В 5 классе предлагается познакомить детей с наиболее яркими и доступными их восприятию событиями из Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, потоп, Иосиф и его братья, Рождество Христово, чудеса Спасителя и др.). А также дать представление об основных положениях православной веры: познакомить с храмом, молитвой, иконой. На этом этапе необходимо пробудить интерес детей к Православию, рассказ педагога должен волновать душу ребенка.
Средние классы – это период, когда ученики вступают в свой подростковый возраст. Меняется взгляд на авторитет. Все большее значение приобретает мнение сверстников. Вместе с тем усиливается жажда справедливости, жажда быть понятым и принятым. Это очень ответственный период для педагога. Нужно суметь стать лидером для ребят, поэтому очень хорошо, если занятие не будет ограничиваться классом, а продолжится в походе, на экскурсии, в поездке. В классе предпочтительны дискуссии на темы, которые глубоко затрагивают внутренний мир ученика. Можно рассказывать и обсуждать различные истории, зачитывать отрывки из книг, смотреть фрагменты из фильмов. Кажется, что в подростковый период дети живут своей жизнью, не вспоминая о Боге, но жажда справедливости, которая зиждется на существовании высшей правды, может снова повернуть мысли ребенка к Нему.
Требования к результатам обучения.
К 5 классу дети должны уметь верно, оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий нравственности: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих и т. д.
Знать православный взгляд на жизненные нравственные основы и роль Православия в формировании традиционных русских нравов и обычаев.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Содержание программы
Введение (2 ч)
Вводный урок. Что мы будем изучать? Кто мы, откуда мы? Чем живы? (Понятие о Православии как религии русского народа.)
Основы православной веры (6 ч)
Что такое православие? О самом главном. Быть христианином – самое большое счастье.
Рождение Иисуса Христа. Детство, юность Христа и его Крещение. Испытание от сатаны. Ученики Христовы. Воскресение Иисуса Христа из мертвых.
Практическое занятие.
“Доверие к Богу. Молитва - разговор с Богом. Молитва в жизни человека. Примеры помощи по молитвам матери, детей”
Православный храм и служба (6 ч)
Купола храмов. Символика креста. Особое пространство храма. Поведение человека в церкви. Правила посещения храма. Внешнее устройство храма. Внутреннее устройство храма. Отношение к иконам.
Практическое занятие.
Посещение храма. О роли света и звука в храме. Служба. Дни и время совершения церковных служб.
Ветхий завет (6ч)
События Ветхого Завета. Составление ленты времени
Рождество Богородицы. Введение Богородицы во храм. Благовещение.
Пришествие на землю и воплощение Сына Божия. События земной жизни Спасителя. Учение Иисуса Христа.Притчи о сеятеле, о зерне горчичном.
Притчи о должнике немилосердном, о милосердном самарянине, о мытаре и фарисее, о блудном сыне.
Главная заповедь Иисуса Христа-любовь к Богу и ближнему, силе молитвы.
Практическое занятие.
Рождество Христово. Подготовка к празднику. Каникулы.
Таинства Православной Церкви (4 ч)
Божественная благодать. Причащение. Крещение. Значение приготовительных обрядов. Наречение имени. Оглашение. Миропомазание. Священство. Покаяние.
О богослужении Православной Церкви (5 ч)
Суточный круг богослужения, недельный, годичный.
Самое важное богослужение - божественная литургия. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста.
Недели Великого поста. Каникулы.
Страстная седмица. Особенности богослужения.
Практическое занятие.
Праздник Пасхи - Светлое Воскресение Христово.Знакомство с историей праздника и его проведение.
Из истории Церкви (5 ч)
Сошествие Святаго Духа на апостолов. Жизнь первых христиан.
Разрушение Иерусалима. Святые мученики за веру Христову. Воздвижение Креста Господня. Святые равноапостольные Константин и Елена.
Вселенские Соборы. Символ веры.
Практическое занятие.
