Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе "Путешествие в лес"

Разделы: Математика


Программное содержание:

1. Формировать умение:

– находить геометрическую фигуру по образцу;
– конструировать по заданному образцу.

2. Закрепить понятия «один», «много», «мало», «большой», «маленький».
3. Закрепить знания у детей основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
4. Упражнять в классификации предметов по одному признаку.
5. Развивать речь, мышление, память.
6. Воспитывать у детей чувство сострадания, желание помочь.

Материал для занятия: геометрические фигуры разные по цвету (красного, желтого, синего, зеленого) и форме (круги, квадраты, треугольники) – для вагонов (стульчиков), билеты, две коробки: маленькая и большая, морковь: 6 маленьких и 5 больших; «одеяло» с набором «заплаток»; игрушки: заяц, медведь, лиса; лес – 2 елки и береза; конверты с набором фигур для выкладывания елочки – по количеству детей; угощенье – печеные грибочки в корзине.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Вы рано проснулись? Вы друг другу улыбнулись?

– Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети.

2. Основная часть

1) Посадка в поезд.

– Ребята, любите ли вы путешествовать?
– Сегодня мы отправимся в путешествие вот на этом поезде. А поедем мы в лес.
– Посмотрите, сколько вагончиков в нашем поезде: много или мало?
– Всем хватит. Только нужно разобраться, где, чье место. Сейчас я вам раздам билеты. На билетах – фигуры (раздаю). Посмотрите внимательно каждый на свой билет и найдите в поезде вагончик точно с такой же фигурой.
– Юля, найди свое место в поезде (и т.д. по очереди дети рассаживаются на места).
– Ну вот, все расселись. Билеты положите под стульчики. Отправляемся в путь.

Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи –
Веселые друзья…

2) Встреча с зайчиком.

– Приехали. Выходите. Мы в лесу. Пойдемте гулять по лесу.
– Смотрите, кто это спрятался под елкой? (Зайчик.)
– Что зайчик любит кушать?
– Все лето растил зайчик на своем огороде морковь. Посмотрите, сколько моркови выросло на грядках в зайкином огороде: много или мало? (Много.)
– Посмотрите на первую грядку и скажите, сколько морковок растет на ней? (1) (спросить 2–3 человек).
– А теперь давайте посчитаем, сколько морковок выросло на второй грядке (1, 2) (попросить посчитать 3–4 человек).
– А на последней грядке? (Много.)
– Ребята, посмотрите внимательно на морковки и скажите, одинаковые они или разные. Чем они отличаются?
– Ребята, зайчику требуется помощь. Одному ему не справится. Дело в том, что морковь зайчик собирает и хранит в ящиках: большие – в большом ящике, маленькие – в маленьком. Давайте поможем зайчику собрать морковь и разложить в ящики. (Дети по одному «срывают» морковь, говорят, какая она и кладут её в соответствующий ящик.)

Дети прощаются с зайчиком.

3) Встреча с медведем Топтыжкой.

– Идем дальше. Смотрите, кто это здесь под листьями укрылся? (Снимаю ткань.) Это же мишка. Зовут его Топтыжка. Ребята, у мишки беда: скоро зима, ему нужно спать укладываться, а укрыться нечем – одеяло совсем прохудилось. Вот и горюет наш мишка.
– Поможем ему? (Да.)
– На одеяле нужно поставить заплатки. А заплатки непростые, все разные. Нужно хорошо подумать, куда какую заплатку пришить. Вы готовы?
– Даша, бери заплатку. Какого она цвета? (Цвет спросить выборочно у 3–4 детей). Посмотри на неё внимательно. Куда её пришьешь?

(Дети по очереди берут по одной заплатке и ставят её на соответствующее место).

– Какие вы, ребята, молодцы! Мишка вам очень благодарен. Теперь он спокойно ляжет на зиму спать и ему будет тепло под этим одеялом. До свидания, мишка.
– А нам пора. Пойдемте, ребята.

4) Физкультминутка.

– Ой, ребята, а кто это сидит на веточке, весь съежился (птичка).
– Да, это воробей. Он же совсем замерз. Ведь с приходом осени сильно похолодало. Ну, это не беда. Давайте, ребята, поможем воробышку согреться. Мы поиграем. (Дети становятся в круг вокруг птички).

Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели.
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке.
Водички попили,
Перышки помыли.
В стороны посмотрели,
И снова полетели.

– Ну, воробышек, не замерзай. А нам пора.

5) В гостях и Лисички.

– Смотрите, домик. Интересно, кто это там живет? (вынимаю из-за домика лису).
– Посмотрите, какую елочку вырастила лисичка возле своего дома. Красивая?
– Какая она по цвету? (Зеленая.)
– Ребята, оказывается, лисичка грустит. Дело в том, что ей хочется, чтобы елочек росло много. Давайте поможем лисичке и вырастим для неё елочки: каждый по одной и елочек станет много. Поможем? (Да.)
– Тогда садитесь за стол. Перед каждым лежат фигуры. Сейчас мы будем строить елочки вот из таких фигур – треугольников. А как, я вам расскажу. Начнем выкладывать елочку снизу. Смотрите, внизу у елочки веток больше всего, поэтому вниз каждый перед собой положит самый большой треугольник. В середине веток меньше, поэтому над большим треугольником мы положим треугольник поменьше. А на макушке веток мало, поэтому сверху положим самый маленький треугольник (показываю на полотне).
– Итак, начинаем. Какой треугольник положим снизу? Берите, кладите.
– Какой – над большим? Какой – сверху?
– Молодцы! Посмотрите, как много елочек мы вырастили.
– Ребята, лисичка очень довольна. Она вам хочет что-то подарить (из-за домика достаю корзину с печеными грибочками). Все звери, которым вы помогали, собрали для вас грибочки – вкусное угощенье. Что нужно сказать лесным зверям?
– А теперь нам пора в обратный путь. Угощенье будем кушать, когда вернемся домой. Садитесь в поезд (дети садятся на свои места).
– Давайте попрощаемся с лесом. До свидания, лес!

6) Итог занятия.

– Ребята, вам понравилось наше путешествие?
– На чем мы путешествовали?
– Каким зверям помогали?