В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто приходится сталкиваться с трудностями при формировании навыков использования предложно-падежных конструкций. Это связано с трудностями в усвоении специфики языковых норм русского языка, сложностью системы склонения и образования падежных форм существительных, а также отсутствием “чувства языка”. По мнению К.Д. Ушинского, именно чувство языка подсказывает ребенку подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и прочее.
Обучение детей навыкам использования падежных и предложных конструкций дает хорошую результативность, если осуществляется комплексно, через разные виды деятельности, в соответствии с учетом возрастных и психологических возможностей ребенка согласованно с воспитателями логопедической группы.
Формирование предложно-падежных конструкций проводится на фронтальных занятиях, индивидуальных, а также во время специально созданных игровых ситуаций.
Для получения хорошей результативности в формировании у детей стойких навыков использования в речи падежных и предложно-падежных конструкций мы разработали практические задания-поручения, которые предполагают выполнение действий с предметами. Как показывает практика, подобные задания-поручения очень эффективны для развития динамических стереотипов словоизменения у дошкольников с речевыми нарушениями, т.к. помогают детям освоить практическое использование существительных всех типов склонения в единственном и множественном числе в условиях, когда дети, согласно возрастным критериям, не владеют грамматической теорией.
Задания расположены по принципу нарастающей трудности, как в плане следования изучаемых падежей, так и в представленных падежных формах. Каждое поручение предполагает не только правильное его выполнение, но и ответы на вопросы логопеда по следам выполненного действия.
Поскольку некоторые предложно-падежные конструкции, кроме падежного вопроса (например, на что? в чем?), требуют еще и смыслового вопроса (куда? где?), то их обработку мы начинаем с конкретных падежных вопросов, а затем используем смысловые вопросы. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения у детей еще нет достаточных навыков понимания обращенной речи и на смысловой вопрос можно получить ответ не в форме падежной конструкции, а с использованием наречия “там”, “туда”.
Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала и позволяет добиваться значительного обучающего эффекта. Особенность предлагаемого читателям практического материала заключается в том, что он может моделироваться и логопедом, и воспитателем в зависимости от заданной речевой ситуации и от наличия того или иного оборудования в разных видах деятельности. Основное требование, которое мы соблюдаем для достижения максимальной результативности в развитии практических навыков словоизменения,– это использование в одном задании существительных разных видов склонения в формах единственного и множественного числа.
Наш опыт показывает, что такой способ подачи учебного материала не только способствует устранению аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях у детей с речевым недоразвитием, но облегчает понимание и практическое усвоение грамматических категорий, ускоряет темпы коррекционной работы по данному разделу программы.
Примерные практические задания (поручения).
Винительный падеж объекта.
Что ты видишь? – Я вижу дом (ед.ч.), дома(мн.ч.)– ж.р.
Я вижу кубик (ед.ч.), кубики (мн.ч.) –м.р.
Я вижу окно (ед.ч.), окна (мн.ч.) –ср.р.
Принеси кисточку (ед.ч.), кисточки (мн.ч.) –ж.р.
Что ты принес? – Я принес кисточку, кисточки.
Возьми альбом (ед.ч.), альбомы (мн.ч.) –м.р.
Что ты взял? – альбом, альбомы.
Дай кольцо (ед.ч.), кольца (мн.ч.) – ср.р.
Что ты дал? – Я дал кольцо, кольца.
Винительный падеж направления с предлогами В, НА, ЗА, ПОД.
Положи карандаш в коробку (ж.р.), в стол (м.р.) – ед.ч.
Что ты сделал? – Я положил карандаш в коробку, в стол.
Во что ты положил карандаш? – Я положил карандаш в коробку, в стол.
Поставь вазу на шкаф (м.р.), на полку (ж.р.) – ед.ч.
Что ты сделал?– Я поставил вазу на шкаф, на полку.
На что поставил вазу? – Я поставил вазу на шкаф, на полку.
Поставь стул за стол (м.р.), за ширму (ж.р.).
Что ты сделал? – Я поставил стул за стол, за ширму.
Куда ты поставил стул? – Я поставил стул за стол, за ширму.
Дательный падеж адресата.
Покажи книгу Сереже (м.р.), Алене (ж.р.) – ед.ч.
Что ты сделал? – Я показал книгу Сереже, Алене.
Кому ты показал книгу? – Я показал книгу Сереже, Алене.
Дательный падеж с предлогами К, ПО.
Подойди к детям (мн.ч.).
Что ты сделал? – Я подошел к детям. К кому ты подошел? – к детям.
Пройди по дорожке (ж.р.), по ковру (м.р.) – ед.ч.
Что ты сделал? – Я прошел по дорожке, по ковру.
По чему ты прошел? – Я прошел по дорожке, по ковру.
Творительный падеж.
Нарисуй квадрат карандашем (м.р.), ручкой (ж.р.) – ед.ч.
Что ты сделал? – Я нарисовал квадрат ручкой, карандашем.
Чем ты нарисовал квадрат? – Я нарисовал квадрат ручкой, карандашем.
Поздоровайся с детьми. – мн.ч.
Что ты сделал? – Я поздоровался с детьми.
С кем ты поздоровался? – Я поздоровался с детьми.
Творительный падеж места с предлогами ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ.
Держи мяч за спиной (ж.р.), за головой (ж.р.) – ед.ч.
Что ты делаешь? – Я держу мяч за спиной, за головой.
Где ты держишь мяч? – Я держу мяч за спиной, за головой.
Держи мяч над головой (ж.р.), над столом (м.р.) – ед.ч.
Что ты делаешь? – Я держу мяч над головой, над столом.
Где ты держишь мяч? – Я держу мяч над головой, над столом.
Поищи шарик под столом (м.р.), под лавкой (ж.р.) –е д.ч.
Что ты делал? – Я искал шарик под столом, под лавкой.
Где ты искал шарик? – Я искал шарик под столом, лавкой.
Встань между столом (м.р.) и кроватью (ж.р.) – ед.ч.
Что ты сделал? – Я встал между столом и кроватью.
Где ты встал? – Я встал между столом и кроватью.
Предложный падеж объекта речи.
Расскажи о маме (ж.р.), папе (м.р.) – ед.ч.
Что ты сделал? – Я рассказал о маме, папе.
О ком ты рассказал? – Я рассказал о маме, папе,
Предложный падеж места с предлогами В и НА.
Поищи тетрадь на полках. – мн.ч.
Что ты сделал? – Я искал тетрадь на полках.
Где ты искал тетрадь? – Я искал тетрадь на полках.
Родителный падеж отрицания.
У тебя нет сестры (ж.р.), брата (м.р.) – ед.ч.
Кого у тебя нет? – У меня нет сестры (брата).
Родительный падеж места с предлогами У, ОКОЛО.
Встань около цветов (м.ч.), стульев (м.ч.)
Что ты сделал?– Я встал около цветов, стульев.
Где ты встал? – Я встал около цветов, стульев.