Урок окружающего мира по теме "Какие предметы окружали русских людей?". 3-й класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

– создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи,
– развитие умений работать со справочной литературой, развитие способностей анализировать и делать выводы,
– привитие уважения к образу жизни русского народа в стародавние времена,
– формирование правильной осанки.

Оборудование: Зал музея “Живая старина”, учебник “Окружающий мир” 3-й класс, толковые словари, каточки со словами из пословицы, компьютер, аудиозапись.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вход детей в класс как в игре “Военный на параде”. (Для формирования правильной осанки.)

Вам желаю доброго пути!
На урок , чтоб было радостно идти!
Приведет, конечно, добрый путь
Непременно к доброму чему-нибудь!

2. Проверка домашнего задания.

Непременно к доброму, потому что мы на последних уроках окружающего мира мы говорим с вами о жизни людей на Руси.

– А с какой целью мы с вами знакомимся с жизнью наших предков? (Ответы детей.)
– Что вы готовили дома?
– Как отдыхали наши предки?
– Вспомните и назовите русские народные песни.
– Назовите какие игры вы приготовили? (Разучивание одной игры.) А в остальные игры мы обязательно поиграем на уроке физической культуры.

3. Целеполагание.

– Откройте и исследуйте страницу 41 учебника. Определите тему урока.

Тема: Какие предметы окружали русских людей?

– Поставьте цели на урок.

Цели: знакомство с жильем крестьянина и предметами быта.

Учитель: мы с вами сейчас живем в домах, благоустроенных квартирах. А раньше люди жили в избах. Вам знакомо слово изба? Найдите в толковом словаре понятие слова изба. (Дети находят и зачитывают понятие).

4. Изучение нового материала.

Собираясь строиться крестьянин сам рубил деревья поздней осенью или ранней весной, когда жизнь в дереве замирает. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она то и дала название своей постройке “ИЗБА” . Слово “изба” произошло от древнего “ИСТЪБА”, “ИСТОПКА”.

“Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живешь”– гласит русская пословица. И в этом мы сейчас убедимся.

А) Работа в группах.

– Учебник с. 42 (каждая группа работает над одной иллюстрацией и рассказывает о жилище людей в разные эпохи от 8 до 19 века).

Подведение итога работы в группах.

Физкультминутка.

Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок,
А потом на стенку.
Хлопнули в ладоши!
Ах, какой хороший!

(Дети показывают двумя руками на солнечного зайчика.)

Садитесь, закрыли глаза. Тишина! Слышите?

Звучит аудиозапись.

Беседа:

– Почему изба называлась курной?
– Что значит изба топилась по черному?
– Какую пользу приносил дым?

А вот и на пороге избы нас хозяин с хозяйкой встречает. (Дети выступают в роли хозяев.)

Экскурсия в зал музея “Живая старина”.

Дети выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о русской печи, о красном угле, о сундуках.

Рассказ учителя о старинных предметах : прялке, рубель, ухваты, саднике, чугунах, гребнях, шкаф для одежды, буфет для посуды и др..

– Что интересного взяли для себя?

Выходя из музея вы должны найти карточки со словами пословицы и составляем эту пословицу. (“Догадлив крестьянин, на печи избу поставил”.)

– Объясните смысл этой пословицы.

Вывод:

– Что является основой русской избы?
– Чем являлась печь для крестьянина? (Кормилица, защитница от холода, лекарь.)
– Какие элементы (предметы) были обязательны в каждой русской избе? (Печь, красный угол, палатьи, большой прямоугольный стол, лавки, предметы посуды.)

Звучит музыка.

А сейчас я предлагаю вам перенестись в эпоху Московской Руси. Какие это века? (15–17 в.)

Работа с рубрикой “Картинная галерея” по учебнику на с.46

5. Итог урока

– К чему доброму привел сегодняшний урок? Что нового и интересного узнали? Какой вывод вы сделали для себя?

6. Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке. Что хотели бы узнать на следующем уроке?

7. Домашнее задание

Составить рассказ на тему “Моя изба” (представьте, что вы жители Древней Руси).