Консультация по русскому языку в 11-м классе

Разделы: Русский язык


При написании сочинения (задание части С) дети в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора.

Цель: проанализировать содержание текста, определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с Д.С. Лихачёвым, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
(2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. 
(3) Если человек рассчитывает приобрести все элементарные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
(5) Он ставит себе цель, достойную человека.
(6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

Д.С.Лихачёв

Задания группам:

  • 1-я группа: Изменилось ли ваше настроение после прочтения текста? Насколько важно то, о чём говорится в тексте? Почему?
  • 2-я группа: Какое название отражает тему текста? «Чтобы не угасла душа», «Сердце бьётся для всех», «Озарять светом других», «Человечность – величайшее чудо мира», «Редчайший дар – жить не для себя», «Для чего я живу?». Как вы озаглавили бы текст по-другому?
  • 3-я группа: Какое изречение наиболее точно отражает главную мысль текста?

Смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз и навсегда данным, уже утверждённым.
Каждый человек, как в физическом, так и в духовном смысле, чтобы жить, должен сам дышать и питаться!

Итак, какая проблема волнует Лихачёва? Запишите её либо в форме вопроса, либо сочетанием слов «проблема (чего?)» поднимается в тексте.

После того как проблема сформулирована, задание: найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок, используя предложенную памятку.

  • Д.С.Лихачёв рассматривает проблему того, что есть цель жизни.
  • В тексте излагается проблема о смысле жизни.
  • Автор анализирует проблему о поиске смысла жизни.
  • Проблема, о которой затронул автор, очень актуальна.
  • В тексте поднимается проблема смысла жизни.
  • Проблема о том, что нужны цель и задачи жизни, волнует Д.С.Лихачёва.

ПАМЯТКА: В тексте  исследуется, поднимается, рассматривается, затрагивается, анализируется проблема (ЧЕГО?) подвига, нравственного выбора, интеллигентности…..

Фрагменты сочинений учащихся по статье Д.Лихачёва

1. Д.Лихачёв рассуждает о том, что человек должен сознательно выбирать свою жизненную цель. Автор говорит, что цели могут быть разные: одни люди стремятся приобрести материальные блага, другие хотят приносить людям добро. Нельзя не согласиться с Д.Лихачёвым, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь с достоинством.

2. Автор текста утверждает, что от того, какую цель выбирает человек, зависит его самооценка. Доказывая свою позицию, Д.Лихачёв рассуждает о том, что, мечтая только о материальных благах, человек и себя ценит на их уровне: как владельца машины, дачи. Если же цель высокая, то и ценит он себя достойно.
В статье также говорится о том, что высокая цель позволяет человеку прожить свою достойно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

1. Проанализируйте и оцените сочинения в соответствии с первыми критериями (К1, К2).
2. Отметьте достоинства понравившегося вам текста.
3. Какие недочёты вы можете отметить в других комментариях?

На чем следует акцентировать внимание, чтобы избежать ошибок по критериям 1 и 2?

1. Вступление должно быть соотнесено с проблематикой текста.
2. Избегать повтора слова «проблема».
3. Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о  мужестве и стойкости» и т. д. (Проблема чего?)
4. Не пересказывать и не списывать текст большими фрагментами.
5. Не искажать фамилию автора: например, после текста указано «по Д. С.Лихачёву», « по Л.Матрос». В работах пишут: «Текст, написанный Д. Лихачёвым…», «Проблема, поднятая Матросом…».    

С какой целью Д.Лихачёв употребляет в тексте однокоренные слова жизнь, жизненная, живёт, жизненно? Сколько раз повторяется слово человек? Определите авторскую позицию, дописав следующие предложения:

Авторы стремятся донести до читателя мысль о том, что…… – эти языковые средства позволили ему  образно, ярко выразить свою позицию. 

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции

1. …Думаю, что мало кто решится спорить с Д.Лихачёвым. Автор прав: самооценка зависит от цели. Именно об этом говорит нам русская литература. Вспомните судьбу героя рассказа А.Чехова «Крыжовник», оценившего себя в стоимость маленькой усадебки и собственного крыжовника, а также слова его брата: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар».
К сожалению, и в наше время именно количество материальных благ часто определяет для человека собственную ценностью, поэтому рассуждения Д.Лихачёва очень актуальны для нас.

2. Рассуждения автора показались мне очень актуальными для нашего времени. Как часто мы даём оценку человеку по тем вещам, которыми он владеет. Знакомясь с новым человеком, смотрим: дорого ли он одет, узнаём, есть ли машина, деньги. Да и он себя часто ценит так же. Даже вуз порой выбираем не для того, чтобы знания получать. А из расчёта престижности.
Конечно, обладание определенными материальными благами – это хорошо. Д.Лихачёв и не призывает отказываться от машины или дачи. Но должно же быть и что-то высокое.
Любуются люди храмом Василия Блаженного, Исаакиевским собором, росписями Сикстинской капеллы. Века прошли со времени их создания, а все любуются. Какой была самооценка их творцов? Такой же, как и цель, – на века.

1. Удалось, ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
2. Какие аргументы он приводит в подтверждение своей точки зрения? Назовите их.
3. Предлагаем вашему вниманию логические схемы исходного текста. Оцените их. При необходимости внесите уточнения.

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

1. О необходимости высокой цели знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
Именно поэтому к данной теме и обращается Д.Лихачёв. Он помогает нам увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.

2. Как часто говорят: «У него заниженная самооценка, у него завышенная», но задумывались ли вы, как можно измерить степень точности самооценки? Д.Лихачёв помогает нам найти ответ на этот весьма актуальный вопрос.

3. О необходимости иметь высокую цель в жизни знает каждый. К сожалению, часто только «знает». Д Лихачёв, замечательный литературовед, философ и, прежде всего, Человек, помог мне увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.

4. Проблемы нравственности, духовности – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть рещено. Но особенность нравственных проблем в том и заключается, что каждый человек находит в них что-то своё.

Вот и Д.Лихачёв помогает нам по-новому посмотреть на проблему взаимозависимости жизненной цели и самооценки человека.

1. Соответствуют ли вступления основной проблеме?
2. Какие виды вступлений использовались?   Какое вступление использовали бы для своего сочинения вы? Обоснуйте своё мнение.