Занятие на тему "Кукла – женский образ в народном творчестве"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: создание условий для развития воображения и творческих способностей детей

Задачи:

  • добиться передачи облика модели куклы в основных ее чертах, передавая ее выразительные особенности: форму головы, туловища, юбки;
  • пропорциональные соотношения частей, положения рук и дополнительные детали; применить фантазию в оформлении костюма куклы: кокошник, оборки и т.д.;
  • закрепить способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный;
  • воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалу и игрушки, любовь к творчеству;
  • воспитать творчески активную личность, мотивированную на самостоятельное познание народной культуры России.

Оборудование: глина, мокрые тряпочки, стаканы с водой, наглядные образцы, иллюстрации сказочных персонажей в детской литературе.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Этапы занятия Содержание занятия
1.Организационный момент

Проверка готовности (2-3 мин)

Подготовка рабочего места к занятию, (2-3 мин.)

Проверка наличия у обучающихся материалов, инструментов, оборудования.

Выяснить вопрос о дежурстве.

2. Сообщение темы (10 мин.) Сегодня тема нашего занятия "Кукла - женский образ в народном творчестве".

Этот сюжет мы выбрали темой нашего занятия накануне праздника 8 марта.

На занятии мы поговорим о том, какие смыслы заключены внутри глиняной куклы, какими символами, оберегами наделяли ее наши предки.

А сегодня мы подошли к самому многозначному, самому объемному сюжету народного искусства - сюжету "куклы" или "бабы", "барышни", "барыни", "цацки", который лепит практически каждый народный мастер.

На занятиях о народных промыслах и исторически культурных центрах, мы знакомились с дымковскими, филимоновскими, каргопольскими куклами, изучали приемы их лепки и видами росписи, но сегодня мы продолжим разговор о том, какие смыслы могут быть заключены внутри глиняной куклы, сделавшие ее у русских мастеров игрушечников одним их главных сюжетов своего творчества.

И накануне женского праздника сделаем подарок для мамы. И пусть вас не смущает, что мама получит подарок куклу, да еще глиняную. Ведь любая игрушка, сделанная со вкусом несет в себе красоту. Ей можно любоваться как цветком, подержать в руках, рассказать о ней историю или сказку.

Давайте и мы заглянем далеко, далеко в прошлое, отделенное от нас тысячелетиями. Чтобы понять, что значили первые изображения кукол, которые оставили наши предки, а археологи их нашли.(показать 2,3 работы мастеров).

Люди рисовали, лепили и вырезали фигурки животных, веря, что это обеспечит им удачную охоту. Толстенькие "Венеры", изображали богиню плодородия, Великую мать природы - первую и главную богиню у многих народов.

Первый смыл, который вкладывал народный мастер в сюжет, изображая куклу - это плодородие. Именно с ним были связаны первые глиняные скульптуры.

Прошли тысячелетия и в русских игрушечных промыслах, дородная богиня стала важной барынькой в нарядном платье или нянькой с младенцем на руках. А имя Лёли или Ляли, дочери славянской богини Лады, стало обозначением малышки или куколки "Ляльки". У некоторых древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков - древних славян. Долгое время они приносили женщин в жертву Великой матери природы. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан- чем не девушка с беленьким личиком! Так кукла спасла человека. А отголоски мрачного обычая сохранились в сказках, где от драконов откупаются прекрасными девушками. Эту первую славянскую куклу - игрушку для богов назвали Колодией ( вот откуда, наверно, пошла поговорка- ворчалка "Ну, что лежишь, как колода!"). С тех пор обряд приношения стал похож на забаву: женщины наряжали полено, поклонялись ему, а потом сжигали и веселились. Некоторые из этих древних славянских праздников сохранились и до сих пор. Когда сжигают чучело зимы на праздник Масленицу.

И так кукла спасла человека. На этом ее добрые дела не ограничились. Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению семье ребенка. Будущему малышу сооружали куклу. Делали ее без иголки и без ножниц - нельзя было не порезаться, не уколоться, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую колыбельку: обжить обогреть, а когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: "Сонница-бессоница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!".

Так кукла по-прежнему оставалась игрушкой не для ребенка, а средством от бессонницы. Она отвлекала злые силы, оберегала своих хозяев. Ее называли берегиня, или оберег. Такую куклу дарили не только малышу. Куколку сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. А невесте дарили кукол, чтобы рождалось побольше детей. Эта традиция сохранилась и до наших времен, Сейчас молодожены украшают куклой свадебную машину.

До 12 кукол "проживали" в русской избе. У каждой было свое имя. Когда хозяева хотели избавиться от какой-нибудь напасти, ее брали в руки и три раза поворачивали против часовой стрелки, приговаривая: отвернись злом, повернись добром". Делали кукол из разных материалов: глины, дерева, кости, соломы, тряпок, ниток. На славянских куклах не было лица. Считалось, что если кукла будет похоже на человека, в нее может вселиться злой дух. А вот у других народов, нанайцев, например, кукла - амулет была глазастой, чтобы присматривать за своими хозяевами. В некоторых африканских племенах, куклу дарили на 3м году девочки, считалось, чем красивее кукла, тем красивее будет ее хозяйка.

А кукла для мальчиков, держали в руках копья, и чем крепче была кукла, тем отважнее должен был вырасти ее хозяин. Чукотские девочки брали с собой куклу, выходя замуж. Они клали ее в изголовье, берегли и не кому не дарили. Таким образом, куклы обереги, считались волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой и, наконец, стали играть с ней.

Вопросы:

  1. В каких обрядах участвовала кукла?
  2. Какое значение имела кукла в жизни человека в прошлые времена и настоящее время?
  3. Послушаем стихи, которые помогут эмоциональнее прочувствовать женский образ.

Дети читают литературные отрывки.

3. Повторение пройденного материала Прежде чем приступить к лепке "Куклы", вспомним, какие виды лепки вы знаете? Напомню вам, что при выполнении работы надо помнить и соблюдать правила ТБ.

Кто из детей скажет, какие? А теперь сделаем разминку для пальчиков:

Потрем ладошки.

Поздороваемся пальчиками друг с другом.

4. Практическая работа (25 мин.) Заключается в следующем:

Последовательность лепки Куклы:-

- выбор объекта лепки;

- приготовление глины на подставке

- передача общего строения;

- проработка основных деталей;

- проработка второстепенных деталей;

- изготовление деталей;

Вопросы:

  1. Что надо сделать, если глина подсохла, появились трещины? ( Пальцы смочить водой, работать влажными руками).
  2. Как будем соединять детали, с помощью воды или клея?
5. Подведение итогов Выявление достоинств и недостатков каждой работы

Обратить внимание, какие элементы лучше отработаны.

Как выполнена работа по образцу или по собственному замыслу?

Насколько удалось передать идею замысла?

Насколько аккуратно, выполнена работа?

Какие способы использовались в работе?

Как ребенок сам оценивает свою работу (работу других деталей)

6. Домашнее задание Сделать эскиз костюма Куклы.
7. Уборка рабочего места Дежурные проверяют рабочие места