Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать представление о вредных привычках и их последствиях для здоровья человека.
Задачи:
1. Выяснить, что такое свободное время и как правильно его использовать.
2. На конкретных примерах показать опасность вредных привычек и зависимости от них для здоровья человека.
3. Формировать умение твердого и обоснованного отказа от предложения попробовать сигарету или алкоголь.
4. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
Планируемые результаты.
Предметные – выяснить, что такое свободное время и как правильно следует его использовать, что относится к полезным, а что к вредным привычкам, каковы их последствия для здоровья человека.
Метапредметные – анализировать предложенный материал, проблемные ситуации, делать выводы, самостоятельно корректировать свою деятельность, ориентироваться в социальных ситуациях, оценивать свой выбор. Личностные – осознанно принимать нормы морали и негативное отношение к вредным привычкам.
Этапы урока | Содержание этапа |
1. Организационный: учащиеся
распределяются по группам. Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель для учителя: Подготовка материала и оборудования, создать положительный эмоциональный настрой учащимся для успешной работы на уроке. 2. Подготовительный. Мотивация. Цель для учащихся – разгадать пословицы и объяснить их смысл, тем самым актуализировать имеющиеся знания по пройденным темам. Цель для учителя – настроить класс на восприятие нового материала, заинтересовать темой. Методы индуктивный, словесный (беседа, диалог) 3. Основной этап – изучение нового материала: открытие новых знаний. Цель для учащихся: 1) получить новую информацию о вредных привычках и их последствиях для человека, 2) уяснить, как люди попадают в зависимость, 3)научиться правильно мотивировать отказ от курения, алкоголя, если предлагают настойчиво попробовать. Цель для учителя: 1) Рассказать о малоизвестной вредной привычке - лудомании и ее последствиях. 2) Показать на практике, какую роль играет воля человека в приобщении к вредным привычкам. 3) Начать обучение навыкам отказа от предложения попробовать алкоголь или сигарету. Методы: наглядные, практические (игра-тренинг) словесные. 4 этап. Закрепление. Цель для учащихся: Повторить фактический материал. Научиться применять полученные знания при принятии решения. Цель для учителя: формировать у учащихся умение анализировать и оценивать различные ситуации используя полученные знания, делать правильный выбор Методы: фронтальный опрос, беседа, дискуссия, систематизация. 5. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей группы, себя лично. 6. Домашнее задание. Цель: закрепить знания и умения учащихся . .Цель, которую хочет достигнуть учитель: развивать умение обобщать, делать выводы, побуждать содержанием урока к работе над собой: воспитанию воли, умения твердо отказываться от предложений попробовать алкоголь и прочее. |
- Какую тему мы обсуждали на
прошлом уроке? – Домашнее хозяйство, составляли
бюджет семьи. - Сегодня мы займемся другой проблемой, будем говорить о свободном времени. Но прежде чем заняться делом, напоминаю о нашем “золотом правиле” - когда один говорит, остальные слушают, и поднимают руку, если хотят дополнить или высказаться. Задание “разгадай пословицы” (приложение 1). Учащиеся работают в группах, затем называют прочитанное и объясняют смысл, приводят примеры. - Итак, в пословицах идет речь о том, что отдых необходим. Когда отдыхает человек? - В свободное время. - Что такое свободное время, как вы его организуете, чем занимаетесь? Как с пользой проводить свободное время? Что такое полезные и вредные привычки? – работа в группах: учащиеся обсуждают проблему, затем выступают. Беседа с учащимися на эту тему, выводы учащихся по проблеме: Полезные привычки – это то, что способствует здоровью, отдыху, улучшению жизни человека в целом. Вредные привычки, наоборот, вызывают проблемы, как со здоровьем, так и с окружающими нас людьми (перечисляют их). Учитель: теперь определим цель нашего урока, о чем будем сегодня говорить? - О полезных и вредных привычках. Учитель: запишем в тетрадях тему урока: Свободное время и вредные привычки. Мы должны выяснить, что называется вредными привычками и каково их влияние для здоровья человека. 