Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Конкурсная программа нацелена на формирование в сознании учащихся понятия «доброта». Расширение знаний школьников через художественную литературу о добре и об ее роли в жизни каждого человека.
Цель: Формировать понятие доброта.
Задачи:
- пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте;
- расширить знания школьников о доброте и об ее роли в жизни каждого человека;
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
Оборудование, оформление и реквизит:
Анкета (Анкетирование проводится за несколько дней до классного часа и выявляют самых добрых детей класса, которых наградят орденами улыбки).На доске лозунг «Если добрый ты – это хорошо!», 7 деревьев(плакаты с названием конкурсов), солнышко с лучами, улыбка, разрезанные пословицы для групповой работы, жетоны лепестков и цветков для украшения деревьев, предметы (полотенце, гребень, веретено, яблоко, книга) плакат с буквами славянской азбуки (кириллицы), музыкальное сопровождение песни: В. Шаинского «Улыбка», «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда», слова Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой «Дарите радость людям», книжная выставка «Где добро – там и светло», для награждения маленькие солнышки, ордена улыбки.
Ход мероприятия
Ведущий 1 (учитель): Доброта! Какое для всех знакомое слово! Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает, но если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот трудно (на доску крепим слова «Если добрый ты – это хорошо!»)
Ученик:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой….
Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей)
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – все положительное, хорошее, полезное. Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)
Ученик:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Ведущий 1. Доброта должна жить в наших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Сегодня мы с вами посадим аллею доброты. Но для этого потребуется ваша любовь, доверие, доброта. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы создадим аллею.
Заботьтесь об аллее, не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте ее солнечным светом улыбок, добрыми словами и добрыми делами.
(1 конкурс) Дерево первое «Где спряталось добро»
Назовите слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Добрый день, добросовестный, добропорядочный, доброй ночи, доброго здоровья, доброжелательный, добросердечный, добродушный …)
(За каждое слово ребята получают цветочки и листочки от дерева, по окончанию конкурса прикрепляют их к дереву на плакате)
Ведущий 1. Чтобы дерево расцвело от ваших добрых слов, прикрепите свои цветочки и листочки. Чтобы на нашей аллее расцвело еще одно дерево, вспомните пословицы о доброте.
(2 конкурс) Дерево второе «Пословицы о добре»
В народе всегда относились к доброте по особенному. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». У вас на парте разрезанная пословица соберите пословицу и прочитайте.
Добрые чувства – соседи любви.
Доброе дело – два века живет.
Учись добру – дурное на ум не пойдет.
Доброе слово, что дождь в засуху.
На добрый привет добрый ответ.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Спасибо – великая сила.
Истинное добро всегда просто.
(Ведущий прикрепляет на доску дерево). Посмотрите, как от ваших добрых слов распускаются наши деревья и какой красивой становится аллея.
(3 конкурс) Дерево третье «Улыбка доброты»
Ведущий 1. Думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку относятся по доброму, то и ему в ответ хочется поделиться улыбкой и своей добротой. К нам в гости пришла улыбка, она ласковая приветливая, хотите, подружимся с ней. (Ответы детей). Тогда я подойду к одному из вас и подарю нарисованную улыбку со словами: «Я дарю тебе улыбку, потому что ты внимательный, добрый, заботливый и.т.д. и улыбнусь, после этого он должен улыбнуться и передать свою улыбку соседу с добрыми словами. Последний игрок снова передать улыбку мне. (Звучит тихо песня В.Шаинского «Улыбка», дети и гости под музыку передают нарисованную улыбку)
(Ведущий прикрепляет на доску дерево) От ваших добрых улыбок распустилось еще одно дерево «Улыбка доброты» на нашей аллее.
(4 конкурс) Дерево четвертое «Добрые сказки»
Ведущий 2 (библиотекарь): Жизнь, достойного человека, – это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным: идете ли вы по улице, делаете какие либо домашние дела. Во всех сказках фантазией человека созданы представители зла, такие как: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, змей Горыныч, Соловей-разбойник, и представители добрых сил. Назовите их. (Богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка; Василиса премудрая, прекрасная; Марья-искусница.)
А что стало бы, если повелителем добрых сил оказался злой человек? Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов, какие добрые дела вы бы совершили. (Библиотекарь показывает предметы, дети говорят, как помогает предмет в литературных произведениях и как бы они его использовали, если бы у них был такой волшебный предмет) Предметы: (полотенце, гребень, веретено, яблоко, книга)
(Каждый рассказчик за свой ответ получает либо цветок, либо лепесток от дерева) Ребята прикрепите свои лепестки и цветы к дереву, посмотрите своими добрыми рассказами и поступками в нашей аллее распустилось еще одно дерево «Добрые сказки».
(5 конкурс) Дерево пятое «Копилка добрых поступков»
Ведущий 2 (библиотекарь): Нельзя причинять даже самые маленькие страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
Ученик:
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.
Ведущий 2: Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам пришлось кому – то помочь, кого – то спасти (Рассказы детей).
Ученики: А.Л. Барто. «Мы не заметили жука»
Мы не заметили жука.
