Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.
В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.
Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:
- деньги – 32,7 %;
- деловая карьера и образование – 20 %;
- получить от жизни по-больше удовольствия – 18,7 %.
Извечные же ценности собрали такие цифры:
- любовь – 5,1 %;
- действия ради будущего России – 4,4 %;
- идеалы и вера – 2,7 %.
Среди учащихся школы было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 11-14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):
- здоровье;
- родители;
- счастье;
- деньги;
- любовь;
- жизнь;
- природа;
- мама-92 %;
- 2 % ответили “не знаю”.
На вопрос “Самое главное в жизни – это ... ” были даны следующие ответы:
- здоровье;
- моя семья;
- родители;
- учеба;
- счастье;
- мама;
- доброта к окружающим;
- любовь;
- окружающие тебя люди;
- хорошо закончить учебный год;
- иметь собачку;
- сама жизнь;
- внимание.
Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Дети более очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы ... ”?
Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.
Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.
- Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
- Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
- Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
А что же тогда патриотическое воспитание?
- Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;
- системность;
- преемственность и непрерывность в развитии молодежи;
- многообразие форм, методов и средств;
- индивидуальный подход.
Основными задачами патриотического воспитания являются:
- Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
- Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
- Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
- Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
- Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
- Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.
Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:
- Пропаганда отечественной истории и культуры.
- Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
- Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
- Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
- Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
- Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
- Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
- Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
- Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
- Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
- Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.