Система Л.В. Занкова. Урок математики "Литр – единица измерения вместимости". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Ввести новую единицу измерения вместимости 1 литр.

Задачи:

Предметные

  • создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»;
  • дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;

Метапредметные

  • формировать интерес к новому учебному материалу;
  • учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
  • развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов
  • развивать коммуникативные навыки

Оборудование: карточки для разминки, для работы в группах:

а) кувшин, кастрюля, банки 2 л и 3 л (во всех сосудах налито 1 литр воды);
б) мензурка 100мл, стакан 200 мл, банки 250мл и 500мл (для измерения воды);
в) 4 ведра, 4 банки по 1 л (для сливания воды).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Актуализация знаний

На доске карточки: 5 кг, 2 см, 10 кг, 10 см, 1 кг, 1 м, 1 дм

Учитель: Что вы можете сказать о записи на доске?

– На карточках написаны именованные числа.

– Их еще называют величинами.

Учитель: Какое задание вы можете сделать с этими величинами?

– Мы можем разбить их на две группы.

Учитель: На какие две группы вы разобьете эти величины?

– Я предлагаю в одну группу отнести 5 кг, 10 кг, 1 кг потому, что это единицы измерения веса.

– Во вторую группу я бы отнес 2 см, 10 см, 1 дм, 1 м потому, что это единицы измерения длины.

– А еще можно из карточек второй группы составить математическое выражение равенство 10см = 1 дм.

Учитель: Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания.

– Я бы расположила так: 1 кг, 5 кг, 10 кг

Учитель: Молодец! Единицы измерения длины расположите в порядке убывания.

– Марина Николаевна, а как быть, если два числа должны стоять на одном месте?

Учитель: Давайте вместе подумаем, как поступить в данной ситуации.

– Может быть можно сделать так:

2 см, 10 см, 1 м.
2см, 1 дм, 1 м.

Учитель: Правильно, предложенный Димой вариант имеет право на существование.

– А можно в единицах измерения длины в порядке убывания использовать только одну величину или 10 см, или 1дм ведь эти две величины одинаковые, мы составляли с ними равенство.

Учитель: Правильно, и этот вариант имеет право на существование. Хорошо! Учитель: Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Вы хорошо поработали. Впереди нас ждет интересная практическая работа.

3. Открытие новых знаний

А) Создание проблемной ситуации

(Дети разделены на 4 группы, каждая группа сидит отдельно. Перед детьми на столах у первой группы кувшин, у второй группы банка 2 литра, у третьей группы банка 3 литра, у четвертой группы кастрюля. В каждой ёмкости налито 1л воды.)

Учитель: Что вы видите перед собой на столах? Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что видите?

– Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

– А еще можно узнать, сколько воды всего налили.

– Я предлагаю сравнить, где воды больше, а где меньше.

Учитель: Как вы предлагаете сравнить количество воды в каждой емкости?

– Можно взвесить.

– Но кастрюля тяжелая железная, а кувшин пластмассовый – легкий, вес будет разный.

– Давайте поставим посуду в ряд и посмотрим, где воды выше, там и больше.

– Но ведь так тоже не получится. Кастрюля широкая и банки разной ширины. Будет не правильно.

– Надо воду перелить куда-то

Учитель: Вот мы с вами и пришли к выводу, что нужно измерить только воду в емкостях. А чем мы всегда пользуемся для измерения?

– Нужна какая-то мерка.

Б) Самостоятельная работа в группах

Учитель: Сейчас я раздам вам мерки. 1 группа вам – стакан (200 мл), 2 группа вам мензурка (100 мл), 3 и 4 группы вам – баночки (500 мл и 250 мл). Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерка, а не половину. Приступаем к измерению.

Учитель: Давайте проверим, как вы измерили. (Учитель записывает данные на доске.)

1 группа: 5 мерок.
2 группа:
10 мерок.
3 группа: 2 мерки.
4 группа: 4 мерки.

Учитель: У кого воды больше?

– У второй группы 10 мерок, значит у них воды больше.

– Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.

– Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.

Учитель: Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости

– Это литр

Учитель: Правильно! Вместимость этой банки 1 литр. Аккуратно перелейте воду из ведерка в эту банку. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?

– Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было

Учитель: Вы где-нибудь встречались с единицей измерения жидкости?

– Сок в магазине продают в пакетах по1 литру и по 2 литра.

– В литровых пачках продают молоко и кефир.

