Урок обществознания. Тема: "Свободное время и вредные привычки". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (832 кБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать представление о вредных привычках и их последствиях для здоровья человека.

Задачи:

1. Выяснить, что такое свободное время и как правильно его использовать.

2. На конкретных примерах показать опасность вредных привычек и зависимости от них для здоровья человека.

3. Формировать умение твердого и обоснованного отказа от предложения попробовать сигарету или алкоголь.

4. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.

Планируемые результаты.

Предметные – выяснить, что такое свободное время и как правильно следует его использовать, что относится к полезным, а что к вредным привычкам, каковы их последствия для здоровья человека.

Метапредметные – анализировать предложенный материал, проблемные ситуации, делать выводы, самостоятельно корректировать свою деятельность, ориентироваться в социальных ситуациях, оценивать свой выбор. Личностные – осознанно принимать нормы морали и негативное отношение к вредным привычкам.

Этапы урока Содержание этапа
1. Организационный: учащиеся распределяются по группам.

Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель для учителя: Подготовка материала и оборудования, создать положительный эмоциональный настрой учащимся для успешной работы на уроке.

2. Подготовительный. Мотивация.

Цель для учащихся – разгадать пословицы и объяснить их смысл, тем самым актуализировать имеющиеся знания по пройденным темам.

Цель для учителя – настроить класс на восприятие нового материала, заинтересовать темой.

Методы индуктивный, словесный (беседа, диалог)

3. Основной этап – изучение нового материала: открытие новых знаний.

Цель для учащихся:

1) получить новую информацию о вредных привычках и их последствиях для человека,

2) уяснить, как люди попадают в зависимость,

3)научиться правильно мотивировать отказ от курения, алкоголя, если предлагают настойчиво попробовать.

Цель для учителя:

1) Рассказать о малоизвестной вредной привычке - лудомании и ее последствиях.

2) Показать на практике, какую роль играет воля человека в приобщении к вредным привычкам.

3) Начать обучение навыкам отказа от предложения попробовать алкоголь или сигарету.

Методы: наглядные, практические (игра-тренинг) словесные.

4 этап. Закрепление.

Цель для учащихся:

Повторить фактический материал. Научиться применять полученные знания при принятии решения.

Цель для учителя: формировать у учащихся умение анализировать и оценивать различные ситуации используя полученные знания, делать правильный выбор

Методы: фронтальный опрос, беседа, дискуссия, систематизация.

5. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей группы, себя лично.

6. Домашнее задание.

Цель: закрепить знания и умения учащихся .

.Цель, которую хочет достигнуть учитель: развивать умение обобщать, делать выводы, побуждать содержанием урока к работе над собой: воспитанию воли, умения твердо отказываться от предложений попробовать алкоголь и прочее.

- Какую тему мы обсуждали на прошлом уроке? – Домашнее хозяйство, составляли бюджет семьи.

- Сегодня мы займемся другой проблемой, будем говорить о свободном времени. Но прежде чем заняться делом, напоминаю о нашем “золотом правиле” - когда один говорит, остальные слушают, и поднимают руку, если хотят дополнить или высказаться.

Задание “разгадай пословицы” (приложение 1). Учащиеся работают в группах, затем называют прочитанное и объясняют смысл, приводят примеры.

- Итак, в пословицах идет речь о том, что отдых необходим. Когда отдыхает человек? - В свободное время.

- Что такое свободное время, как вы его организуете, чем занимаетесь? Как с пользой проводить свободное время? Что такое полезные и вредные привычки? – работа в группах: учащиеся обсуждают проблему, затем выступают. Беседа с учащимися на эту тему, выводы учащихся по проблеме: Полезные привычки – это то, что способствует здоровью, отдыху, улучшению жизни

человека в целом. Вредные привычки, наоборот, вызывают проблемы, как со здоровьем, так и с окружающими нас людьми (перечисляют их).

Учитель: теперь определим цель нашего урока, о чем будем сегодня говорить? - О полезных и вредных привычках.

Учитель: запишем в тетрадях тему урока: Свободное время и вредные привычки. Мы должны выяснить, что называется вредными привычками и каково их влияние для здоровья человека.

