Цель урока: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Задачи урока:
- Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.
- Систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой.
- Продолжить формирование мировоззренческих идей материальности мира, для этого: учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы, развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление, формировать единую картину мира,
- Создать условия для развития коммуникативных компетенций у учащихся,
Оборудование: Компьютер, презентация, видеофрагмент м\ф "Капитошка", раздаточный материал для моделирования круговорота воды, карточки со схематическим изображением картины природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
- Какой сейчас у нас урок? (урок окружающего мира) Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы.(слайд1)
А кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Давайте познакомимся. (Видеофрагмент м/ф "Капитошка")
-Кто такой Капитошка? (Капля воды) (Слайд2)
- Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать? (Говорили о воде на предыдущем уроке.)
- Что мы узнали о воде? Вода (значение, состав, свойства)
-С кем Капитошка подружился? (С Волчонком)
- Волчонок ничего не смог найти в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему больше узнать о новом друге.
2. Актуализация знаний.
1) - Зачем нужна вода?
2)-Капитошка-капля воды!
3) - Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств. Выберите для Волчонка нужные слова, обозначающие свойства воды (без вкуса, без запаха, прозрачность, текучесть, растворитель)
4) - Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде.
Прочитайте предложения. Какие слова "спрятаны" в тексте?
Текст
Вода при нагревании :::.и при охлаждении::::.В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода - хороший ::::.Воду можно очистить с помощью::::
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: "У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете". (слайд3)
Антуан де Сант-Экзюпери
5)
А вода о себе ещё так говорит:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
- О чём тогда пойдёт речь на уроке? О чём вместе с Волчонком мы постараемся узнать? (о разных состояниях воды)
- Как вы это понимаете? (вода в природе существует в 3 состояниях: твёрдом, жидком и газообразном)
3. Изучение нового материала.
- Загадки помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях.
На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман)
Бел как мел, с неба прилетел. (Снег)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём. Ищем, ищем, не найдем.
-Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии? (Распределить картинки - названия состояний воды по группам: роса, море, реки, озёро,, ручей, дождь, Лёд, снег, сосулька, айсбер Туман. Пар.)
Почему говорят, что вода - это главное вещество в природе, одно из его чудес? (стр 76-77)
- От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры)
- Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого - в газообразное, из газообразного - в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.
- Волчонок доволен: мы много смогли ему рассказать, он даже успел сделать записи в своей книге.
- А Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости? (Нет. Улетел на облачко.)
Физминутка
Облако.
Беленькое облако
(Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей
(Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше
(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.)
- Почему? О каком свойстве воды говорит это явление? (Испарение).
-Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся? (Ответы детей)
- Давайте попробуем доказать Волчонку этот природный процесс в бытовых условиях.
4. Открытие новых знаний. Практическая работа.
- Что это за тело? (ледяной кубик)
- Какое вещество? (вода)
- В каком состоянии? (твердом)
- Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (Необходимо нагреть)
- Какой процесс происходит? (таяние, превращение из твердого состояния в жидкое)
- Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (при 100 градусах начнется процесс кипения и вода начнет превращаться в водяной пар)
- Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (начнется процесс конденсации - остывания воды и превращение в жидкое состояние)
- Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит?
ВЫВОД:
- Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.
- Говорят что вода "вечная путешественница". Как вы это понимаете?
- Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот)
- Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.)
- ВОРОТ - вращение. Так происходит и в природе.
- Откройте учебник на 78-80 стр. Прочитайте статью учебника А как же круговорот воды происходит и в природе. Делайте пометки карандашом, если что-то незнакомое "?"
После чтения спросить у детей, что для вас оказалось незнакомым, непонятным.
Так встретятся ли волчонок и Капитошка? (Да)
- И вот какую историю поведала нам сама вода:
Я живу в открытом море,
Там гуляю на просторе.
Путешествовать люблю,
И подруг с собой беру.
Лишь пригреет солнце жарко,
В море мне сидеть уж парко.
Рвусь из водной той среды
К солнцу паром из воды.
До небес я поднимаюсь,
Там с подругами встречаюсь
Образуя облака.
Ветер нас несет, пока
В туче нам не станет тесно.
И тогда, скажу вам честно,
То дождинкой, то снежинкой
Я стремлюсь на землю вниз.
Ну, дружок, теперь держись!
В лесу, в городе и в поле,
В речке, в озере и в море,
И на тоненькой травинке,
Каплей маленькой росинки.
Побывала я не раз.
И теперь в гостях у вас.
- А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе. (Работа в группах, )
-Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия.(испарение, конденсация, замерзание, таяние)
- В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе?
- Проверим, правы ли мы в своих выводах.
5. Систематизация и обобщение полученных знаний.
- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.
Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение:, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка с Волчонком зимой не встретятся, а зима у нас длинная.
- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет)
- Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет)
- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное бельё на улицу? (Сушить)
- Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.
- Высыхает? (Да)
- Значит, вода испаряется и в мороз.
- В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.
- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега)
А снег - это вода.
Круговорот воды бесконечен.
6. Рефлексия деятельности.
- С чем познакомились (с каким процессом) сегодня на уроке?
-- Что должен помнить каждый землянин о воде? (чтение стихотворения учащимися по строчке)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в народе?
Круговорот воды в природе.
- Волчонок нашёл ещё много вопросов, связанных с водой
- Откуда на небе вода?
- Почему вода не кончается?
- Могут ли высохнуть моря?
- Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда делась вода?
- Может ли вода исчезнуть с лица Земли?
- Если бы облака были красными, какого цвета были бы лужи?
- Почему зимой иногда лопают водопроводные трубы?
- Почёму стеклянная бутылка, если она наполнена водой, на морозе ломается?
- Почему летом после дождя лужи высыхают быстрее, чем осенью?
-На все ли из них вы можете сейчас ответить? (нет)
-Чем же тогда мы займёмся на следующем уроке? (Продолжим разговор о воде)
7. Домашнее задание
Хрестоматия. стр47-48
Поискать ответ на вопрос Волчонка. (раздать вопросы)
Вода - путешественница, значит и маленькая капелька воды тоже.
Представьте, где и как может путешествовать капелька, и напишите мини-сочинение сказку о путешествии капельки.
ОЦЕНИВАНИЕ. Обсуждение.
СПАСИБО ЗА УРОК.