1) Учитель, используя презентацию “Вредные привычки”, раскрывает суть вопроса. Параллельно уч-ся выступают с сообщениями о вреде пива, табака, алкоголя для человека. Выводы делают дети при помощи учителя. Почему люди, зная, что употреблять сигареты, алкоголь, наркотики т.д. вредно и даже опасно для здоровья, все же так поступают? 2) Игры-тренинги: а) желающие становятся в круг, где в центре стоит ящик. Трогать его нельзя – это запрет (табу). Но запрет можно нарушить, хотя и нежелательно. Время – 1 минута. Из всех 7 участников 3 человека взяли ящик в руки, попинали, потрясли. Вывод – точно также люди нарушают любые другие запреты, зная, что нельзя одни делают это из любопытства, другие подчиняются большинству в силу слабого характера, у третьих плохое настроение… Согласны с этим? б) Желающие выходят к доске, им предлагается определить расстояние до стула, потом его можно отодвинуть дальше, ближе, когда учащийся начинает определять расстояние в последний раз и говорит ответ, стул резко подвинуть вплотную к нему и сказать – ответ неправильный, расстояние - 0. Ведь в условии не говорилось о том, что стул всегда будет стоять на месте. Вывод – так люди попадают в зависимость от вредных привычек, например, алкоголя, сигарет. Начиная употреблять, подросток думает, что в любой момент может прекратить, но на самом деле втягивается так, что бывает поздно, потому что организм стал зависимым и не может без никотина и алкоголя обходиться точно так же, как без воды и пищи. В) Перед группами ставятся проблемные задания: Вы попали в компанию, где большинство подростков курят и употребляют пиво и энергетические напитки с алкоголем. Вам настойчиво предлагают попробовать. Вы не хотите. Ваш ответ(обыгрывают ситуацию)? Вывод: правильно отказываться нужно следующим образом: чтобы не обидеть присутствующих, не стоит грубить, вы можете спровоцировать агрессию, или говорить фразу типа “я что, совсем” и крутить пальцем у виска. Компания может решить, что вы считаете себя выше их, что тоже вызовет агрессию. Лучше дружелюбно, вежливо, но твердо сказать “спасибо, в другой раз”, или “Вы очень интересные ребята, но я не могу пить (курить), у меня…(например, аллергия). Какие вредные вещества содержатся в табаке? Как они влияют на организм человека и его потомство? Чем опасно пиво, в том числе безалкогольное, для здоровья человека? Какие изменения происходят в организме человека со временем под влиянием пива? Как правильно снимать стресс, усталость? Почему не стоит это делать с помощью алкоголя, табака? Чем привлекательны виртуальные игры и в то же время опасны? Ситуации для анализа и принятия решения: 1) Ваш друг начал курить, употреблять пиво. Как вы попытаетесь его остановить? Или составите ему компанию? 2) Ваша успеваемость в школе намного снизилась из-за того, что вы увлеклись компьютерными играми, родители запретили пользоваться им в этих целях. Вы обидитесь на родителей, посчитав, что они не правы, и оставите успеваемость на прежнем уровне, или постараетесь решить проблему в школе и сделать выводы по поводу компьютера? 3) Родители решительно дают советы вам не дружить с ребятами, которые уже курят и пьют пиво, неважно учатся в школе, а ограничиваться только деловым общением. Вы будете продолжать дружбу, или нет? Почему? Каковы возможные последствия вашего решения? - Какую цель мы ставили в начале урока? - Удалось ли ее решить? - Что нужно сделать еще? - Как оцениваете свою собственную работу, своей группы? - Что нового вы узнали? Учебник, П.9, рабочая тетрадь, задания к параграфу. По желанию сообщения о полезных привычках: 1) Занятия спортом и здоровье. 2) Режим дня. 3) Правильное питание. Подобрать материалы о людях, справившихся с болезнью, депрессией, благодаря отказу от вредных привычек и приобщению к спорту, танцам, занятиям любимым делом. |
Таблица (авторский вариант)