Симметрия функций и преобразования их графиков

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

обучающая: повторить определение функции; основные понятия, связанные с ней; способы задания функции. Ввести понятие чётной и нечётной функции. Освоить основные способы преобразования графиков;

воспитывающая: воспитание интереса к математике;

развивающая: развитие зрительного восприятия предмета.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, демонстрационный экран плакаты, справочник.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 минуты)

Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение. (15 минут)

 Повторить определение функции; основные понятия, связанные с ней; способы задания функции.

Решить несколько примеров

Определение. Числовой функцией называется соответствие, которое каждому числу х из некоторого заданного множества сопоставляет единственное число у.

Обозначение: у = f(х), где х – независимая переменная (аргумент функции), у – зависимая переменная (функция).

Множество значений х называется областью определения функции.(D)

Множество значений у называется областью значения функции.(Е)

Примеры 1–6

III. Изучение нового материала (15 минут)

План.

Преобразование графиков функции

  1. Симметрия относительно оси у, f(x) —> f(- x)
  2. Симметрия относительно оси х, f(x) —> - f(x)
  3. Параллельный перенос вдоль оси х, f(x) —> f(x-а)
  4. Параллельный перенос вдоль оси у, f(x) —> f(x)+b
  5. Сжатие и растяжение вдоль оси х, f(x) —> f(ax), a>0
  6. Сжатие и растяжение вдоль оси у, f(x) —> kf(x),k>0
  7. Построение графика функции у = | f (x)|
  8. Построение графика функции у = f (| x |)
  9. Построение графика обратной функции

 При изучении нового материала, ученики делают конспект, зарисовывая из каждого слайда один чертёж.

III. Закрепление нового материала. (10 минут)

Ученики решают у доски с помощью преподавателя.

Пример 7–8

III. Итоги урока (2 минуты)

  • Контрольные вопросы: Дайте определение чётной, нечётной функций.
  • Расскажите о способах задания функции.
  • Что такое область определения?
  • Что такое область значения?
  • Как найти точки пересечения с осями координат?
  • Какие свойства симметрии вы изучили?
  • Как проявляются свойства симметрии на графиках?

V. Домашнее задание: гл. 7, занятие 4, стр. 133–136. Вопросы и упражнения 1-11.