Посещение храма. Встреча со священником.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во теорет. часов |
Кол-во практ. часов |
I. | Организация занятий Введение в предмет. |
1 | |
II. | Основы православной веры | 4 | 1 |
1. | Что такое православие? | 1 | |
2. | Рождение Иисуса Христа. | 1 | |
3. | Детство, юность Христа и его Крещение. | 1 | |
4. | Доверие к Богу. Молитва-разговор с Богом. Молитва в жизни человека. | 1 | 1 |
III. | Православный храм и служба | 4 | 1 |
1. | Особое пространство храма. | 1 | |
2. | Правила посещения храма. | 1 | |
3. | Внешнее и внутреннее устройство храма. | 1 | |
4. | Отношение к иконам. | 1 | |
5. | Посещение храма. | 1 | |
IV | Ветхий Завет | 3 | 1 |
1. | События Ветхого Завета. | 2 | |
2. | Подготовка к празднику Рождество Христово. | 1 | |
3. | Составление ленты времени.. | 1 | |
V. | Новый Завет | 4 | 1 |
1. | Рождество Богородицы. Введение Богородицы во храм. Благовещение. | 1 | |
2. | Пришествие на землю и воплощение Сына Божия. События земной жизни Спасителя. | 1 | |
3. | Учение Иисуса Христа. Притчи о сеятеле, о зерне горчичном. | 1 | |
4. | Учение Иисуса Христа. Притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне. | 1 | |
5. | Главная заповедь Иисуса Христа-любовь к Богу и ближнему, силе молитвы. | 1 | |
VI. | Таинства Православной Церкви | 2 | 2 |
1. | Причащение. | 1 | |
2. | Крещение. | 1 | |
3. | Наречение имени. | 1 | |
4. | Покаяние. | 1 | |
VII | О богослужении Православной Церкви | 2 | 2 |
1. | Суточный круг богослужения, недельный, годичный. | 1 | |
2. | Самое важное богослужение-божественная литургия. Прощенное Воскресенье. Начало Великого поста. | 1 | |
3. | Недели Великого поста. | ||
4. | Страстная седмица. Особенности богослужения. | 1 | |
5. | Праздник Пасхи-Светлое Воскресение Христово. | 1 | |
VIII | Из истории Церкви | 3 | 2 |
1. | Сошествие Святого Духа на апостолов. Жизнь первых христиан. | 1 | |
2. | Разрушение Иерусалима. Святые мученики за веру Христову. | 1 | |
3. | Воздвижение креста Господня. Святые равноапостольные Константин и Елена. | 1 | |
4. | Вселенские Соборы. Символ веры. | 1 | |
5. | Посещение храма. Беседа со священником. | 1 |
Список рекомендуемой литературы.
1. Алексеева Г. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника: 3-годичная программа.-Б.м.:Б.и., 2000.-71с.-Рукопись.
2. Грамматика нравственности: 7 класс: Методические рекомендации чителям по проведению уроков/ Э. П. Козлов, Е.с. Королькова и др. Под ред. Э.П.Козлова.-М.,1991.-32с.
3.Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. / Альманах. Творческий выпуск № 1.-2003.-160с.
4.Ильин А.А. русская литература в контексте отечественных православных традиций.-Ярославль,2000.-98с.
5.Никулина С.О. Уроки по православной этике: Программа для 5 кл.-Рязань: Рязанский обл. институт развития образования, 2000.-64с.
6. Православный церковный календарь. Русская православная церковь. Издательство Московской Патриархии.
7. Русский дом. Журнал для тех, кто любит Россию. № 8 2007г.
8.Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика. Школа. Человек.-Клин: Фонд “Христианская жизнь”, 2000.-63с.
9.Черный В.Д. Методические рекомендации и материалы к изучению русского средневекового искусства.-Мадос, 1997.-64с.
10.Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.-М.: Издательство “Первое сентября”, 2001. – 256с.
Список рекомендуемой литературы для детей.
1.Библия в рассказах дя детей. Российское Библейское общество. Москва-2007
2.Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназии. – М.: Издательский дом “Покров”, 2003. – 288 с.: ил.
3.Буквицы заставные. По рукописям XI-XVI веков. Книга для раскрашивания. Составитель Н.П. Саблина.-СПб., Ижица, 2002.-100с.
4.Давыдова Н.В. Евангилие и древнерусская литература: Уч. Пособие для учащихся среднего возраста.-М.:МИРОС, 1992.-256с.
5.Детский толковый молитвослов. А. Козин. –Издательство Благо. Москва 2004 г.
6.Животворящая святыня: Учебник-хрестоматия по курсу “Русская культура и словесность” для 6 класса.-СПб.: Специальная литература, 1997.-512с.
7.Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-ое, исправленное. – М.: Издательский дом “Истоки”, 2007. – 112с.
8.Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.: Издательский дом “Истоки”, 2007. – 128с.
9.Камкин А.В. Истоки. Ученое пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом “Истоки”, 2007. 144 с.
10.Рябцев Ю.С. история русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XIX веков:Уч. Пособие.-М.:ВЛАДОС, 2001.336с.
11.Супрун В.И. Православные святые имена. (Учебное пособие для школьников).Международный центр просвещения “ Вайланд-Волгоград”. Волгоград, кооператив “Книга”,1996.