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья….
И я заву на помощь маму:
– Там жук живой!
Раскроем раму!
М Садовский «Доброе сердце»
Я как-то в дом принес щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
– Ну, что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживет немного,
В глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка…
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
– Ну, что ж, – она сказала, пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка….
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
– Ну, что ж, сказала мама, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка…
Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху.
И заяц в нашу дверь вбежал.
Наверное, от страху.
Сказала мама: – Пусть живут –
В квартире так чудесно,
А если потесниться, тут
И нам найдется место!
Вот и выросло в нашей аллее дерево «Добрых поступков» (ведущий прикрепляет на доску дерево).
(6 конкурс) Дерево шестое «Дерево дружбы»
Ведущий 1.Скажите, у какого человека больше друзей – у доброго или злого? (Ответы детей) А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в наш сад «Дерево дружбы», для этого нужно как можно больше пригласить друзей поиграть в игру «Ручеек». Сможете собрать всех друзей в ручеек? (Пока звучит песня на слова Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой «Дарите радость людям» дети, родители, гости играют в игру «Ручеек»)
Ученики читают стихотворение Н. Трутневой «Доброта»
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И в замен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ваша дружба помогла распуститься еще одному дереву в нашей аллее дереву дружбы. (Прикрепляется дерево «Дерево дружбы»)
Ведущий 1: Ребята скажите, а какие слова могут обидеть? (Ответы детей) Правильно. Плохие слова, а ласковое, доброе слово душу согревает.
(7 конкурс) Дерево седьмое «Добрые слова»
Ведущий 1 (учитель): Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет. Вот у нас солнышко оно хмурое, потому что на нем написаны плохие слова. Подберите к этим словам антонимы, заменив плохие слова на хорошие. И наше солнышко засияет лучезарной улыбкой, и будет освящать нашу аллею.(За правильный ответ дети получают листок или цветок для дерева)
- Горе – (радость),
- Грубый – (вежливый),
- Злой – (добрый),
- Жадный – (щедрый),
- Грустный – (веселый),
- Вражда – (дружба),
- Обман – (честность),
- Жестокость – (доброта).
(Ведущий переворачивает солнце, оно улыбается)
Прикрепите ребята листочки и цветочки к дереву, вот и распустилась наша аллея, все деревья цветут и радуют нас своим весенним цветением.
Ведущий 2 (библиотекарь): Есть большое солнце – оно на небе. Есть солнце, оно на доске согревает нашу аллею добра. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. Помочь и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово. Может быть, поэтому еще в старой азбуке буквы назывались словами.
Ведущий 2. (Показывает плакат с буквами славянской азбуки (кириллицы)): аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, земля, люди, мыслете, покой.
Ведущий 2. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь. Вот наш сад и наполнился «Добрыми деревьями». Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом. Добрыми словами и добрыми делами. А помогать вам будут герои книг (Знакомство с выставкой «Доброе слово, что дождь в засуху»)
Детские писатели, такие как Агния Львовна Барто, Сергей Владимирович Михалков, были награждены орденом улыбки.
Этот орден был учрежден в 1968 году в Польше, а в 1979 году (год ребенка) стал международной наградой. Присуждается он известным людям, которые доставляют детям радость. Это – врачи, писатели, учителя, режиссеры, актеры. Орденом награжден Вячеслав Котёночкин – режиссер детских мультипликационных фильмов, Сергей Образцов – актер и режиссер.
Для церемонии награждения отбираются участники путем многократного голосования. Награждение проходит 2 раза в год. Во время награждения орденом победитель с улыбкой должен выпить стакан лимонного сока.
На данный момент рыцарями ордена улыбки стали 903 человека из 45 стран.
Самый молодой рыцарь: Марик Михаляк из Польши ему 23года, а самой пожилой обладательницей ордена стала в 2007 году Ирена Сендлер в возрасте 97 лет из Франции.
Проведенная нами анкета помогла выявить самых добрых ребят в вашем классе ими стали Арутюнян Карен и Прокопьева Кристина вручаем им орден улыбки.
А закончить встречу нам бы хотелось песней кота Леопольда «Если добрый ты». Кто знает слова, подпевайте.
(Все дети поют, родители и гости подпевают)
Ведущий 1:
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Ребята, примите на память от нас маленькие солнышки частичку нашего тепла и доброты. (Ведущие дарят детям солнышки)
До свидания, до новых встреч!
Использованная литература:
- Агапова И.А, Давыдова М.А. «Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1-5-й класс)», Москва, «Айрис-пресс», 2005.
- Дик Н.Ф. «Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008/
- Малютина И. «Интерактивные игры», «Воспитание школьника», №1, 2005, стр. 53-54.
- Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!», «Педсовет», №3, 2005. стр. 10-13.
- Пчельникова Л. «Волшебное слово на выручку готово», «Воспитание школьника», №3, 2005. стр. 27-29.
- Сухоносова. О.Н. классный час «Если добрый ты это хорошо!», «Педсовет», №5, 2008. стр. 6-8.
Анкета – Приложение.