1) Учитель, используя презентацию “Вредные привычки”, раскрывает суть вопроса. Параллельно уч-ся выступают с сообщениями о вреде пива, табака, алкоголя для человека.

Выводы делают дети при помощи учителя.

Почему люди, зная, что употреблять сигареты, алкоголь, наркотики т.д. вредно и даже опасно для здоровья, все же так поступают?

2) Игры-тренинги:

а) желающие становятся в круг, где в центре стоит ящик. Трогать его нельзя – это запрет (табу). Но запрет можно нарушить, хотя и нежелательно. Время – 1 минута. Из всех 7 участников 3 человека взяли ящик в руки, попинали, потрясли. Вывод – точно также люди нарушают любые другие запреты, зная, что нельзя одни делают это из любопытства, другие подчиняются большинству в силу слабого характера, у третьих плохое настроение… Согласны с этим?

б) Желающие выходят к доске, им предлагается определить расстояние до стула, потом его можно отодвинуть дальше, ближе, когда учащийся начинает определять расстояние в последний раз и говорит ответ, стул резко подвинуть вплотную к нему и сказать – ответ неправильный, расстояние - 0. Ведь в условии не говорилось о том, что стул всегда будет стоять на месте. Вывод – так люди попадают в зависимость от вредных привычек, например, алкоголя, сигарет. Начиная употреблять, подросток думает, что в любой момент может прекратить, но на самом деле втягивается так, что бывает поздно, потому что организм стал зависимым и не может без никотина и алкоголя обходиться точно так же, как без воды и пищи.

В) Перед группами ставятся проблемные задания: Вы попали в компанию, где большинство подростков курят и употребляют пиво и энергетические напитки с алкоголем. Вам настойчиво предлагают попробовать. Вы не хотите. Ваш ответ(обыгрывают ситуацию)?

Вывод: правильно отказываться нужно следующим образом: чтобы не обидеть присутствующих, не стоит грубить, вы можете спровоцировать агрессию, или говорить фразу типа “я что, совсем” и крутить пальцем у виска. Компания может решить, что вы считаете себя выше их, что тоже вызовет агрессию. Лучше дружелюбно, вежливо, но твердо сказать “спасибо, в другой раз”, или “Вы очень интересные ребята, но я не могу пить (курить), у меня…(например, аллергия).

Какие вредные вещества содержатся в табаке?

Как они влияют на организм человека и его потомство?

Чем опасно пиво, в том числе безалкогольное, для здоровья человека? Какие изменения происходят в организме человека со временем под влиянием пива?

Как правильно снимать стресс, усталость? Почему не стоит это делать с помощью алкоголя, табака?

Чем привлекательны виртуальные игры и в то же время опасны?

Ситуации для анализа и принятия решения:

1) Ваш друг начал курить, употреблять пиво. Как вы попытаетесь его остановить? Или составите ему компанию?

2) Ваша успеваемость в школе намного снизилась из-за того, что вы увлеклись компьютерными играми, родители запретили пользоваться им в этих целях. Вы обидитесь на родителей, посчитав, что они не правы, и оставите успеваемость на прежнем уровне, или постараетесь решить проблему в школе и сделать выводы по поводу компьютера?

3) Родители решительно дают советы вам не дружить с ребятами, которые уже курят и пьют пиво, неважно учатся в школе, а ограничиваться только деловым общением. Вы будете продолжать дружбу, или нет? Почему? Каковы возможные последствия вашего решения?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось ли ее решить?

- Что нужно сделать еще?

- Как оцениваете свою собственную работу, своей группы?

- Что нового вы узнали?

Учебник, П.9, рабочая тетрадь, задания к параграфу. По желанию сообщения о полезных привычках: 1) Занятия спортом и здоровье. 2) Режим дня. 3) Правильное питание.

Подобрать материалы о людях, справившихся с болезнью, депрессией, благодаря отказу от вредных привычек и приобщению к спорту, танцам, занятиям любимым делом.

Приложение

Таблица (авторский вариант)