Цели урока:
- Закреплять знания и умения определять союзы.
- Формировать орфографическую зоркость.
- Развивать наблюдательность, устную и письменную речь
- Расширять кругозор учащихся.
- Воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за Родину.
Оборудование:
- Учебник Поповой М.К. и др. “Русский язык”, 6 класс.
- портреты Ю.А. Гагарина, А.Т. Гагариной.
- магнитофон;
- компьютер (слайд-презентация).
Словарная работа:
целина – кырыс, кырыс сир; иллюминатор – герметически закрывающееся окно (на корабле, самолете и т.д.); метеорит – аан дойду куйаарыттан сиргэ т?сп?т эттик.
Ход занятия
Эпиграф к уроку:
Ждет сына Мать, а сыновей Земля.
(Из песни “Трава у дома”)
I. Оргмомент:
II.
Вступительное слово учителя:Как бы ни отдаляли годы от нас день 12 апреля 1961 года, память о человеке, открывшем дорогу в космос, времени неподвластна. Важнейшая дата космической эры – 12 апреля 1961 года – начало эпохи непосредственного проникновения человека в космос, день полета в космос первого космонавта Ю. А. Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в г. Гжатск Смоленской области. 12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле-спутнике “Восток”; облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю (слайды ).
Стихотворение “Улыбка Гагарина” (читает 1 ученик (слайд)
Улыбка Гагарина
Когда на Землю он вернулся,
Закончив звездные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Что даль земная расцвела.
В ней только доброта и сила,
Ни капли превосходства нет,
Как будто роща излучила
Березовый озерный свет.
Ее ликующая сила,
Как будто выхватив из мглы,
В одно мгновенье озарила
Планеты дальние углы.
И четче стала,
И точнее
Эпохи каждая черта,
С ней стала чернота чернее,
Светлее, чище чистота.
Так
Под высоким небом синим
Над злом и косностью
Вовек
Приветливый,
Счастливый,
Сильный
Смеется русский человек.
Владимир Костров
Учитель: Скажите, ребята, сегодняшний наш урок мы посвятим какой теме? Да, вы правы, наш урок посвящается теме космонавтики и, заодно закрепим знания и умения определять союзы в предложении, в тексте. В эти дни мы много говорили о космонавтике, о самих космонавтах. А на этом уроке мы будем говорить о самом дорогом человеке Ю.А. Гагарина, об Анне Тимофеевне Гагариной, т.е. о матери первого космонавта Земли.
Анна Тимофеевна, чудесная русская женщина, давшая жизнь славному сыну Родины Юрию Гагарину, родилась в 1903 году в семье Тимофея Матвеева. За годы предреволюционного лихолетья сполна хлебнула она горя горького. Отец ее после тяжкого увечья, “милостию” хозяина Путиловского завода пошел в сторожа, а семья-то была огромная. Жизнь была трудной, еле сводили концы с концами. И поехали Матвеевы искать счастья из Петербурга на Смоленщину, в деревню. Здесь-то Анна Тимофеевна встретила и полюбила Алексея Гагарина– мастера плотницких дел (слайды). Вместе со всем народом стали Гагарины поднимать целину новой жизни. Одними из первых вступили в колхоз: Алексей плотничал, Анне доверили ухаживать за коровами. Окончив курсы, она стала хозяйкой всего “молочного цеха”. А только стали жить лучше, началась Великая Отечественная война, годы фашистской оккупации.
III.
Продолжение рассказа (читает 2 ученик):– Выстоял советский народ. Нелегким трудом возрождалась, набирая сил и творчества, жизнь на Смоленщине, по всей стране. И в этом непреодолимом движении вперед есть частица энергии, внесенная семьей Гагариных, Анной Тимофеевной, чей труд Родина отметила орденом Трудового Красного Знамени. Детей в семье было четверо: Валентин, Зоя, Юра и Борис (слайды). Валентин – первенец, старше Юры на девять лет, помогал отцу выполнять мужскую работу. Зоя – матери по хозяйству да нянчить младших. Младшие лишь подросли, стали делать посильное: пасли гусей, отправляли в стадо и встречали скотину, поливали огород.
Задание 1: Скажите, какие вы нашли союзы в данном тексте? (Начиная со слова “Выстоял…) Союз да в каком значении дается? В каких предложениях союз соединяет однородные члены?
IV. Послушайте то, что рассказывал Юрий Алексеевич о своей матери (читает 3 ученик):
– Мать у меня необыкновенная. Трудная жизнь выдалась на ее долю, но невзгоды не сделали ее черствой, замкнутой. Природа одарила ее умом и добрым сердцем. Душа у матери всегда открыта всем, последний кусок в доме – тоже всем. Ее улыбка с лукавинкой в глазах располагает, манит. Вот и идут к ней посоветоваться, а то и так просто облегчить душу. Каждому она находит слово.
Задание 2: Найдите союзы, если они есть в этом тексте. Определите значения союзов.
V. Физкультминутка
VI. Задание 3:
Из данных простых предложений с помощью подчинительного союза “когда” составьте сложные и запишите их. Поставьте запятые. После выполнения данного упражнения послушаем текст, а это есть продолжение рассказа Ю.А. Гагарина.
1. Самые счастливые минуты для меня и сейчас. Мать, выслушав меня, положит свою руку на плечо и взглянет в глаза. 2. Я знаю, она скажет то, без чего мне не обойтись: “Я помогу тебе, Юрок”. 3. Эти слова я слышал при поступлении в ремесленное училище, и потом. Решил учиться в индустриальном техникуме. 4. Эти слова услышал я от матери в тот день, позвавший меня в небо (слайды). (Продолжение рассказа о матери читает 4 ученик).
VII. Учитель:
А теперь, ребята, давайте попытаемся сделать перевод с якутского на русский язык.
VIII. Этап закрепления знаний:
Предлагается ответить на вопросы по теме.
IX. Подведение итогов урока, выводы.
Исполняется песня “Трава у дома” (магнитофонная запись):
1. Земля в иллюминаторе (3 раза) видна.
Как сын грустит о матери (2 раза),
Грустим мы о Земле – она одна.
А звезды, тем не менее, (2 раза),
Чуть ближе, но все также холодны,
И как в часы затмения, (2 раза)
Ждем света и земные видим сны.Припев: И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава у дома,
Зеленая, зеленая трава.2. А мы летим орбитами, путями неизбитыми,
Прошит метеоритами простор.
Оправдан риск и мужество, космическая музыка,
Вплывает в деловой наш разговор.
В какой – то дымке матовой, Земля в иллюминаторе,
Вечерняя и ранняя заря.
А сын грустит о матери, (2 раза)
Ждет сына мать, а сыновей Земля.
Учитель: Сегодня мы познакомились с простой русской женщиной, матерью первого космонавта Земли Анной Тимофеевной Гагариной. Она передала своему сыну все – ум, доброту, широту русской души, трудолюбие, любовь к людям и эту веселую лукавинку в серых глазах. Как-то Юрия Алексеевича спросили, как ему удается все успевать. Он ответил: “Спасибо маме! Это она научила нас любить труд!”. Да, действительно это так, давайте, и мы скажем “Спасибо!”.
X. Рефлексия
.– Скажите пожалуйста, что нового вы узнали и открыли для себя.
– Какой вид работы вам больше понравился?
– Что понравилось на уроке? Какие чувства испытывали (усталость, бодрость, радость и т.д.)?
Домашнее задание
.Выписать из любого художественного произведения предложения с союзами что, чтобы, когда, если, потому что, поэтому, который.
– Урок окончен. Спасибо за работу!