Цель: формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать учеников к поиску информации о профессии, к осознанному выбору, расширить представление о разнообразии профессий.
Возраст: 10 класс.
Время: 45 мин.
Материалы: Надписи “ Профессия”, ”Специальность”, ”Квалификация”, ”Должность”; анаграммы: ОБРЫВ, СЕРЯПСОФИ, ПСЕХУ (Выбор, профессия, успех); тест “Ты и твоя профессия” (Приложение 1), Угадай профессию (Приложение 2). Карточки с фотографиями и описанием биографий миллионеров (Приложение 3).
ХОД УРОКА
Ученикам предлагается разбиться на группы “треугольники”, “квадраты”, “круги”, ”зигзаг” и сесть соответственно за столы. Далее психолог дает краткую психологическую характеристику основных форм личности каждой группе в соответствии с выбранными учениками геометрических фигур”. Треугольники – лидеры, энергичные, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Треугольники стремятся сделать карьеру, из них получаются великолепные менеджеры. Квадраты – неутомимые труженики! Усердие, упорство, терпение обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Отличные администраторы, исполнители. Круг – самый доброжелательный из всех форм. Он чаще всего служит “клеем”, который скрепляет коллектив. Высокая чувствительность, эмпатия отличает Круг от других форм. Круг – прирожденный психолог. Зигзаги – креативны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Независимые, они устремлены в будущее. Развито эстетическое чувство”.
Психолог предлагает ученикам анаграммы. Угаданные учениками анаграммы и будут сегодня темой урока.
Психолог: Пройдет совсем немного
времени и вам придется выбирать свой путь в
жизни. Очень важно не ошибиться в его выборе. Ведь
от него зависит очень многое: круг общения,
интересы, материальный достаток, счастье в жизни.
Недаром говорят, что выбирая профессию человек,
выбирает себе свою судьбу.
Что такое профессия? Специальность?
Квалификация? Должность? (Ответы учеников).
Итак, подведем итог. Профессия – это трудовая
деятельность человека, которая дает ему средства
для существования и развития. Специальность –
вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – уровень профессионального
мастерства. Должность – место, которое занимает
человек в организации. Все эти слова означают
профессиональную характеристику человека.
Пример: профессия – врач, специальность –
хирург, высшая квалификация, должность –
заведующий поликлиникой. Время от времени одни
профессии и специальности становятся нужными,
востребованными, престижными; другие теряют свои
позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.
Далее психолог предлагает каждой группе
составить список профессий:
- “Треугольники” – Самые модные профессии
- “Квадраты” – Самые забытые профессии
- “Круги” – Самые отважные профессии
- “Зигзаги” – Самые нужные профессии
(Ученики отвечают)
Психолог: Ребята, мы перечислили не
все профессии, их очень много в мире.
Но, выбирая профессию, мы ориентируемся не на
весь мир, а на то общество, которое нас окружает,
на страну, в которой мы живем.
Психолог: К сожалению, люди часто делают ошибки
при выборе профессии. Давайте, подумаем и назовем
наиболее типичные ошибки. (Ученики называют
ошибки).
Психолог: Итак, подведем итог всему сказанному:
1. Давление родителей.
2. Нежелание знать о негативных сторонах
профессии.
3. Выбор друзей.
4. Дань моде.
5. Герои телесериалов.
Существует формула выбора профессии: ХОЧУ – мое желание; МОГУ – мои способности; НАДО – профессия востребована обществом.
Психолог предлагает ученикам тест «Ты и твоя профессия» (Приложение 1)
Ученикам предлагается угадать, чем занимаются представители следующих профессий : ТИТЕСТЕР, ПОСТИЖЕР, МАСТЕРА СПЕЦЭФФЕКТОВ. (Приложение 2).
Психолог предлагает каждой группе карточки (Приложение 3)
Ученики знакомятся с биографиями знаменитых бизнесменов, называют качества характера, которые помогли им стать успешными.
Психолог: Действительно, ребята, успех
– 1% вдохновения и 99% ТРУДА!
Выбор профессии – это очень важное событие в
жизни каждого человека. Но какую бы вы профессию
ни выбрали, вам всегда пригодятся знания,
полученные в школе.Поэтому постарайтесь
определить область ваших интересов, набирайтесь
опыта и знаний. Я думаю, все согласятся с
высказыванием Эзопа: “Истинное сокровище для
человека – умение трудиться”. Психолог отмечает
работу групп, благодарит за активную работу.
Список литературы:
1. Е.И.Рогов. Настольная книга психолога в
образовании. Москва “Владос” 1996, с. 303, 304, 305, 306, 307.
2 А.В Давыдова Классные часы. Москва, «ВАКО», 8
класс, с.282, 285,
3. М.Ю.Савченко. Профориентация. Личностное
развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Москва
“ВАКО”, 2005, с. 81-82.