Уроки конфликтологии

Разделы: Школьная психологическая служба


Школьные конфликты. Какие они разные, некоторые из них кажутся нам, взрослым такими незначительными.

Однако достойный выход из конфликта найти очень не просто. Почему-то не дает покоя вроде бы разрешенная проблема, чувствуешь интуитивно, по детским глазам, что-то неправильно, что-то не так. Как мы, взрослые, любим говорить: ”Ну, пожмите в знак примирения друг другу руки! Мир?” И дети пожимают друг другу руки, а в глазах их остаются “льдинки”. Рукопожатие напоказ? Чтобы взрослые больше не вмешивались. Как же научить детей “ставить точку “ в конфликте конструктивно?

На уроках, тренингах, мы разучиваем теорию конфликта, его виды, выходы. Но это только теория, а в жизни все, получается иначе! Дети забывают, что в речи при конфликте должно преобладать “Я”-высказывание, что кто ударил первый – ударил дважды!

За свою практику приходилось разбирать немалое количество конфликтов. Я думаю, что мои коллеги, возможно, применяли в своей практике такой выход из конфликта. Но он должен применяться продуманно. Есть особенности, которые нужно учесть, прежде чем применить его на практике.

Во-первых, дать возможность “ выпустить пар” двум конфликтующим сторонам. Во-вторых, вы должны быть уверены, что дети, в непростой ситуации УСЛЫШАТ вас ДУШОЮ!!! В-третьих, важную роль играет ваш авторитет, как профессионала, как человека.

На уроке истории произошла словесная перепалка между двумя девочками, затем дело дошло до “рукопашной”. Учитель попытался вместе с ребятами класса разнять их, но девочки были в такой ярости, что не заметили подошедших заместителей директора, чуть позже подоспела и я. Администрация потребовала вызов родителей, школьного инспектора. Воспользовавшись паузой, я попросила девочек на некоторое время пройти в кабинет психолога. В кабинете девочки присев на стулья, приготовились, как я поняла по их выражению лиц, к скучной беседе… Неожиданно ко мне в голову пришла мысль: ”Пусть поговорят наедине!”. “Зухра, Марина! То, что начинается в гневе, кончается в стыде, так?” Девочки кивнули, согласны, мол. ”Я вас оставлю для того, чтобы вы друг друга выслушали, хорошо? Зухра, начинай разговор: ”Я чувствую себя сейчас… Марина, я хочу...” Хорошо? Марина, отвечаешь: ”Я тоже чувствую…”Я к вам присоединюсь через 10 минут. ”Я вышла. Что я пережила за эти 10 минут! Риск? Да! Еще какой! Но я РЯДОМ! Вдруг распахнулась дверь. Девочки с мокрыми глазами, но румяные, счастливые, в обнимку подошли ко мне, стали наперебой говорить, что не поняли друг друга, что так все глупо вышло, сказали: “Спасибо!” и…пошли на урок.

Вызов родителей и школьного инспектора отменили. Я хотела бы, чтобы наши дети могли бы подойти в кабинет к психологу и попросить о разговоре наедине, друг с другом. А взрослый, оставляя наедине две враждующие стороны все равно РЯДОМ, при этом, не нарушая границ достоинства детей, не увеличивая пропасть непонимания, агрессии между детьми.

Маленькие уроки дипломатии не помешают.Замечательно, если наши дети научатся таким диалогам – без оскорблений, без кулачных боев! И еще. Если эти уроки дети будут применять в жизни – значит, не зря я живу и работаю…