Цели:
– создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными
предметами быта русского человека в разные эпохи,
– развитие умений работать со справочной литературой, развитие способностей
анализировать и делать выводы,
– привитие уважения к образу жизни русского народа в стародавние времена,
– формирование правильной осанки.
Оборудование: Зал музея “Живая старина”, учебник “Окружающий мир” 3-й класс, толковые словари, каточки со словами из пословицы, компьютер, аудиозапись.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вход детей в класс как в игре “Военный на параде”. (Для формирования правильной осанки.)
Вам желаю доброго пути!
На урок , чтоб было радостно идти!
Приведет, конечно, добрый путь
Непременно к доброму чему-нибудь!
2. Проверка домашнего задания.
Непременно к доброму, потому что мы на последних уроках окружающего мира мы говорим с вами о жизни людей на Руси.
– А с какой целью мы с вами знакомимся с жизнью наших предков? (Ответы
детей.)
– Что вы готовили дома?
– Как отдыхали наши предки?
– Вспомните и назовите русские народные песни.
– Назовите какие игры вы приготовили? (Разучивание одной игры.) А в остальные
игры мы обязательно поиграем на уроке физической культуры.
3. Целеполагание.
– Откройте и исследуйте страницу 41 учебника. Определите тему урока.
Тема: Какие предметы окружали русских людей?
– Поставьте цели на урок.
Цели: знакомство с жильем крестьянина и предметами быта.
Учитель: мы с вами сейчас живем в домах, благоустроенных квартирах. А раньше люди жили в избах. Вам знакомо слово изба? Найдите в толковом словаре понятие слова изба. (Дети находят и зачитывают понятие).
4. Изучение нового материала.
Собираясь строиться крестьянин сам рубил деревья поздней осенью или ранней весной, когда жизнь в дереве замирает. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она то и дала название своей постройке “ИЗБА” . Слово “изба” произошло от древнего “ИСТЪБА”, “ИСТОПКА”.
“Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живешь”– гласит русская пословица. И в этом мы сейчас убедимся.
А) Работа в группах.
– Учебник с. 42 (каждая группа работает над одной иллюстрацией и рассказывает о жилище людей в разные эпохи от 8 до 19 века).
Подведение итога работы в группах.
Физкультминутка.
Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок,
А потом на стенку.
Хлопнули в ладоши!
Ах, какой хороший!
(Дети показывают двумя руками на солнечного зайчика.)
Садитесь, закрыли глаза. Тишина! Слышите?
Звучит аудиозапись.
Беседа:
– Почему изба называлась курной?
– Что значит изба топилась по черному?
– Какую пользу приносил дым?
А вот и на пороге избы нас хозяин с хозяйкой встречает. (Дети выступают в роли хозяев.)
Экскурсия в зал музея “Живая старина”.
Дети выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о русской печи, о красном угле, о сундуках.
Рассказ учителя о старинных предметах : прялке, рубель, ухваты, саднике, чугунах, гребнях, шкаф для одежды, буфет для посуды и др..
– Что интересного взяли для себя?
Выходя из музея вы должны найти карточки со словами пословицы и составляем эту пословицу. (“Догадлив крестьянин, на печи избу поставил”.)
– Объясните смысл этой пословицы.
Вывод:
– Что является основой русской избы?
– Чем являлась печь для крестьянина? (Кормилица, защитница от холода, лекарь.)
– Какие элементы (предметы) были обязательны в каждой русской избе? (Печь,
красный угол, палатьи, большой прямоугольный стол, лавки, предметы посуды.)
Звучит музыка.
А сейчас я предлагаю вам перенестись в эпоху Московской Руси. Какие это века? (15–17 в.)
Работа с рубрикой “Картинная галерея” по учебнику на с.46
5. Итог урока
– К чему доброму привел сегодняшний урок? Что нового и интересного узнали? Какой вывод вы сделали для себя?
6. Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке. Что хотели бы узнать на следующем уроке?
7. Домашнее задание
Составить рассказ на тему “Моя изба” (представьте, что вы жители Древней Руси).