Урок математики по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел столбиком". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • повторить изученные приемы вычитания и сложения двузначных чисел столбиком, состав двузначного числа;
  • развивать вычислительные навыки, наблюдательность, умение рассуждать, активность и внимание учащихся, развивать зрительную память;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, карточки с примерами, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Актуализация прежних знаний.

1. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы попадем с вами в сказку. Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но еще повторим способы вычитания и сложения двузначных чисел столбиком, сразимся с хитрыми задачами.

– А попадем в сказку с помощью волшебного числа.

2. Состав числа.

– Какое число в сказках встречается особенно часто? (Число 3.)

– Где оно встречается? (Три желания у рыбки, три богатыря, три надписи на камне, три сестры …)

– Какое сегодня число? (23 число.) В нашем числе сегодня есть эта сказочная цифра.

– Охарактеризуйте его. (Нечетное, предыдущее число 22, последующее –24.)

– Какое двузначное число можно записать, используя эти цифры?

– Чем различны эти числа? (Единичным составом: в числе 32 – 3 дес. 2 ед., а в числе 23 – 2 дес. 3 ед.) Сравните эти числа? (32 > 23, 23 < 32)

– Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нем красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А все потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью Баба-яга. Вот и решила она погубить Елену. Заманила ее к себе, заколдовала. А слугам ее верным шкатулки подбросила, а на крышках – знаки таинственные.

– Что это за знаки? (Двузначные числа.)

– Придется нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку.

– Прочитайте числа, записанные на крышках. (35, 33, 73, 40, 13, 23.)

– Какое число лишнее? Почему? (Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.)

– Открылась шкатулка, а там письмо «Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь! Расколдовать ее волшебный цветок может, а у кого я его спрятала, вы поймете, коли от большего к меньшему пойдете. Баба – яга.»

– Нужно попробовать расположить наши шкатулки в порядке убывания чисел, записанных на них.

– Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку. (Один ученик у доски располагает карточки с данными числами.)

– Перевернем наши карточки с цифрами. Прочитайте слово, которое получилось.

– У кого же спрятан волшебный цветок? (Получилось слово «Кощей», значит, цветок у него.)

– Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат-витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли он ехал, а приехал витязь на развилку трех дорог, а там камень лежит и надпись: «Три дороги пройдешь – путь к Кощею найдешь». Задумался Булат: «По каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога – пропадут без Елены на земле мудрость и красота».

III. Закрепление пройденного материала.

– Вот сейчас нам и пригодиться все, чему вы научились на последних уроках: проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа, записывая их в столбик.

– Перед Булатом три дороги. У вас в классе парты стоят в три ряда. Поможем витязю пройти сразу по всем дорогам.

– Первый ряд по первой дороге пойдет, все камушки соберет, примеры, записанные на них, сосчитает.

– Запишите примеры в тетрадь в столбик, а потом поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работы друг у друга.

– У третьего ряда тропинка непростая – извилистая да крутая. Смотрите, не ошибитесь – в пропасть не свалитесь. (Два ученика работают у доски.)

– А мы со вторым рядом по средней дорожке пойдем, свое задание сделаем.

Внимательно рассмотрите запись. Найдите правило, по которому располагаются числа в ряду. (Числа убывают, уменьшаются на 3.)

– Запишите этот ряд чисел полностью, вставляя вместо вопросительного знака соответствующее число. Что у вас получилось?

– А теперь каждое число увеличьте на 20 и запишите новый ряд.

– А я посмотрю, как дела у первого и третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.

(Правильность решения проверяется с помощью интерактивной доски.)

IV. Физкультминутка

Поработали мы дружно,
Отдохнуть теперь нам нужно.
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в танцоров превратитесь.
Веселее в пляс пускайтесь
И танцуйте не стесняйтесь.

(Под музыку песни «Танец маленьких утят» дети выполняют танцевальные движения.)

V. Закрепление пройденного материала (продолжение).

– А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: «Раз смог до меня добраться, Булат, сможешь и задачу мою решить.»

– Давайте поможем Булату решить эту задачу. Составьте задачу по краткой записи и решите ее.

– Мы еще не все задания решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам следующие задания.

– Задание первой головы (геометрическое задание).

– Назови фигуры на полке. Разбей их на группы.

– Каждая из фигур оставила отпечаток на листе бумаги. Назови отпечаток каждой фигуры.

– Задание второй головы.

– Реши уравнение по рядам (№6, с.78).

  • У-3=12
  • х+12=37
  • с+24=46

– Проверяем

– Задание третьей головы. (Графический диктант.)

– Третья голова Змея Горыныча дает последнее задание: графический диктант. Возьмите простые карандаши и начнем работу.

Графический диктант.

1 клетку наискосок вверх,
3 клетки вверх,
1 клетка наискосок вниз,
1 клетка наискосок вверх,
1 клетка наискосок вниз,
1 клетка наискосок вверх,
3 клетки вниз,
1 клетка наискосок вниз,
2 клетки вправо,
1 клетка наискосок вниз,
4 клетки вниз,
1 клетка наискосок вверх,
2 клетки вправо,
1 клетка наискосок вниз,
2 клетки влево.

– Вот и добыли мы волшебный цветок для спасения Елены Премудрой, а заодно много математических операций повторили.

VI. Итог урока.

– О чем вы расскажите дома? Какую тему мы повторили?

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия «Все в твоих руках».

– А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

  • Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
  • Указательный – узнал много нового – желтым.
  • Средний – мне было трудно – зеленым.
  • Безымянный – мне было комфортно – синим.
  • Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.