Цели занятия:
- сформировать у учащихся понимание неизбежности преобразований (реформ) в истории общества;
- раскрыть сущность инновационных процессов в образовательной сфере;
- создать условия для формирования позитивного настроя учащихся к изменениям в образовании;
- содействовать в воспитании активной гражданской позиции школьников.
Ход занятия
I. Организационный момент. (слайд 1)
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Послушайте маленький отрывок из древнерусской книги "Повести временных лет" (слайд 2): "Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного: Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящешти велику ползу души своей:".
- Поняли ли вы, о чем я прочитала?
- На современном языке это изречение звучало бы так (слайд 3): "Велика ведь бывает польза от учения книжного: Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей".
- О чем говорится в этом отрывке?
III. Изучение нового материала.
- Букварь первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой, по ней дети учатся читать и писать.
- В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не буквари и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты (слайд 4). Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги (слайд 5). Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала книги были рукописные (слайд 6). Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова (слайд 7). Буквы этой азбуки были немного похожи на наши. Но сможете ли вы прочитать. Что тут написано?
В старину учились дети
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б, как аз да буки,
В - как веди, Г - глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной наукой
Наша грамота была,
(слайд 8)
Вот таким пером писали
Из гусиного пера!
(слайд 9)
Этот ножик без причины
Называли перочинным.
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему,
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
- В старину по обычаю детей начинали учить грамоте на Святого пророка Наума-грамотника - 14 декабря (1 декабря - по старому стилю), а не 1 сентября, как в наше время. Даже в те времена считалось, что "грамоте учиться - всегда пригодится", хотя и "корень учения горек, и плод сладок".
- В классах было 6-12 человек. Математика, чтение в средние века назывались искусствами, художеством и хитростью. Чтобы учитель лучше относился к ребенку, родители приносили сало, муку, крупу, дрова, солому. На уроках были и различные загадки, веселые задания, поговорки, пословицы, которые позволяли ребятам лучше усвоить программу.
- Образованный человек того времени должен был разбираться не только в церковных канонах, знать историю, уметь петь, но и вежливо себя вести: "правильно слово молвити", вовремя поклониться, улыбнуться.
- Самой большой отрадой для родителей было видеть свое дитя именно таким, потому что "кто грамоте горазд, тому не пропасть", а "неученый, что слепой - веди куда хочешь", ну а "за худую привычку и умного дураком обзывают".
- Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы все подсчитать нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот, послушайте.
- Хорошо в пещере - тепло, сухо. Костер горит и светит, качнулось пламя. Заплясали тени по сводам пещеры. Рисунки на стенах будто ожили. Вот бегут звери. Вот охотники подняли копья. Гонят зверя. Вот и сегодня была большая охота. Три оленя попались в яму. Два в ловушку. Сколько же всего? Три пальца да еще два пальца. Целая рука. Много. Надолго хватит. Один олень - на четыре дня. Пять оленей: На сколько дней? Четыре пальца да четыре, еще четыре: Трудно сосчитать.
Не так уж много приходилось считать первобытному человеку. Но был у него свой первобытный "компьютер" - десять пальцев на руках. Загибал человек пальцы - складывал. Разгибал - вычитал. Точно так, как делаем это и мы, когда учимся считать. На пальцах считать удобно, только результат счета сохранить нельзя. Не станешь же целый день ходить с загнутыми пальцами. И человек догадался - для счета можно использовать все, что попадается под руку. Камешки, палочки, косточки: (слайд 10) потом стали узелки на веревке завязывать, делать зарубки на палках. Человек стремился облегчить счет.
- Задумал египетский фараон Хеопс выстроить каменную пирамиду до самого неба! В сто человеческих ростов! Самую великую пирамиду. Сложную задачу задал фараон ученым. Вот уже вторую неделю по очереди считают они, считают, а конца подсчетам не видно. Считают, сколько каменных блоков надо вытесать, сколько людей займутся этой работой, сколько дней будут блоки вытесывать да сколько времени нужно, чтобы уложить блоки друг на друга. Первый ряд легче. Второй - труднее, медленнее. Третий - еще труднее.