– Папа на заправке покупает бензин в литрах.

4. Сообщение темы урока

Учитель: Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня?

– Новая единица измерения жидкости.

– Жидкость измеряют в литрах.

Учитель: Правильно! (Открывается запись на доске.)

1 литр – единица измерения жидкости.

5. Закрепление

Учитель: Откройте учебник с. 48 № 106 (1). Прочитайте его глазками.

Учитель: Что нового вы узнали?

– Я узнал, что литры сокращенно пишутся буквой л.

– А еще, если измеряют жидкость, то говорят, что измеряют вместимость.

Учитель: Молодцы, вы у меня внимательные читатели! А теперь работаем дальше. Этот же номер, задание под цифрой 2 давайте попробуем выполнить самостоятельно.

Учитель: Проверяем, я называю предмет, а вы карточкой показываете его вместимость.

Учитель: Устно выполняем задание 3 этого номера. Молодцы! Я вижу. Что вы хорошо поняли тему нашего урока.

Учитель: В начале практической работы Ира предлагала узнать, сколько всего воды было первоначально с сосудах. Сможем ли мы сейчас это сделать?

– Мы знаем, что у каждой группы было по литру воды. Нам нужно узнать, сколько всего, значит надо 4 раза прибавить 1 литр.

Учитель: Сделайте запись самостоятельно. Проверяем. Кто может записать на доске? Сравните у кого так же? Как можно назвать полученную запись?

– Это математическое равенство.

– Это сумма четырех одинаковых чисел.

Учитель: Молодцы!

6. Работа с ранее изученным материалом

Учитель: В № 107 тоже записаны суммы. Сравните их? Чем они похожи?

– Второе слагаемое в каждой сумме одинаковое 5.

– Первое слагаемое двузначное число.

– У первого слагаемого 8 десятков.

– Каждое следующее первое слагаемое на один больше чем предыдущее.

Учитель: Запишите первую сумму и найдите ее значение

Учитель: Прочитайте задание под цифрой 2. Как вы думаете, поможет ли значение первой суммы 88 найти значение второй суммы, если мы знаем, что одно слагаемое у них одинаковое, а другое на 1 больше. Сделайте вывод, как в таком случае изменится значение суммы.

– Если одно слагаемое одинаковое, а второе на 1 больше, значит и значение суммы будет на 1 больше.

Учитель: Молодцы! Продолжайте работать самостоятельно. Я помогу тем, кто нуждается в помощи. Нужно просто поднять руку.

Учитель: Проверяем. (дети читают ответы, учитель записывает их на доске)

88 89 90 91 92 93 94

Учитель: Как можно назвать получившийся ряд чисел.

– Это отрезок натурального ряда чисел.

7. Итог урока

Учитель: Наш урок подходит к концу. Чему нам нужно было научиться, чтобы хорошо усвоить тему урока?

– Мы должны были научиться измерять количество жидкости в посуде.

– Мы можем сравнивать вместимость разной посуды.

– А еще, если нужно будет узнать, сколько литров в двух или трех сосудах мы сможем найти.

Учитель: Добились ли мы своей цели?

– Да

Учитель: Молодцы! Вот как много мы успели сделать сегодня на уроке, много чему научились. Значит, цели урока мы выполнили!

8. Домашнее задание

Учитель: Дома вам нужно выполнить задание № 108, с. 49 ( устно, т.е. ничего записывать не надо); № 109, с 49 выполняете в тетрадях. Задание под цифрой 3 выполняется по желанию. С уравнений, которые вы придумаете для своих одноклассников мы, и начнем урок завтра.

А теперь урок закончен. Спасибо за работу. Мне очень понравился сегодняшний урок. Вы – молодцы!

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

В ходе урока у обучающихся сформированы:

Личностные УУД:

  • Доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству при работе в группах, оказанию помощи друг другу;
  • Стремление к успешности в учебной деятельности;
  • Позитивная самооценка.

Регулятивные УУД:

  • Понимать цель и смысл выполняемых заданий;
  • Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • Выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
  • Осуществлять первоначальный контроль своих действий и действий своих товарищей.

Познавательные УУД:

  • формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
  • анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов;

Коммуникативные УУД:

  • Задавать вопросы и отвечать на вопросы;
  • Проявлять интерес к общению и групповой работе;
  • Уважать мнение собеседников;
  • Преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
  • Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
  • Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.