Коррекционная работа по исправлению аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях у детей с ОНР

Разделы: Коррекционная педагогика


В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто приходится сталкиваться с трудностями при формировании навыков использования предложно-падежных конструкций. Это связано с трудностями в усвоении специфики языковых норм русского языка, сложностью системы склонения и образования падежных форм существительных, а также отсутствием “чувства языка”. По мнению К.Д. Ушинского, именно чувство языка подсказывает ребенку подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и прочее.

Обучение детей навыкам использования падежных и предложных конструкций дает хорошую результативность, если осуществляется комплексно, через разные виды деятельности, в соответствии с учетом возрастных и психологических возможностей ребенка согласованно с воспитателями логопедической группы.

Формирование предложно-падежных конструкций проводится на фронтальных занятиях, индивидуальных, а также во время специально созданных игровых ситуаций.

Для получения хорошей результативности в формировании у детей стойких навыков использования в речи падежных и предложно-падежных конструкций мы разработали практические задания-поручения, которые предполагают выполнение действий с предметами. Как показывает практика, подобные задания-поручения очень эффективны для развития динамических стереотипов словоизменения у дошкольников с речевыми нарушениями, т.к. помогают детям освоить практическое использование существительных всех типов склонения в единственном и множественном числе в условиях, когда дети, согласно возрастным критериям, не владеют грамматической теорией.

Задания расположены по принципу нарастающей трудности, как в плане следования изучаемых падежей, так и в представленных падежных формах. Каждое поручение предполагает не только правильное его выполнение, но и ответы на вопросы логопеда по следам выполненного действия.

Поскольку некоторые предложно-падежные конструкции, кроме падежного вопроса (например, на что? в чем?), требуют еще и смыслового вопроса (куда? где?), то их обработку мы начинаем с конкретных падежных вопросов, а затем используем смысловые вопросы. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения у детей еще нет достаточных навыков понимания обращенной речи и на смысловой вопрос можно получить ответ не в форме падежной конструкции, а с использованием наречия “там”, “туда”.

Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала и позволяет добиваться значительного обучающего эффекта. Особенность предлагаемого читателям практического материала заключается в том, что он может моделироваться и логопедом, и воспитателем в зависимости от заданной речевой ситуации и от наличия того или иного оборудования в разных видах деятельности. Основное требование, которое мы соблюдаем для достижения максимальной результативности в развитии практических навыков словоизменения,– это использование в одном задании существительных разных видов склонения в формах единственного и множественного числа.

Наш опыт показывает, что такой способ подачи учебного материала не только способствует устранению аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях у детей с речевым недоразвитием, но облегчает понимание и практическое усвоение грамматических категорий, ускоряет темпы коррекционной работы по данному разделу программы.

Примерные практические задания (поручения).

Винительный падеж объекта.

Что ты видишь? – Я вижу дом (ед.ч.), дома(мн.ч.)– ж.р.

Я вижу кубик (ед.ч.), кубики (мн.ч.) –м.р.

Я вижу окно (ед.ч.), окна (мн.ч.) –ср.р.

Принеси кисточку (ед.ч.), кисточки (мн.ч.) –ж.р.

Что ты принес? – Я принес кисточку, кисточки.

Возьми альбом (ед.ч.), альбомы (мн.ч.) –м.р.

Что ты взял? – альбом, альбомы.

Дай кольцо (ед.ч.), кольца (мн.ч.) – ср.р.

Что ты дал? – Я дал кольцо, кольца.

Винительный падеж направления с предлогами В, НА, ЗА, ПОД.

Положи карандаш в коробку (ж.р.), в стол (м.р.) – ед.ч.

Что ты сделал? – Я положил карандаш в коробку, в стол.

Во что ты положил карандаш? – Я положил карандаш в коробку, в стол.

Поставь вазу на шкаф (м.р.), на полку (ж.р.) – ед.ч.

Что ты сделал?– Я поставил вазу на шкаф, на полку.

На что поставил вазу? – Я поставил вазу на шкаф, на полку.

Поставь стул за стол (м.р.), за ширму (ж.р.).

Что ты сделал? – Я поставил стул за стол, за ширму.

Куда ты поставил стул? – Я поставил стул за стол, за ширму.

Дательный падеж адресата.

Покажи книгу Сереже (м.р.), Алене (ж.р.) – ед.ч.

Что ты сделал? – Я показал книгу Сереже, Алене.

Кому ты показал книгу? – Я показал книгу Сереже, Алене.

Дательный падеж с предлогами К, ПО.

Подойди к детям (мн.ч.).

Что ты сделал? – Я подошел к детям. К кому ты подошел? – к детям.

Пройди по дорожке (ж.р.), по ковру (м.р.) – ед.ч.

Что ты сделал? – Я прошел по дорожке, по ковру.

По чему ты прошел? – Я прошел по дорожке, по ковру.

Творительный падеж.

Нарисуй квадрат карандашем (м.р.), ручкой (ж.р.) – ед.ч.

Что ты сделал? – Я нарисовал квадрат ручкой, карандашем.

Чем ты нарисовал квадрат? – Я нарисовал квадрат ручкой, карандашем.

Поздоровайся с детьми. – мн.ч.

Что ты сделал? – Я поздоровался с детьми.

С кем ты поздоровался? – Я поздоровался с детьми.

Творительный падеж места с предлогами ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Держи мяч за спиной (ж.р.), за головой (ж.р.) – ед.ч.

Что ты делаешь? – Я держу мяч за спиной, за головой.

Где ты держишь мяч? – Я держу мяч за спиной, за головой.

Держи мяч над головой (ж.р.), над столом (м.р.) – ед.ч.

Что ты делаешь? – Я держу мяч над головой, над столом.

Где ты держишь мяч? – Я держу мяч над головой, над столом.

Поищи шарик под столом (м.р.), под лавкой (ж.р.) –е д.ч.

Что ты делал? – Я искал шарик под столом, под лавкой.

Где ты искал шарик? – Я искал шарик под столом, лавкой.

Встань между столом (м.р.) и кроватью (ж.р.) – ед.ч.

Что ты сделал? – Я встал между столом и кроватью.

Где ты встал? – Я встал между столом и кроватью.

Предложный падеж объекта речи.

Расскажи о маме (ж.р.), папе (м.р.) – ед.ч.

Что ты сделал? – Я рассказал о маме, папе.

О ком ты рассказал? – Я рассказал о маме, папе,

Предложный падеж места с предлогами В и НА.

Поищи тетрадь на полках. – мн.ч.

Что ты сделал? – Я искал тетрадь на полках.

Где ты искал тетрадь? – Я искал тетрадь на полках.

Родителный падеж отрицания.

У тебя нет сестры (ж.р.), брата (м.р.) – ед.ч.

Кого у тебя нет? – У меня нет сестры (брата).

Родительный падеж места с предлогами У, ОКОЛО.

Встань около цветов (м.ч.), стульев (м.ч.)

Что ты сделал?– Я встал около цветов, стульев.

Где ты встал? – Я встал около цветов, стульев.