Внеклассное мероприятие "Урок мира"

Разделы: Внеклассная работа


Методическое пояснение:

Данное занятие может быть проведено в образовательных учреждениях во всех параллелях с учетом возраста детей. При этом учитель может самостоятельно выделять и выбирать необходимые и целесообразные с его точки зрения этапы занятия. Для урока в старших классах рекомендуется также подготовить раздаточные и справочные материалы.

Задачи мероприятия:

  • Раскрыть что такое «культура мира», ее отличие от культуры войны, показать неоднозначность понятия «мир».
  • Поднять проблему установления мира и гармонии в окружающей  действительности и  самом себе.

Цели мероприятия:

  • Познавательная: создать условия для формирования  у студентов ценностей культуры мира, толерантности и прав человека.
  • Развивающая: развитие коммуникативных умений.
  • Воспитательная: воспитание гуманизма, чувства дружбы, уважительного отношения к людям.

Межпредметные связи: дисциплины «История», «География»

Обеспечение занятия: мультимедиа

В начале урока  преподаватель приветствует своих студентов словами: «Здравствуйте! Мир, Вам!». От этого приветствия можно «оттолкнуться» и задать вопрос: А что такое «мир»?  (Приложение 1, слайд 2)

Студенты дают определение «миру» и  записывают в презентацию при помощи мышки.

Работа с понятием «культура мира» (Приложение 1, слайд 3)

Преподаватель знакомит студентов с общим определением понятия «культура мира». Текст определения лучше поместить на  доске, определение преподаватель  делает сам, опираясь на справочный материал, приведенный в приложениях на том уровне, который соответствует возрасту. В зависимости от возможностей студентов  и наличия времени можно предложить студентам раздаточные материалы, чтобы они сами сформировали определение или познакомились с основными принципами ценностей «культуры мира»

Далее студенты разбиваются на 3 мини-группы для обсуждения в течение 7 минут вопросов:

  1. Какими мы должны быть, чтобы, в том числе и в студенческой среде, утвердилась культура мира?
  2. Что мы можем сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?
  3. Каким должен быть мир, чтобы в нем царила культура мира? (Что свидетельствует о том, что в мире сейчас развивается культура мира?)

После этого каждая группа выступает с короткой презентацией (2 минуты) своего обобщенного мнения по обсуждаемому вопросу.

Практическая часть  «Картина мира»

Преподаватель  предлагает студентам составить «Картину мира», который существует на принципах культуры мира.

Далее преподаватель  обращает внимание на то, что каждый человек по-своему представляет себе этот мир, но существует обобщенная картина мира, который нас окружает. И предлагает студентам  составить ОБЩУЮ КАРТИНУ МИРА.

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями. Он взрастил в нас агрессивную реакцию на восприятие превратностей судьбы, без которых жизнь невозможна, и которые подчас могут служить источником развития и прогресса. (Приложение 1, слайд 4)

Давайте задумаемся! Общее число погибших в годы только первой и второй мировых войн составляет 65 млн. человек.

Прозвучавшая из уст Генерального Директора ЮНЕСКО г-на Федерико Майора впервые на Международном конгрессе в Ямоссукро (Кот Д`Ивуар) в 1989 году идея "Культуры Мира" ("Culture of Peace"), означает на русском языке искусство, умение и культуру жить в мире.

Культура мира – культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.
Цель культуры мира – не устранение конфликтов, (без которых невозможно развитие и контакты вообще), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на 8 принципах: (Приложение 1, слайды 5, 6)

  • Уважении прав, достоинства и жизни каждого человека – уважении всех прав и прав всех людей.
  • Ненасилии, имея в виду отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания.
  • Щедрости души: умении жить вместе без отчуждения и несправедливости.
  • "Слушать чтобы слышать" – на свободном обмене информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.
  • Сохранении планеты – уверенности, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.
  • Толерантности: осознании того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.
  • Равноправии мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества.

Говорить о переходе к культуре мира возможно только при условии комплексного соблюдения всех принципов. Только вместе они образуют ту среду, в которой может произрасти то лучшее, что мы называем, культурой жить в мире и гармонии. (Приложение 1, слайд 7)

Целостность современного мира, его противоречия. (Приложение 1, слайд 8)

На планете Земля живут более 7 млрд. человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи;

В современном мире существует более 200 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства.

Государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей.

Многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения также отличает современный мир.

Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Факторами целостности являются: (Приложение 1, слайд 9)

1) развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
2) развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;
3) развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мира в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества – с другой;
4) развитие экономики, производства, рынка стали действительно мировыми. Экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
5) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.

Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование.

Проблема предотвращения новой мировой войны продолжает оставаться актуальной и на сегодняшний день. (Приложение 1, слайд10)

Большую роль в решении данной проблемы должно было сыграть создание после Второй мировой войны  ООН, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества в случае конфликта между странами, оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мировым путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение.

Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала комиссию по защите окружающей среды. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей. (Студенты высказывают свое мнение).

Преподаватель читает стихотворение Л. Щипахиной «Кланяйтесь светлой поре» (Приложение 1, cлайд 11)

Кланяйтесь светлой поре!
Все на земле быстротечно,
Держится мир на добре,
Только разумное вечно.

Мудрость зерна и воды,
Зов наковальни и плуга,
Не накликайте беды!
Люди, любите друг друга!

Сердце колотит в ребро,
Кружит цветочная вьюга,
Делайте людям добро
И берегите друг друга!

Литература:

1. Пыхова Е.К. Советы по созданию компьютерных презентаций по английскому языку. http://pedsovet.org/forum/topic 499.html
2. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе Power Point. // Вопросы Интернет образования. – 2007. – № 47.
3.http://peace.unesco.ru/concept.htm
4. www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=77&issue=67