Десять камешков вправо. Один камешек в верхнем ряду влево: Еще камешек вправо: (слайд 11)
Так считали на самой древней счетной машине - "абак", что значит "доска". Это простейший счетный прибор - доска, разделенная на полосы, где передвигали камешки.
- Первая счетная машина казалась чудом. Изобрел ее в 17 веке французский ученый Блез Паскаль (слайд 12). Он назвал свою машину - арифмометр.
Как же считал арифмометр?
С помощью колесиков и шестеренок - так же, как часы считали время. Человек вручную устанавливал числа и приводил в действие счетный механизм.
Арифмометр - механический компьютер.
- Наступил век электричества. Загорелись электрические лампочки, заработали электромоторы. Электрический телеграф стал передавать сообщения на большие расстояния. Появился телефон, было изобретено радио. Электричество вызвало настоящую революцию и в счетной технике.
- В начале 20 века появилось множество проектов электрических компьютеров. Они состояли из сотен электромагнитных счетчиков. Программа вычислений задавалась на картах с отверстиями (слайд 13). Машины исправно работали. Но ни один проект так и не породил настоящего компьютера. Счетные элементы во всех машинах были на половину механическими (пока повернется колесико, пока:). Считали машины еще очень медленно. Поиск новых технических решений продолжался. И вот догадались: использовать для счета электронные лампы. Первый электронный компьютер был построен в 1946 году.
- Первые компьютеры были такими огромными, что занимали целый дом (слайд 14).
Компьютер состоял из десятка больших механических шкафов. В каждом работала сотня электронных ламп. Но для работы ламп нужно высокое напряжение. Рядом с компьютером стояли мощные трансформаторы. Даже простая электрическая лампочка при работе ощутимо нагревается. А тысячи ламп? Понадобились мощные холодильные установки и вентиляторы. От нагревания лампы перегорают. Значит, нужны ремонтные мастерские:
Вот и получается - один компьютер, как настоящий завод.
Вычислительная машина "Стрела" вместе со своим вспомогательным оборудованием занимала площадь в 500 кв. метров. Этого хватило бы на 10 квартир! Целый дом для компьютера!
- Счетные элементы стали в десять раз меньше. Значит, уменьшились и сами компьютеры. Теперь они легко помещались в комнате. На самое главное - возросла скорость счета. Компьютеры стали работать в сто раз быстрее. Сто тысяч операции в секунду!
- Электронные вычислительные машины (ЭВМ) стали выпускаться большими партиями, целыми сериями. Были созданы огромные заводы и фабрики по их производству. А ученые продолжали совершенствовать, улучшать свои проекты. Компьютеры уменьшились на столько, что стали умещаться в письменном столе. И стали более надежными.
- Создана удобная, быстродействующая вычислительная машина - персональный компьютер (слайд 15). Он ничем не уступает электронным гигантам прошлого. Напротив, превосходит по всем параметрам (слайд 16). Быстродействие? Миллион операций в секунду!
А мысль ученых продолжает работать над изобретением сверхмощной вычислительной машины. Суперкомпьютера! (слайд 17) То есть самого-самого: Способного производить миллиарды вычислений секунду. Умеющего не только сверхбыстро вычислять, но и думать, рассуждать, понимать простую человеческую речь:
IV. Закрепление изученного материала.
- В какой школе вы бы хотели учиться? В цифирной или цифровой? Почему?
- Какие современные достижения компьютерной техники вы хотели бы использовать в своем обучении?
- Электронные учебники (книги) (слайд 18);
- Электронный глобус (слайд 19);
- Графический планшет (слайд 20);
- Интерактивная доска (слайд 21).
V. Подведение итогов.
- Пройдет совсем немного времени и вы, нынешние ученики, станете взрослыми, именно вам предстоит развивать и благоустраивать нашу Москву и Россию. А это под силу только думающим, культурным, образованным людям, способным принимать самостоятельные решения вне зависимости от технических новшеств.