Цель урока: продолжить формирование у учащихся навыков работы с выделенной области: Выделение по цвету и для редактирования объекта: изменение цветового решения изображений.
Задачи урока:
учебная: приобретут навык работы с меню;
развивающая: сформируют умение понимать и действовать по инструкции;
воспитательная: повысят интерес к изучаемому предмету.
Оснащение урока: проектор, компьютеры с установленной на них программой GIMP, презентации уроков №1 и 2 “Графический редактор GIMP. Ретушь”, тест для проверки знаний по графики, бланки для текущего контроля, инструкции для учащихся для практических работ №1 и 2 за компьютером, файлы для практического задания.
Программное обеспечение: графический редактор GIMP.
Литература.
- Жексенаев А.Г. “Основы работы в графическом редакторе Gimp”, Томск, 2007 г.
- GIMP Essential Reference (Основной справочник по GIMP); автор: Alex Harford; издательство: New Riders Publishing.
Дополнительная литература.
- GIMP for Linux Bible (Библия GIMP для Linux); авторы: Stephanie Cottrell Bryant, и другие; издательство: Hungry Minds, Inc.
- Панюкова Т.А. GIMP и Adobe Photoshop: Лекции по растровой графике, 2008 г.
Интернет–ресурсы.
- http://www.gimp.org/http://docs.gimp.org/ru
- http://docs.gimp.org/ruhttp://gimp-savvy.com/BOOK
- http://gimp-savvy.com/BOOKhttp://ru.wikipedia.org/
- http://ru.wikipedia.org/http://www.progimp.ru/
План урока №1 (45 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Отметим отсутствующих. На прошлом уроке мы познакомились с графическим редактором GIMP, научились выполнять операции: заливка, раскрашивание, копирование, сохранение документа. Сегодня мы продолжим знакомство с данной программой. Тема данного урока называется “Возможности Gimp. Ретушь”. (Слайд 1)
2. Актуализация знаний (тест).
Письменное тестирование на бланке. (Приложение 1)
Ребята самостоятельно выполняют на листе (Приложение 2), затем предлагаю провести взаимоконтроль, зачёркивая неверные ответы, не оценивают. Сдают бланки учителю.
3. Объяснение нового материала.
(Слайд 2) В настоящее время наиболее актуальным для большинства людей стало умение пользоваться промышленными информационными технологиями. С появлением доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web-камер люди получили в свои руки большое количество цифровых изображений. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажей, коллажей.
Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета. Страница в Интернете, оформленная без компьютерной графики, не имеет шансов выделиться на фоне широчайшего круга конкурентов и привлечь к себе массовое внимание. Именно растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий. В Интернете пока применяются только растровые иллюстрации.
Ретуширование – это, прежде всего, повышение или понижение резкости и устранение мелких дефектов или изменение цвета.
При помощи ретуши можно сделать себе макияж, изменить цвет глаз, отбелить зубы, удалить прыщи, перекрасится, сделать ровный и красивый загар.
(Слайд 3) Сегодня на уроке мы разберёмся, как изменить цветовое решение изображения. Научимся пользоваться следующими инструментами:
- Инструменты “Выделение по цвету” и “Волшебная палочка”
- Применение цветовых настроек. Меню – цвет – тон/насыщенность и Цвет - цветовой баланс
(Слайды 4-5) Посмотрите на образцы изображений до и после ретуширования
Далее происходит объяснение практической части занятия (кратко). (Слайды 6-8)
4. Здоровьесберегающий компонент. Физминутка. (Слайды 9-13).
5. Практическая работа за компьютером. (Приложение 3)
Вот какие иллюстрации у вас получатся после выполнения практической работы. (Слайд 14)
Ребята садятся за компьютеры и выполняют задание.
6. Рефлексия. (Слайд 15)
Алгоритм выполнения практической работы №1.
- Открыть файл “Лето” или другой пейзаж.
- Сделать копию картинки, копию слоя.
- Выделение – по цвету (можно применить инструмент “Волшебная палочка”).
- Нажать на цвет листьев и травы и кликнуть “Ок”.
- Цвет – тон/насыщенность –перекрытие 100 – нажать “все сразу” (изменить цвет), регулируя тон, насыщенность и яркость.
- Изображение – объединить - видимые слои.
Дополнительное задание
(для тех, кто первым выполнил практическую работу)
План урока №2 (45 мин.)
- Организационный момент – 2 минуты
- Объяснение нового материала – 7 минут
- Здоровьесберегающий компонент. Физминутка – 3 минуты
- Практическая работа за компьютером – 28 минут
- Рефлексия – 5 минуты
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Отметим отсутствующих. На прошлом уроке мы познакомились с возможностью графического редактора GIMP – ретушь изображений, научились выполнять операции: изменять цветовое решение изображения, научились пользоваться следующими инструментами: “Выделение по цвету” и “Волшебная палочка” , а также применять цветовые настройки (Меню – цвет – тон/насыщенность). Сегодня мы продолжим знакомство с данной программой и этой темой. Тема данного урока называется “ретушь иллюстраций. Создание зимнего пейзажа” (Слайд 1).
2. Объяснение нового материала.
(Слайд 2) На улице сейчас зима. Красивое время года. Посмотрите на эти работы. Не правда ли, завораживают? И мы с вами сможем сегодня научится выполнять такие работы.
(Слайд 3) Сегодня на уроке мы разберёмся, как изменить цветовое решение изображения для того, чтобы превратить иллюстрацию летнюю или осеннюю в настоящую снежную зиму. Посмотрите на образцы изображений до и после ретуширования
Далее происходит объяснение практической части занятия (кратко). (Слайды 4-7)
4. Здоровьесберегающий компонент. Физминутка. (Слайд 8)
5. Практическая работа за компьютером. (Приложение 4)
Вот какие иллюстрации у вас могут получиться после выполнения работы с фотографией. (Слайд 9)
Ребята садятся за компьютеры и выполняют задание.
6. Рефлексия. (Слайд 10)
Устное обсуждение. Это подведение итогов, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…
Алгоритм выполнения практической работы №2
1) Открыть файл, сделать копию изображения и слоя.
2) Цвет - цветовой баланс. Выставить настройки (добиться голубого и синего цвета).
3) Создать новый слой – белый - режим – перекрытие (справа где слои).
4) Слой – создать новый слой (прозрачный).
5) Настроить кисть.
6) Если на фото есть деревья и трава, то кистью закрыть эти части или сверху.
7) Цвет – обесцвечивание – светимость.
8) Поставить этот слой под белый слой, непрозрачность 50%.
9) Создать новый слой – прозрачный.
10) Той же кистью нарисовать снег.
11) Цвет – обесцвечивание – светимость.
12) Изображение – объединить видимые слои.
Иллюстрации для практической работы. (Приложение)